Эфиопия (Абиссиния)
считается самой старой нацией Африки с непрерывной историей. Площадью более миллиона кв. км., эта страна в два раза больше Франции и в пять раз — Великобритании. Население составляет 58 миллионов человек из более 80 этнических групп. Расположена Эфиопия на востоке Африки, известном как Африканский Рог. В эфиопском ландшафте доминируют вулканические плато со средней высотой ок 2000м, которые опускаются у границ страны с трех сторон. Рифтовая долина начинается у Красного моря и рассекает пустыню Данакиль (где находится самая низкая точка на земле), протягиваясь к югу Эфиопии и Мозамбику.
История Эфиопии (и, возможно, всего человечества) началась около 3.2миллионов лет тому назад. Именно так оценивается возраст Люси, наиболее древнего гоминида женского пола, найденной в долине Аваш. Ее скелет был обнаружен в 1974году. Научное имя Люси Australopithecus afarensis. Сами эфиопы называют ее Динкнеш, что означает Прекрасная. Но почему имя Люси? А все потому, что экспедиционная команда слишком много слушала Биттлз. Да-да, имя было взято из песни «Lucy in the Sky of Diamonds»! Люси хранится в Национальном музее Аддис-Абебы, на экспозиции можно видеть ее точную гипсовую реплику.
Несомненно, люди населяли земли Эфиопии еще на рассвете истории, и тому свидетельства — ранние пещерные рисунки.
В Библии есть как минимум 30 упоминаний Эфиопии. Традиционно считается, что родоначальником эфиопской нации был Этиопик, праправнук Ноя. Аксум был основан его сыном Аксумаем. Царица Македа (Савская) правила огромной территорией, включающей Йемен, во времена ее правления торговые связи поддерживались с такими далекими странами как Палестина и даже Индия. Царица бывала в Иерусалиме и встречалась с царем Соломоном, от которого у нее родился сын Менелик. Существует предание, что Менелик в юности посещал своего отца, изучал в Иерусалиме закон Моисея и вернулся в Эфиопию с Ковчегом Заветов. Так была основана Соломонова династия, потомки которой правили вплоть до 1974года.
Современные эфиопы не представляют собой единую расовую или этническую группу, что отражается в разнообразии их языков. Некоторые народности, живущие вдоль берегов реки Омо, такие как Сурма, явно племенные кочевники, в то время как другие опираются, в основном, на сельское хозяйство. Вообще, в случае Эфиопии невозможно пытаться каким-либо образом обобщить такую сложную этническую смесь народов. Их просто надо увидеть!
Южный (или Нижний) Омо, пожалуй, справедливо можно назвать Живым Музеем. Здесь представлены 4 из основных африканских лингвистических групп, включая Омо. В общем, в зависимости от того, где провести границу, Южный Омо населяют не менее двух дюжин различных племен. Некоторые из них насчитывают десятки тысяч, других осталось не более 500. И каждое из племен уникально по своей культуре. Это все еще мало посещаемые места, где большинство традиций и обрядов оставались неизменны в течение тысячелетий(!). Многие племена практикуют анимизм, постоянно враждуют между собой.
В национальных парках нет типичного сафари, как, например, в Кении, зато здесь можно вдоволь насладиться действительно нетронутой природой Африки.
Озеро Зивай
окружено синими вулканическими холмами. На нем есть 5 маленьких островов тоже вулканического происхождения. Это озеро является прекрасным местом для наблюдения жизни водоплавающих птиц. Здесь их бесчисленное множество: африканский карликовый гусь, желтоклювый аист, тиркушка, белый пеликан, орлан, венценосный и обыкновенный журавль, множество уток и фламинго
Дорзе:
Это высокогорное племя известно своими 10–12метровыми бамбуковыми хижинами, по форме напоминающими пчелиные ульи. Благодаря вертикальным деревянным шестам-каркасу, такие хижины легко транспортируются и могут служить до 60лет.Дорзе считаются лучшими ткачами (традиционно прядут женщины, а ткут мужчины) и славятся у туристов хлопковыми одеялами, тогами и брюками.
Хамер:
довольно большая народность, насчитывающая 50 тысяч человек. В первую очередь, хамеры известны своими выдающимися прическами. Женщины смешивают охру, воду и вязкую камедь, втирают все это в волосы, потом продолжаю скручивать косички до тех пор, пока те не превращаются в что-то типа дредов медного цвета, которые называются по-местному goscha. Такая прическа есть символ здоровья и благосостояния. Хамеры очень любят украшать и разрисовывать себя. Каждый орнамент на теле и украшение имеют важное символическое значение. Например, серьги у мужчины обозначают количество его жен. Женщины носят железные украшения, каждое из которых тоже что-то обозначает: жената ли женщина, обручена ли, какой у нее. социальный статус. Так, специальный глиняно-железный обруч с ручкой достается только первой жене, остальные носят обыкновенные железные обручи, количество которых обозначает «порядковый номер» жены.
Мурси:
это воинственное племя известно многим по документальным телевизионным репортажам. Наиболее яркие традиции мурси включают ожесточенные бои на палках среди мужчин (к сожалению, помимо палок, мурси активно применяют и автоматическое оружие) и ношение глиняного диска в разрезанной нижней губе у женщин. Говорят, что величина диска свидетельствует о богатстве невесты. Однако антропологи выдвигают еще пару предположений: чтобы отпугивать поработителей или работорговцев, ищущих незапятнанных девушек, или чтобы избежать проникновения в тело зла через рот.
Консо:
древнейшая культура. Люди этого племени сооружают сложные каменные террасы на своей холмистой земле, а на кладбищах ставят деревянные тотемы. Это всемирно известные резные статуэтки waga. Они представляют собой самого воина (отличимого по фаллическому символу на лбу или увеличенному размеру соответствующего органа), его жен (обычно 4 или 5, их можно узнать по ожерельям и, естественно, груди), убитых врагов (они всегда меньшего размера и без фаллического символа) и крупных животных (например, убитого воином леопарда). К великому сожалению, традиция возведения вага отмирает. Этому поспособствовала их популярность у иностранцев (древние вага уходят в Аддис-Абебе в руки туристов и дипломатов за весьма крупные суммы) и работа миссионеров, упорно борющихся с древними языческими культами.
Поющие колодцы людей Борена:
люди Борена полукочевники-пастухи, чья жизнь вращается исключительно вокруг их скота. Чрезвычайно сухой климат вынудил этих людей изобрести систему колодцев и подводных тоннелей для того, чтобы обеспечить скотину водой. А поют вовсе не колодцы, поют мужчины, которые вынуждены спускаться в них, на глубину до 30метров, выстаивая что-то типа человеческой лестницы и передавая ведра воды с самого низа наверх. Эту трудоемкую работу, требующую синхронизации движений, без песни не выполнить.
Каро:
людей этого племени всего 1500 человек. Они населяют восточный берег реки Омо. В прошлом скотоводы, многие из них вынужденно занялись сельским хозяйством, так как многочисленные инфекции унесли большинство поголовья скота. Близкие по виду, языку и традиции Хамерам, Каро считаются мастерами по разрисовке тел, особенно при подготовке к танцам и праздникам. Наиболее часто используется мел, чтобы имитировать пятнистую раскраску гвинейского петуха (?). Каро также великие импровизаторы в использовании материалов для декорирования. В ход идет все: гвозди, обертки от конфет, да все что угодно.
Буми:
как и многие другие племена, Буми — не особо «уживчивые» соседи; они воюют практически со всеми, особенно с Каро, Хамер и Сурма. У Буми весьма популярна скарификация (нанесение шрамов), символизирующая принадлежность к племени и доблесть в битве. И мужчины, и женщины используют маленькие точки для подчеркивания глаз и скул. Также женщины покрывают и грудь шрамами, образующими извитые геометрические узоры.
Декорирование тел
Помимо разрисовки тел, являющейся не только художественным самовыражением, но и преследующей косметические и социальные цели, многие племена долины Омо используют скарификацию. Такое украшение служит отличительным признаком храброго воина (мужчинам не дозволено сделать себе шрамы, если они не убили хотя бы одного недоброжелателя). Для женщин приподнятая текстура кожи очень желанна и, считается, повышает, их «чувственную» ценность для мужчин. Для скарификации используется камень, нож, крючок или лезвие. Потом в рану втирается пепел, вызывая небольшую инфекцию и вызывая рост поврежденной ткани. Когда рана заживает, выросший шрам приобретает желанную форму узелка на поверхности кожи.