Мифы и реальность
Исландия — это страна дорог, по обочинам которых расположены так называемые «эльф-камни»: в старину люди настолько боялись эльфов, что при строительстве дорог не смели тронуть ни один из таких камней…
По преданиям, Эльфы, самые красивые из Детей Мира, это высокие создания, гибкие и грациозные, худощавого телосложения, с длинными изящными пальцами. Никогда не блиставшие физической силой, Эльфы благовидны и хрупки, но обладают острым умом. Рожденные в Эпоху Сумерек, почти забытое время, предшествовавшее зажжению Солнца, Эльфы неплохо видят при самом тусклом свете, и их большие глаза остры как у кошек. Эльфов всегда можно узнать по заостренным ушам, обеспечивающим им превосходный слух.
Их не зря называют невидимым, или «сокрытым» народом. Считается, что эльфы живут рядом с людьми. Но люди никогда их не видят. Рассказывают, что эльфы живут на волшебном острове в океане, где никогда не старятся, только люди попасть на этот остров не могут.
Согласно легендам, раньше эльфы жили вместе с людьми. Некоторые утверждают, например, что именно они научили людей культуре и искусству письма. Они способны проникать разумом в будущее и читать мысли cмертных.
Но время шло, люди осваивали леса и холмы, где жили эльфы. Это мешало: ведь места обитания эльфов волшебные, приход туда человека с топором нарушал волшебство.
В наши дни эльфы, предания об эльфах остались в Ирландии, Шотландии, в северной Скандинавии и в Исландии.
В Исландии считается, что иногда эльфы выходят наружу из своих волшебных лесов и холмов. Узнать место, где эльфы водят хороводы, очень легко: обычно это круг темной травы. Говорят, что если эльфы встретятся на вашем пути, не пугайтесь. Главное — не есть и не пить ничего из их пищи, а то можно уснуть на сто лет. Нельзя разговаривать с эльфами, только смотреть и слушать — что бы они не делали.
В Исландии люди всерьез верят, что эльфы существуют. Есть свидетельства, что люди слышат всплеск весел на воде и чужую речь, но не видят никого; иной раз раздается скрежет по гальке, словно вытягивают лодку на сушу; и даже наблюдали некоторые их мореходные суда под парусом на волнах или скользящие по воде лодки. Однако стоит таким свидетелям только лишь на мгновенье бросить взгляд в сторону — тут же все виденье исчезает. Когда люди слышат эльфийскую речь на берегах горных озер рано по весне — предвещает это хорошие уловы. Часто, также, видны полоски недвижной воды на озерной глади, хотя все вокруг них покрыто рябью; верят тогда люди, что это следы эльфийских лодок отправляющихся на рыбный промысел.
Существует даже целая наука как непрошенному попасть к эльфам (откуда специальный исландский термин hol-gaungur «хождение к эльфам»). Основной инструмент при этом — магический жезл sproti (сделанный из тонкой китовой кости, окованной наполовину, за недостатком золота, медью). Если им ударить по скале (там где духовидцы видят на самом деле двери, вместо горной породы) и громко произнести некую чародейскую формулу — незамедлительно будешь ты впущен внутрь и т.д. (Чем не источник для сцены у врат Мориа, где Гэндальф ударяя своим жезлом по дверям в скалах, повелительно говорил: edro!)
Также сохранились в рукописях два исландских магических знака (galdra-stafir) «Гапальдр» и «Гиннфакси», которые, если написанные вместе в одну строку, помогают «входить в холмы»к эльфам. Естественно, что внутри эльфо-жилищ все диковинно (не как у людей!).
Также, по свидетельствам мистиков Средневековья, эльфы обладают особыми книгами Знания: «люди с даром духовиденья подтверждают, что внутри оформление их (т.е. эльфо-книг) подобно старым рукописям Иров (Ирландцев), только начертаны они златыми буквами; и все там изумительных цветов, с изящной вязью и орнаментами внутри и снаружи изукрашено».
Так же, как упоминают древние, эльфы, хоть сейчас и невидимые, способны помогать, или даже могут спасти в минуту крайней опасности дружественных им людей.
Очевидно, что при попытках общения с эльфами, необходимо соблюдать некоторые условия, как-то: особые формы воздержания, отсутствие на себе металлических предметов (кроме серебряных). Помогают некоторые полудрагоценные камни. Тут уместно вспомнить опыт исландских мистиков и их диво-камни (natturu- steinar): Diacodos и т.д. Также существуют идеи о использовании при этой процедуре различных других средств (например, четырех-листого клевера, особой мази для глаз и т.д.). Возможно помогут некоторые магические «ставы»: band-run(ir) «сложный знак составленный из разных рун» (буквально «связка-рун»); galdra-stafur «знак из нескольких магических символов сведенных воедино»).
В Исландии на Рождественскую ночь, под Новый Год, плюс в ночь перед летним солнцестоянием, в означенное время, зажигают в доме все огни, прибирают все начисто, накрывают на стол, и, обходя со светом вокруг дома и всех построек примыкающих к нему, произносят трижды следующую магическую формулу приглашения эльфов: «komi their sem koma vilja, fari theim sem fara vilja, mer og minum ad mein(a)-lausu!» или «veri their sem vera vilja, fari their sem fara vilja, mer og minum ad skada-lausu!» («Входите смело те, которые того желают и приходите отовсюду те, кто вознамерился придти, но не причиняйте вреда ни мне, ни тому что у меня!) Затем ждут. Сия процедура может быть связана с определенной опасностью, т.к. велика вероятность прихода Темных Эльфов (Dokk-alfar), злых духов (ill-vaettir) или даже „немертвых“ (draugar). В этом случае возможен для пригласивших смертельный исход.
Выдержки из некоторых писаний
Йоун Ученый:
«Полагали, что некоторые люди были настолько глубоко-сведущи, что умели раскрывать земные покровы и туда внутрь входить. Как в холмы, так и в скалы входили, разговаривали там с народом, внутри живущим, и от него дары принимали (дары эти многие видели), и там, узнав немало о тайном и сокрытом, мудрее становились.»
Йоун Эггертссон:
«О многих говорили, что они владеют искусством раскрывать земные покровы (скалы) и внутрь входить; и общаются там с Льювлингами (эльфами, которых так называют); едят и пьют с этим народом там внутри; к тому ж мудрыми становятся, и вдобавок от них дары получают.» («Um runakonstina»: «О руническом мастерстве», 17 век)
Из коллекции Йоуна Арнасона:
«Идут они так, покуда ни приближаются к одному холму. Бьорн вытаскивает затем прут спроти и ударяет им по холму. После этого открывается холм, и видят они, словно дверь распахнулась в нем…»
«Берет тогда епископ прут спроти, выходит из палатки, проводит прутом три круга вокруг палатки и отправляется затем к эльфам.»
«Они идут к наружному краю возделанного, возле хутора, поля, к одному холму там. Священник ударяет прутом спроти по холму. Раскрывается холм затем…»