Новости

Эльбрус – «…это, однозначно, особенный опыт…»

Восхождение на Эльбрус, как оно есть. «…Когда вернулись, подумал, что ни за что и никогда больше не пойду в горы, но прошли сутки…»

День 5 (19 июля) Штурм.
Проснулись в 2-30 проводили соседей, которые стартовали на штурм с 4700 м.
Позавтракали и погрузились в ратрак, который доставил нас на 5100 м. С первыми шагами стало понятно, что все наши предыдущие акклиматизационные восхождения были лёгкими прогулками, после 5000 м гора совсем другая. Широкие дороги, раскатанные ратраками, и натоптанные тропы остались далеко внизу. Теперь предстоит двигаться по следам своих товарищей вдоль крутых снежных склонов, по которым можно скатиться в неизвестность. Погода испортилась ещё с вечера, а утром облако нависло как раз над вершиной. В общем ярких солнечных панорам нам не открылось, предстояло пробираться сквозь ветер и снег. Во время первого привала на высоте 5400 узнали, что Влада накрыла горная болезнь и он возвращается в приют с гидом. Ждали минут 20-30, связь в таких погодных условиях работать отказывалась. На привале оставили часть вещей, все оставили по одной палке, место в освободившейся руке занял ледоруб. На 5400 м начинается самая сложная часть трассы, идти нужно пристегнувшись к верёвке, закреплённой на вбитых в землю/лёд столбиках, расстояние между столбиками по ощущениям от 50 до 200 м, у каждого столбика нужно перемещаться с одной веревки на следующую, отстёгивать карабины в варежках затруднительно, приходится оголять руки на недружелюбном ветру, при этом следить, чтобы варежка, палка и ледоруб не улетели. Ко всем вышеописанным сложностям лично у меня добавилась проблема с дыханием – мне жутко не хватало воздуха после каждой смены веревки, и балаклава, вдобавок, стала прилипать к губам, затрудняя дыхание.

В самом последнем пролете «перил» склон оказался особенно сложным, я долго наблюдал, как Александр пытался вбивать «кошки» в поверхность ледника, но продвинуться вверх у него не получалось достаточно долго. Проанализировав его попытки, я посчитал, что нашел оптимальную траекторию движения, но в итоге тоже застрял на этом участке, вдобавок, во время 3 попытки сделать шаг я оступился и соскользнул вниз, повис на страховочной тросе, пришло время применять навыки использования ледоруба, полученные накануне. Для того, чтобы вернуться на тропу я потратил немало сил. Мою группу я увидел уже в метрах в 10-15 от меня. Дотопал до них, группа стояла на привале. Спросил у Виктора на какой мы высоте, он сообщил, что высота 5620, и до вершины остался простой пологий участок, минут за 20 мы дойдём. И тут меня накрыла истерика, слёзы лились градом, я рыдал как маленький мальчик, понимал, что мокрые глаза на таком ветру и морозе – это опасно, но не мог сдержаться. Сложно описать те эмоции, которые овладели мной в тот момент.
Когда прорыдался, мы стали готовиться к финальному рывку: достали остатки провизии из рюкзаков (с рюкзаками до этой высоты дошло 4-5 человек из всей группы). Чай в моем термосе оказался ледяным (сэкономил, купил в Ашане – для походов в баню он хорош, но проверку горами не прошёл), дрожащими руками достали шоколадки и орехи, гематоген стал настолько твердым, что откусить его получилось не сразу. Подкрепившись, собрались с силами, Бобок пристегнул к себе Алексея, самочувствие которого оставляло желать лучшего.  До места привала его «доставила» Оля. Начали восхождение, но участок оказался не таким простым, как многие из нас надеялись. Ветер буквально сбивал с ног, не хочу показаться пафосным, но действительно было так. За время, проведенное в горах, я по достоинству оценил ветровку и штаны из непродуваемых материалов, в них действительно ветер вообще не беспокоит, до тех пор, пока он не сбивает тебя с ног. Было несколько моментов, когда понимал, что просто не могу сделать шаг, потому что потеряю равновесие, так сильно дуло. Ледоруб и палка, как дополнительные точки опоры, ситуацию принципиально не улучшали.
Докарабкались до вершины, Виктор Бобок буквально подхватывал и затаскивал каждого из нас на последних шагах вверх. Несмотря на то, что я нес с собой рюкзак с палкой для камеры GoPro и до последнего верил, что смогу поснимать на вершине, мороз и ветер отбили у меня желание даже попробовать установить камеру на палку. Проблемно было даже достать флаг, к слову, расправить его у меня так и не получилось, спасибо Вите, что сделал несколько фото, не щадя своих рук на ветру. После запланированных фото начали спускаться к привалу у перил. Мысль о том, насколько долгий и сложный спуск нам предстоит, очень давила. Так как среди нас были те, у кого сводило ноги, и с вовсе «пошатнувшимся» самочувствием, гидами было принято решение идти общей связкой, чтобы никого не потерять на спуске. Это была настоящая проверка на прочность всех нас, но с другой стороны у нас не было выбора, кроме как вернуться. Клонило в сон, аскорбинки и конфетки шли в ход одна за одной. Шаг за шагом, с остановками и совсем не быстро мы спустились до 5000 м, откуда можно вызвать ратрак. На этот раз все единогласно согласились ехать вниз, т.к. сил практически не осталось. Виктор вызвал ратрак, который мы прождали около получаса, погрузились и поехали в приют. По дороге подхватили наших музыкантов, рады были узнать, что они живы и здоровы, им не хватило буквально получаса времени, чтобы достичь вершины, непогода накрыла на перилах и не пустила их, но с третьего раза они точно добьются цели, я уверен!

После возвращения в приют очень хотелось забиться в угол, укрыться спальником, прижав колени к груди и не двигаться, полное опустошение и потрясение, каждый думал о своем, изредка озвучивая свои мысли. И все-таки мы это сделали! Это не героизм – на Эльбрус заходят тысячи людей ежегодно, ничего уникального мы не совершили, но это однозначно особенный опыт, неописуемые эмоции, которые невозможно сравнить с чем-то ещё.
Когда вернулись, подумал, что ни за что и никогда больше не пойду в горы, но прошли сутки и я понимаю, что теперь нужно сделать 7 вулканов (высочайшие вулканы всех континентов).
Так что если кто-нибудь из вас захочет присоединиться и пойти на Килиманджаро, Демавенд, Орисабу, Охос или Гилуве – пишите!