Статьи

Китай. Описание мест.

Описание мест

Шанхай

Шанхай — крупнейший город Китая и один из самых крупных городов мира, расположен в дельте реки Янцзы. Один из четырёх городов центрального подчинения КНР, важный финансовый и культурный центр страны, а также крупнейший в мире морской порт.

К началу XX в. Шанхай превратился из маленького рыбацкого городка в важнейший город Китая и третий финансовый центр мира после Лондона и Нью-Йорка. Помимо этого город стал средоточием массовой культуры, порока, интеллектуальных споров и политических интриг в республиканском Китае. После победы КПК в гражданской войне в 1949 г. правительство обложило Шанхай высокими налогами, буржуазия подверглась преследованиям, и его былое богатство быстро сошло на нет.

После того как власти в 1992 г. санкционировали возобновление рыночного развития экономики Шанхая, он быстро обошёл Шэньчжэнь и Гуанчжоу, в которых начинались рыночные реформы в Китае.

Первый из двух иероглифов, которыми записывается название Шанхая, имеет значения «на/над», «верх», «входить/вступать», второй — «море». На местном диалекте они произносятся как /zɑ̃.’he/ (занхэ). Первое упоминание этого названия относится к династии Сун (XI век), когда уже существовало слияние рек Янцзы и Хуанпу и населённый пункт с таким названием. Существуют разногласия относительно интерпретаций этого названия, официальная китайская историография трактует его как «верховья моря», «взморье»

Однако другая версия (особенно, с точки зрения носителя северных диалектов) предполагает буквальную трактовку: «вступать на море», то есть выходить в море, что вполне подходило бы для портового города. Ещё одна, более поэтическая версия предполагает, что иероглифы следует читать в обратном порядке, и тогда, согласно порядку слов в китайском языке, они приобретают значение «[город] на море». На Западе ранее существовали различные варианты транскрипции: Shanghai (англ.), Schanghai (нем.), Sjanghai (голл.) и Changhaп (фр.). В 1990-х годах написание Shanghai — согласно правилам транскрипции пиньинь — стало универсальным для большинства языков, использующих латиницу.
В западных языках у Шанхая существовало много других имён, среди них «Восточный Париж», «Королева Востока», «Жемчужина Востока» и даже «Распутница Азии» (за разгул порока, наркотиков и проституции в 1920-е — 1930-е года; ср. нарицательное «шанхай» в русском языке в значении «беспорядок», «хаос»). Шанхай долгие годы был важным политическим центром Китая. Многие нынешние функционеры партийной верхушки в Пекине выросли из шанхайской администрации 1980-х гг., известной своей критикой крайне левацких методов «культурной революции» и прозванной «шанхайской кликой». Многие наблюдатели видят в тяготеющей к правым взглядам «шанхайской клике» оппозицию нынешней администрации Ху Цзиньтао. В административном отношении статус Шанхая приравнен к провинции, а посты секретаря горкома КПК и мэра города всегда рассматривались в Китае как последняя ступень перед восхождением в высшее партийное руководство. Четыре мэра Шанхая, включая Цзян Цзэминя и Чжу Жунцзи впоследствии занимали важные посты в правительстве. При этом решение о назначении на посты мэра и секретаря горкома принимается центральным правительством.

Храм Нефритового Будды

Храм Нефритового Будды был основан в 1882 году. Тогда некий монах по имени Хуигень из Храма Путошань в провинции Чжэцзян проделал в Индию тот немыслимый путь, что и танский монах Сюаньцзан (Легенда о последнем фантастически изображена в китайском классическом романе «Путешествие на запад»). На обратном пути он проездом был в Бирме и оттуда привез на Родину пять статуй нефритового Будды. Две из них Хуигень посвятил храму, сооруженному им в Шанхае на собранные с верующих подаяния. Так произошло название «Храм нефритового Будды». Спустя несколько десятков лет, во время войны, храм сгорел. В 1918 году было начато восстановление храма на нынешнем месте в архитектурном стиле Сунской династии, которое было завершено лишь через 10 лет. Храм нефритового Будды невелик, но монументален. В нем расположены Зал Небесных Владык, Зал Великого Мудреца, Дом Нефритового Будды, залы созерцания внутреннего бытия, залы чтения сутры и корпус келий. Все китайские буддийские храмы разделяются на три типа: храм созерцания, храм проповедования и храм соблюдения заповедей. Храм нефритового Будды относится к первому типу.

Храм открывается Залом Небесных Владык, Надо входов в зал висит доска с позолоченными иероглифами, воспевающими четырех небесных Владык: «Могущественны в защите страны и милосердны в покровительстве всем существам». В центре зала помещается статую Будды Майтрея. Вечно широкая улыбка на его лице так приветлива и заразительна, что любой посетитель, войдя в зал, сразу забывает о своих неприятностях. Парные надписи около статуи гласят: «Терпит все на белом свете нестерпимое, смеется над всеми существами смешными». Позади него, спиной к спине, стоит статуя Шканды, По буддийским преданиям, каждому небесному владыке подчиняются восемь божеств-генералов. Их всего тридцать два при четырех владыках. Шканда служит у владыки Юга и считается первым из них. По обеим сторонам зала расположены статуи небесных владык, или четырех Ваджер. Первый слева, в белом облачении с пипой в руке — Владыка Востока, Дритараштра, хранитель страны. Стоя на страже буддизма, он охраняет все страны света и развлекает будд музыкой. Второй слева, в синем облачении, с мечом в руке — Владыка Юга, Вирудхака, проповедник милосердия и защитник буддийского учения. Первый справа, в красном облачении — Владыка Запада, Вирупакса, всевидящий. В правой руке у него скрученное шелковое полотно, напоминающее змею. Этим полотном он переводит все существа на обетованную землю. Второй справа, в зеленом облачении, с зонтом в руках — Владыка Севера, Дханада, всеслышащий. Он приносит всем существам благоденствие.

Когда Будда отправляется в поездку, он следует за ним, держа над ним раскрытый зонт. Этот зонт является и магическим оружием. При его раскрытии у противника закружится голова, а при закрытии тот будет, втянут в него, и попадет в плен. На площадке перед Залом Великого Мудреца под открытым небом стоит бронзовый треножник. Это буддийское культовое приспособление для сжигания ароматических свечей. В буддизме, как и в других религиях мира, культ имеет свои внешние формы: воскурение ароматических свечей, возложение на алтарь храмов приношений, поклонение статуям Будды и других божеств, паломничество к святым местам и прочее. Этот треножник был отлит в 1922 году, с именами спонсоров. Его высота — 4,8 м., диаметр — 1,75м. Скульптурная алтарная композиция Зала Великого Мудреца типична для всех буддийских храмов. Почти в середине зала в один ряд установлены статуи трех Будд: в центре Шакьямуни, основатель буддизма, справа Исцелитель, слева Амитабха. Высота статуй достигает 4 м., лотосового трона — 2, 42м., ореола — 7м. Шакьямуни, Сиддхарта Гаутама, жил с 565 по 485 г. до новой эры. Он происходил из царской семьи рода Гаутамы племени шакьев, обитающего в северной Индии на южной границе современного Непала. По его учению бытие — это страдания в желании. Путь, ведущий к освобождению, существует в преобразовании психики и психофизиологии личности. Освобождение или нирвана есть состояние совершенной не связанности с внешним миром и в самоуглубленности. Исцелитель управляет Восточным световым краем. Он вращает драхмы, что символизирует неустанное проповедование буддизма и избавление верующих от зол и неприятностей. Амитабха ведает Западным обетованным краем. У него в руке лотосовый трон на золотом подножии, которым он перевозит все существа в обетованный край. По обеим сторонам зала стоят, наклоняясь вперед, двадцать божеств и прислушиваются к Шакьямуни. Вызывает восхищение расположенное в задней части зала скульптурное изображение горы Сумеру, где, по преданиям, обитают буддийские боги. На переднем плане статуя Бодхисаттвы Авалокитешвара, или по-китайски — Гуаньинь. Он славится абсолютным милосердием и оказывает помощь всем, кто нуждается в ней. У него 33 ипостаси, а воплощен он в женской фигуре. По преданиям он достиг высшей святости раньше, чем Шакьямуни, но впоследствии отказался от нее ради спасения всех существ. Над головой Гуаньиня представлена отшельническая жизнь Шакьямуни в лесу. С правой стороны обезьяна кормит его персиком, с левой — олень поит его водой. С обеих сторон Гуаньиня стоят его ученики — Шудхана и внучка Царя драконов. На синем льве сидит Бодхисаттва мудрости Маньджушри. На белом слоне — Бодхисаттва справедливости Шамантабхара. Внизу 18 архатов, учеников Будды, проповедующих личное совершенствование.

В Зале лежащего Будды царит торжественная тишина. Статуя длинной в 96 сантиметров воспроизводит предсмертную позу Шакьямуни. На стенах зала висит 4 картины, изображающие жизнь Шаьямуни. первая в 29 лет Шакьямуни оставил семью и дом отца. Вторая: после семилетних скитаний, аскетических подвигов и размышлений, Шакьямуни просветлел под древом бодхи. Третья: Шакьямуни проповедует свое учение. Четвертая: в 80 лет Шакьямуни погрузился в нирвану. Рядом Зал буддийского искусства. Здесь экспонированы шедевры буддийского искусства, создаваемые в течение нескольких столетий. Резьба по камфорному дереву «Гора Сумеру» принадлежит к произведениям Цинской династии (1644–1911 гг.). История статуи Бодхисаттвы Гуаньинь из финикового дерева восходит к 15 веку или к еще более раннему периоду. Удивительным национальным колоритом отличаются ширмы с камфорными гравюрами по сюжетам романа «Путешествие на Запад».

Архитектурный ансамбль Храма завершает Дом нефритового Будды. Это двухэтажное строение одновременно служит и хранилищем сутры, которое подобает знаменитому храму. Нефритовый Будда в сидящем положении — памятник буддийской скульптуры. Превосходно его неповторимо живое, нежно-покровительственное выражение лица. Высеченная из цельной одноцветной нефритовой глыбы, статуя имеет высоту в 1,92 м. И ширину в 1,34 м. Все драгоценные камни на ней, включая крупный рубин во лбу Будды — пожертвования последователей буддизма. В шкафах вдоль стен хранятся 7240 томов буддийской литературы, в том числе сутра «Дацзанцзян», напечатанная в 1870 году. На территории Храма нефритового Будды н находится Буддийское училище. Буддизм, как одна из трех мировых религий наряду с христианством и исламом, изучается здесь основательно.

Сад Юй Юань

Первые садово-парковые комплексы, предназначенные для отдыха и развлечений, в Китае стали создавать около 3,5 тыс. лет назад. Письменные свидетельства 5–2 веков до н.э. свидетельствуют о развитой и высокой культуре паркового искусства. К концу 15 — началу 16 веков окончательно сформировалось искусство «ветра и воды» (фэн шуй). Причудливая смесь астрологии, географии, наук о природе, архитектуры, садоводства и мистических практик была направлена на гармоничное существование человека в окружающем мире. Наука фэн шуй оказала громадное влияние на садово-парковую культуру Китая. И не случайно лучшими считаются парки, созданные в эпохи Мин и Цин.

«Не выходя из дома, погрузиться в мирный покой, забыть о городской суете и затеряться в спокойствии лесов и журчащих ручьев» — так о предназначении своего сада написал один из владельцев.

Особой элегантностью отличаются парки в нижнем течении Янцзы, среди них и Юй Юань. Парк был разбит в 1559 г. чиновником Пань для своих родителей. Сад неоднократно менял хозяев, переживал периоды разрушения и запустения. В 19 веке сад послужил штабом восстания Общества Кинжала против иностранцев и правящей династии Цин. После жестокого подавления восстания часть сада стала базаром и местом собрания гильдий ремесленников.

Восстановленный в начале 20 века, сад Юй Юань составляет 20 тыс. кв. метров. Пять декоративных стен в виде драконов делят территорию на шесть зон с живописными пейзажами. Одной из достопримечательностей является пористый камень, который был поднят со дна озера Тайху. Легенда гласит, что этот камень был обнаружен во времена династии Сун и прежде находился в коллекции императора Хуэйцзуна. Его высота составляет 5.1 м и ширина 2 м. Его многочисленные отверстия и утонченная форма созданы водой, и если к его нижней части поднести благовония, то дым струится со всех сторон камня.

Храм Городских Богов (Чен Хуан Мьяо)

С древнейших времен в Китае божества-покровители местности пользовались большим почитанием. Такое божество почтительно именовали Князем (Ту Ди Гун) или Батюшкой (Ту Ди Фу). Над каждой отдельной территорией, деревней или элементом ландшафта властвовали духи Ту Ди (Ту Ди Шень), защищая свои угодья от природных и социальных бедствий. Аналогом Ту Ди в городских верованиях выступает Бог Городских Стен и Рвов, Чен Хуан. Являясь частью даосских религиозных представлений, Чен Хуан был объявлен небесным божеством, прибывающим на одной из высших небесных сфер, входя в «администрацию» главнейшего из богов Китая — Нефритового Императора. В круг его обязанностей, помимо защиты города и его обитателей, входило наблюдение за моральными качествами населения, поощрение за добрые и наказание за дурные поступки. В отличие от духов Ту Ди, изображения и происхождение которых абстрактны, почти каждый Городской Бог имел собственную историю. Как правило, это были обожествленные исторические персонажи. Часто Чен Хуан изображался старцем с длинной седой бородой и массивными бровями, облаченным в чиновничьи одеяния и занятым служебными делами. Представители даосской школы «Небесных наставников» совместно с городскими чиновниками определяли божественного Патрона того или иного города. Для Шанхая таким покровителем стал Цинь Юй Бо.

И, похоже, Цинь Юй Бо отлично справляется со своей работой Небесного Покровителя Шанхая, ведь население города, которое в XVIII веке составляло 50 тыс. человек, к концу XX века приблизилось к 20 миллионам!

Провинция Хунань

Провинция Хунань находится в пределах на юге Китая. В востока на запад она раскинулась на 667 км, с севера на юг протянулась на 774 км, площадь территории 211,8 тыс. кв. км, это 2,2% общей площади Китая, это 11-я по величине территория среди провинций и городов центрального подчинения. Это внутриконтинентальная провинция, соседствующая с приморскими районами.

Административный центр — г. Чанша.

В Хунани красивые горы и реки, множество различных древних памятников. В провинции более 20 тысяч памятников культуры и ландшафтных достопримечательностей, в том числе 22 охраняются как важные памятники всекитайского значения, 211 охраняются как важные памятники провинциального уровня.

В Хунани 4 государственных природных заповедника, 22 провинциальных заповедника и 21 государственная лесопарковая зона.

Площадь здешних заповедников превышает 7260 кв. км, это 3,43 % территории провинции.

В Хунани 43 известных панорамно-ландшафтных района, в том числе четыре важные государственные природно-ландшафтные зоны: одна из пяти знаменитых гор Китая — гора Хэншань, Улинъюань, храм Юеянлоу на берегу озера Дунтинху, гора Шаошань.

Созданы 27 провинциальных природно-ландшафтных зон. Ландшафтная зона Улинъюань (включая природные районы Чжанцзяцзе, Сосиюй, гору Тяньцзышань и реку Мэндунхэ), необыкновенные рельефы, ручей, пещеры, теплые источники, собранные природой в единое целое, близлежащие реликтовые леса, подпирающие небо, где царствуют редкие виды птиц, внесены ЮНЕСКО в Список всемирного природного наследия.

Гора Хэншань (или Хэн) — одна из знаменитых гор буддизма и прекраснейшее живописное место.

Храм Юеянлоу с его давней историей, прелестными культурными традициями и величественным размахом известен далеко за пределами Китая.

Чанша — известный исторический и культурный центр, гробница Ханьской династии в Мавандуе, гора Юелушань, беседка Айваньтин (беседка любования закатом), островок Цзюйцзычжоу (Мандариновый островок), библиотека Юелу, все это знаменитые живописные места.

Провинция Фуцзянь

Фуцзянь — южная, приморская провинция, по населению (35 миллионов).

Фуцзянь — это приятные горы и бамбуковые леса, банановые плантации и относительно дешевые розничные бананы. Провинция знаменита тем, что возле города Цюаньчжоу, конкретно в уезде Путянь некогда находился монастырь Южный Шаолинь.

Так же Фуцзянь самая лесная провинция Китая, здесь много заповедников и национальных парков. Много красивых озер и, по слухам, есть очень красивые пляжи с песчанными отмелями.

Если кто ищет интересного места на побережье, то имеет смысл искать его именно в этой провинции. Более половины территории провинции занимают субтропические леса — имейте в виду.

В северо-западном углу провинции находятся очень известные горы Уишань — это красиво.

Вообще надо заметить, что в провинции не так много крупных исторических памятников, что хорошо, ибо не притягивает орды туристов.

Нацменьшинств в провинции всего 1,5%, больше всего людей из племени шэ.