Хотя, по археологическим данным, Бутан был населён ещё в 2000 году до нашей эры, письменных свидетельств о древних временах почти нет. История страны известна преимущественно эпизодами, поскольку в 1827 году сгорела крупнейшая библиотека в тогдашней столице Бутана Пунакхе. Исторические события теперь уже неотделимы от легенд.
Ранняя история Бутана
Несмотря на то, что ранняя история Бутана ещё плохо изучена, учёные, проводя археологические раскопки и исследуя каменные орудия, следы мегалитов, которые, возможно, использовались для пометки границы или ритуалов, пришли к выводу, что цивилизация на территории современного Бутана существовала ещё в 2000 г. до н. э. По мнению историков, наиболее достоверным периодом в истории Бутана является время существования государств Лхомон (Lhomon) (в переводе — «южный мрак») или Мон-Юл (Monyul). Скорее всего, это государство было частью Тибета, в котором не проповедовался буддизм. Предполагается, что Мон-Юл существовал между 500 г. до н. э. и 600 г. н. э. В сохранившихся книгах бутанских учёных встречаются также названия Лхомон-Ченденьонг (Lhomon Tsendenjong) и Лхомон-Кхаши (Lhomon Khashi), которые, скорее всего, были древними названиями Бутана. Само название «Бутан», предположительно, произошли либо от санскритского слова Bhotaant («Bhot» — индийское название Тибета) или от Bhu-uttan («высокогорье»), которые в XIX веке стали общепринятым названием этой страны. Традиционное название Бутана с XVII века — Друк-Юл («страна людей дракона»). Некоторые историки считают, что в доисторические времена на этой территории жили представители народа монпа (Monpa), которых нельзя отнести ни к тибетскому, ни к монгольскому народу. Население Мон-Юла придерживалась шаманизма, веру, почитавшую природу и злых и добрых духов. В последний период существования этого государства, как рассказывают легенды, правитель Мон-Юла вторгся в район долин «дуаров», покорив территорию современного Ассама, Западной Бенгалии и Бихара в Индии.
Проникновение буддизма в Бутан
Судя по всему, буддизм проник в Бутан ещё во II веке.
Король Тибета Сонгцен Гампо (627—649) объявил буддизм официальной религией Тибета, и построил центральный монастырь Джокханг в Лхасе. Чтобы очистить Гималаи от демонических чар, и установить мир, король за один день поставил по всем Гималаям 108 монастырей. Два из них на территории Бутана (Кийчу Лакханг в Паро и Джамбей Лакханг в Бумтанге) сохранились до сих пор и являются важнейшими местами паломничества. Сохранилось и несколько малых монастырей из этих 108 — в частности, в долине Хаа.
Хроники подробно описывают несколько визитов Падмасамбхава в Бутан в восьмом веке.
Монастырь Таксан Лакханг (гнездо тигрицы), в котором расположены основные пещеры медитации Падмасамбхавы, около Паро.
После миссии Падмасамбхава буддизм широко распространился в Бутане.
Позже король Тибета Ландарма (836—842) запретил и преследовал буддизм, и многие монахи и учёные нашли прибежище в Бутане. Бутанский буддизм Друкпа Кагью представляет собой ветвь школы Кагью, и берет начало от ламы Цангпа.
Развитие буддизма и отношения с Тибетом
Гьяре Еше Дорджи, основавшего на Тибете монастырь Друк (дракон) в городе Ралунг. Эта школа укрепилась на окраинах Тибета, в Ладаке и в Бутане. Большую роль в развитии бутанского буддизма сыграл Пема Лингпа, просветлённый юноша, который увидел во сне ритуальные танцы, которые стали исполняться в монастырях, и разыскал драгоценные терма (сокровища) оставленные Падмасамбхава в заводи Мембарцо в Бумтанге.
Объединение Бутана при Шабдрунге
Тибетский монах и художник Нгаванг Намгьял (Шабдрунг)(1594—1651) стал королём в 1616, он смог объединить Бутан, и организовал повсеместно строительство укреплённых крепостей (дзонгов) уступающих разве что дворцу Потала в Лхаса.
В 1627 году в Бутане побывали первые европейцы, иезуитские священники Эстеван Каселла и Джоао Кабрал (нидерл. João Cabral), сообщения которых долгое время были единственными сведениями о Бутане.
Бутан после смерти Шабдрунга
После смерти Шабдрунга Бутан погрузился в гражданскую войну, которая почти не прерывалась двести лет. Предметом спора были в частности два Дуара («двери»)- Ассамский Дуар и Бенгальский Дуар — территории, дающие выход с гор к реке Брахмапутре.
Вмешательство англичан
Спор из-за Куч-Бехар
Британская империя пришла с Бутаном в близкое соприкосновение только в 1772, когда бутанские войска заняли пограничную страну Куч-Бехар. Куч-Бехарский раджа обратился к помощи англичан, и бутанцы были изгнаны. 25 апреля 1774 между британским генерал-губернатором Уорреном Гастингсом и раджой Бутана заключен был, при посредничестве Тибета, мир, по которому раджа обещался приостановить всякие неприятельские вторжения в Куч-Бехар. После этих событий в Бутане побывал английский дипломатический агент Джордж Богль, собравший много новых сведений о Бутане.
Спор из-за Куч-Бехар
Британская империя пришла с Бутаном в близкое соприкосновение только в 1772, когда бутанские войска заняли пограничную страну Куч-Бехар. Куч-Бехарский раджа обратился к помощи англичан, и бутанцы были изгнаны. 25 апреля 1774 между британским генерал-губернатором Уорреном Гастингсом и раджой Бутана заключен был, при посредничестве Тибета, мир, по которому раджа обещался приостановить всякие неприятельские вторжения в Куч-Бехар. После этих событий в Бутане побывал английский дипломатический агент Джордж Богль, собравший много новых сведений о Бутане.
Спор из-за Дуаров
Лишь через много лет, после присоединения англичанами Ассама в 1838, Бутан опять столкнулся с англичанами. Порученное капитану Пембертону в 1837—1838 ведение с Бутаном переговоров о набегах бутанцев на Ассам осталось безуспешным, поэтому в 1840 англичане заняли семь проходов (так называемые ассамские дуары), ведущих из Бутана в Ассам.
В 1863 посол англичан к радже Бутана, Ашли Эден, и капитан Годвин Аустен подверглись в Пунакхе оскорблениям, были избиты, вымазаны в крови и взяты в плен. Бутан пытался принудить Эдена подписать акт о возвращении англичанами занятых ими ассамских дуаров. Это вызвало англо-бутанскую войну (также известную как Дуарская война), не особенно неудачную для англичан, кончившуюся мирным договором в Буксе (11 ноября 1865), по которому за англичанами остались дуары за ежегодную уплату ими Бутану 50000 рупий, а Бутан со своей стороны обязался приостановить всякие набеги на английскую территорию. Залогом мира в руках англичан остались также обе сильные пограничные позиции — Бакса и Девангири.
В 1872—1873 полковнику Грэгему дано было поручение определить границы между Бутаном и Ассамом и подробно обозначить их рядом каменных столбов. Граница эта была проведена так, что Бакса и Девангири остались во владении англичан, за что Бутану были уступлены обратно дуарские проходы.
Династия Вангчуков
Снова объединить и укрепить Бутан смог король Угьен Вангчук — Первый Король, установивший в 1907 году новую династию (которая правит до сих пор). Первый Король в прошлом участвовал в совместных с англичанами операциях, в частности в походе на Тибет 1904 года, получил титул сэра и награды английской короны. В 1910 году Первый Король заключил с Англией мир, в котором признал сюзеренные отношения, в обмен на полную автономию и невмешательство Англии во внутренние дела Бутана. С этого времени начинается период изоляции Бутана, когда Бутану удалось избежать участия в мировых войнах.
Независимость Бутана
После объявления независимости Индии в 1949 году, Бутан также стал независимым. Однако за счёт изоляции, Бутан был не представлен в ООН и международных организациях, и ошибочно рассматривался мировым сообществом как индийский доминион. Позже Бутану пришлось бороться за вступление в ООН и доказательство своей юридической независимости. Третий король Джигме Дорджи Вангчук, вступивший на трон в 1952, начал политику постепенной модернизации. Китайское вторжение в Тибет заставило Бутан заключить пакт с Индией по защите Бутана от китайского вторжения, и до сих пор безопасность Бутана гарантируется индийскими войсками. Третий Король ввёл торговлю и активизировал денежное обращение в стране. Только в 1971 году Бутан вступил в ООН.
Бутан в составе ООН
Четвёртый король Джигме Сингье Вангчук вступил на трон в 1972 году и провёл ряд реформ. В Бутан стали допускаться в ограниченном количестве зарубежные журналисты и туристы. Король постарался обеспечить страну инфраструктурой (электричеством, телефоном, радиосвязью, дорогами), минимально затрагивая экологию.
Современный Бутан
В 1998 году король передал исполнительную власть Кабинету Министров, обеспечив сменяемость и ротацию высших чиновников. В 2002 году в Бутане было введено национальное телевидение(до этого телевидение было запрещено). В последние годы Бутан достиг значительных успехов, благосостояние страны постепенно повышается, совершенствуется и модернизируется инфраструктура. Тем не менее Бутан крепко держится традиций.
В целом Бутан — мирное государство, оборона которого возложена на Индию, однако в 2003 Бутану пришлось провести военную операцию
13 ноября 2005 китайцы при поддержке армии вторглись в нескольких местах на территорию Бутана в округах Хаа, Вангди-Пходранг, Паро и Бумтанг, иногда на глубину до 20 км. Целью вторжения было проведение дорог и строительство нескольких мостов, таким образом китайцы подвели автомобильные дороги вплотную к границам бутанской территории с заходом немного вглубь страны. Позднее китайские дипломаты объясняли, что дороги — часть комплексной программы экономического развития инфраструктуры западного Китая. Проблема также в том, что по китайским картам 1961 небольшие приграничные районы Бутана обозначены как китайская территория, а чёткого соглашения о границе не существует. Активность китайцев вызвала дискуссии в правительстве. Бутанская армия незначительна, а оборона Бутана доверена индийской армии.
Часть правительства считает целесообразным замкнуть дорожную сеть и достроить дороги до китайской границы навстречу китайским для развития товарообмена. Другая часть правительства категорически против, опасаясь наводнения Бутана китайскими товарами и давления Китая. При этом контрабандный обмен товарами из Китая существует, и какое-то количество китайских товаров поступает в Бутан, несмотря на отсутствие дорог.
Король Бутана предполагал в 2008 году отречься от трона, одновременно проведя ряд демократических преобразований и первые в Бутане многопартийные выборы.
14 декабря 2006 четвёртый король Бутана Джигме Сингье Вангчук (р. 1955) отрёкся от престола в пользу своего сына, Джигме Кхесар Намгьяла (р. 1980).
Дипломатических отношений с Россией нет (не устанавливались).
Паро — ворота страны
Долина Паро — первое место страны, которое можно увидеть по приезде, поскольку в нем находится единственный в стране аэропорт.
Паро примечателен Национальным музеем Та Дзонг, где представлены природные и исторические экспонаты, крепостью Друк-юл Дзонг и крупными монастырями Таксанг Лагханг Дзонг, Паро Дзонг, Зари Дзонг и др. В монастырях хранятся великолепные образцы живописи «танка».
На территории долины расположены руины Друк-юл Дзонга. Эта крепость была построена Шабдрунгом Нгавангом Намгуалом в месте, удобном для контроля за путями, ведущими в Тибет. Она была названа Дранк Гайел — победа Бутана. В 1644 году, благодаря стратегически выгодному расположению дзонга, бутанцы отразили набеги тибетских воинов. От дзонга отходит подземный ход к реке для снабжения дзонга во время осады. Здесь же проходит большинство торговых путей между Бутаном и Тибетом.
Монастырь Таксанг Лагханг Дзонг (Логово Тигра) — одна из главных буддистских святынь страны, был основан в VIII веке Гуру Римпоче, положившим начало распространению буддизма в стране. На территории монастыря находится пещера, в которой он медитировал. Из этой пещеры открывается завораживающий вид на самую высокую (7000м) гору страны Джомолхари, где водится символ Бутана — громовой дракон. Он не опасен для людей, так как питается только горным снегом и льдом с вершин. Почему-то Дракона видят все местные жители и монахи, кроме туристов. К самому монастырю за 4-5 часов можно добраться по вырубленным монахами в скалах сотни лет назад ступенькам и проходам.
Около Паро находятся два важнейших буддийских монастыря — Кюйчу Лагханг и Дунгтце Лагханг. Примечательно, что монастырь Кюйчу Лагханг, монастырь Джампей в Бумтанге, монастырь Джокханг в Лхасе и еще один монастырь в окрестностях Шигацзе в Тибете составляют прямоугольник. В 7 веке, еще до прихода Падмасамбхавы, царь Тибета Сонгстен Гампо увидел эти монастыри в медитации. Чтобы победить страшную демоницу Тибета, в месте, где находилось ее сердце, был воздвигнут монастырь Джокханг (Лхаса 638 год). У ее левой ноги в 659 году был воздвигнут Кюйчю Лагханг в Паро, а у ее левого колена — Джампей Лакханг в Бумтанге. Всего же, по плану царя Сонгстен Гампо, было построено 108 храмов. В 1968 году королева-мать Аши Кесанг построила второй храм, который является точной копией первого. Монастырь считается одной из главнейших святынь, и часто посещается представителями королевской семьи.
Пунакха-дзонг
Пунакха дзонг был известен в древности как «дворец великого счастья». Пунакха была построена в 1637 году. Это второй дзонг построенный в Бутане. До 1955 года Пунакха была столицей Бутана, затем столица была перенесена в Тхимпху. Сейчас Пунакха является административным центром одного из 20 районов Бутана.
Дзонг расположен на высоте 1200 метров над уровнем моря в долине, где сходятся две главные реки Бутана — Пхо Чу и Мо Чу. Пунакха выстроена на холмистом мысу. Твердыня поднимается над рекой на высоту 10-этажного дома и вытягивается в длину на 300 метров. Сооружение выглядит как большой корабль.
К монастырю ведут два ряда крутых ступенек. По обе стороны колоссальных ворот, усеянных стальными заклепками, располагаются маленькие тоннели, пробитые в толстой стене. Над ними виднеются узкие отверстия, через которые ведется наблюдение за окрестностями. Укрытая в горной долине, отрезанная со всех сторон зимними снегами и летними разливами, Пунакха выглядит совершенно неприступной. За всю историю существования этого дзонга его никто не мог завоевать. Бутанцы, засев за стенами этой цитадели, бросали вызов всему Тибету и другим захватчикам.
В 1907 году здесь короновали Угиен Вангчук — первого короля Бутана. Три года спустя в этом монастыре был подписан договор, по которому англичане согласились не вмешиваться во внутренние дела Бутана.
В 1987 году дзонг был частично разрушен в результате пожара. Благодаря своему расположению в месте слияния двух рек, дзонг подвергается наводнениям. Внезапные наводнения нанесли ущерб в 1957, 1960 и 1994 годах. В настоящее время ведутся работы для защиты дзонга от наводнений путем углубления русел рек и повышения набережных.
Внутри дзонга находятся мемориальный храм Мачей Лакханг c мавзолеем Шабдрунга, храм Наг Йул Бум, принадлежащий Дже Кемпо, библиотека с 108 томами Канджура — буддийского канона, писанного золотыми буквами, и хранилища королевских реликвий.
Такцанг-лакханг
Такцанг-лакханг (иначе Таксанг-лакханг, Паро Таксанг, Такцанг-дзонг) - знаменитый монастырь (лакханг) в Бутане. Он расположен в дзонгхаге Паро рядом с городом Паро и висит на скале высотой 3120 м, на 700 м над уровнем долины Паро.
Название монастыря переводится как гнездо тигрицы, по легендам, в эту пещеру перенёсся Падмасамбхава, сидя на тигрице, в которую превратилась его жена Еше Цогьял. В пещере медитировал также Миларепа. Монастырь нередко посещал Шабдрунг.
Монастырь (в его современном виде) был основан в 1692 году при правителе (Друк Деси) Гьялце Тензин Рабгье, хотя пещеры использовались для медитаций с ранних времён.
19 апреля 1998 монастырь почти полностью сгорел, погибло несколько монахов, из-за труднодоступности невозможно было оказать срочную помощь. Однако за короткое время монастырь был скрупулёзно восстановлен. Полностью монастырь был восстановлен в 2005 году.
Ташичо-дзонг
Ташичо-дзонг — буддийский монастырь и крепость в северной стороне бутанского города Тхимпху, на западном берегу реки Вонг Чу (англ.). Здесь располагался престол Дхармы Рая (англ.) и летняя столица страны.
Крепость была построена в XIII веке как монастырь, отреставрирована в 1960-х годах, с 1952 здесь располагается правительство страны. В летнее время здесь же находится религиозный лидер страны Дже Кенпо. Король (Джигме Сингье Вангчук) также имеет здесь рабочий кабинет.
В центральной башне была ранее расположена Бутанская национальная библиотека.
Монастырь Танго
Монастырь Танго — буддийский монастырь и крепость в 14 километрах севернее бутанского города Тхимпху, рядом с горой Чери. Был основан в XIII веке ламой Гьялва Ланампой и построен в современном виде в 1688 году Гьялце Тензином Рабджи, четвёртым светским правителем Бутана.
Монастырь принадлежит школе Друкпа Кагью.
На языке дзонг-кэ «танго» означает «лошадиная голова»; монастырь назван в честь Хаягривы, индийского божества с лошадиной головой, основного почитаемого здесь божества.
Симтокха-дзонг
Симтокха-дзонг — крепость (дзонг), расположенная примерно в пяти километрах к югу от Тхимпху, столицы Бутана. Крепость построил Шабдрунг в 1629 году. Это первый дзонг, основанный Шабдрунгом в процессе укрепления и объединения страны.
Дзонг использовался как монастырь, в последнее время был переоборудован в университет, в котором изучают буддизм и язык дзонгка. Расположен в живописном месте в лесу.