Новости

Эльбрус без рекламы. Восхождение, как оно есть.

Про веселую логистику и нескучный быт, про нюансы акклиматизации и о том, что гида НУЖНО слушать, про алкоголь в горах в малых дозах (а может его уже горняшка накрыла), рассказывает участник восхождения на Эльбрус Михаил Хлыстов.  Самые яркие впечатления начинаются на склонах пятитысячника, поэтому сразу День 2, читаем:

День 2 (16 июля)
Сегодня мы заселились в приют на высоте 3900 метров – это наш дом на ближайшие 4 ночи. Отсюда будем выдвигаться на штурм вершины. С поляны Азау мы поднялись на канатной дороге с 2 пересадками. Заталкивали в кабинки вещи, еду на неделю и друг друга, как могли. После высадки у приюта, когда пронес 2 рюкзака и провизию метров на 30-40, впервые ощутил, что нахожусь в горах – появилась одышка, как будто забежал по лестнице на 10 этаж. «С этим разобрались, буду делать все не спеша, без геройства», – подумал я и стараюсь придерживаться этого правила здесь. Моё интуитивное умозаключение чуть позже подтвердил наш гид Виктор Бобок – человек легенда, за плечами которого более 1000 восхождений на вершины всех континентов, он предостерёг нас от излишней активности, потому что за любые резкие движения придется расплачиваться приступами горной болезни: головокружением и тошнотой. Некоторые из нас не отнеслись к предостережению серьезно, но вечером природа, как говорится, взяла своё: за ужином мы наблюдали бледные лица самых активных деятелей нашей группы, контроль физического состояния показал у них низкий уровень кислорода в крови и повышенное сердцебиение – верные признаки горной болезни. Описывая «горняшку», я немного забежал вперёд, поэтому продолжу по порядку. Приют, в который мы заселились, представляет из себя вагончики-«купе» 3х2 м по 4 человека. Я живу с тремя ребятами из Украины (Харьков, Киев, Одесса) – классные ребята, бегают марафоны, делали Ironman, строят бизнес кто в недвижимости, кто в общественном питании, в общем, как-то сразу нашли общий язык, и я оказался в «украинском купе». В нашей группе 16 человек, 4 купе соответственно: серьезные дяди из Барнаула и Магадана – «сибиряки», инструктора Виктор и Оля, скромный парень Алексей и единственная девочка-турист-альпинист в нашей группе Таня – ещё одно купе; наше – украинцы, и ещё в одном живут 2 парня – музыканта, Гриша «Смайлик» из Москвы и Саша, получивший в первый же день прозвище «Нежный» за свою манеру приема пищи и комментарии событий вокруг. Кухня находится в отдельном вагончике, принимать пищу одновременно там могут около 25 человек, поэтому своей группой мы кушаем по расписанию, умещаемся без проблем, а «сибиряки» прививают дисциплину и журят за опоздания, на что Украина реагирует в свойственной манере с юмором, скучать не приходится! Повар Оля готовит нам довольно разнообразные блюда из продуктов, что мы притащили на канатке с собой: на обед был овощной суп, печенка с картошкой и целая гора сладостей к чаю – на высоте нужно потреблять много сахара и простых углеводов. Виктор Бобок иногда предлагает выпить (перед сном по 30 г. – прим. редактора), и ему очень трудно отказать, одна из цитат, которая заполнится надолго: «Алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах», поэтому, нет-нет, а сухого красного «для дома, для семьи и пополнения красных кровяных телец» я себе позволяю.
После обеда мы отдохнули и собрались на новый акклиматизационный выход. По плану нам нужно было набрать 200-300 метров по вертикали за 2 часа, чтобы дать стресс организму и запустить процессы привыкания к новым условиям. Наша группа оказалась резвой, и мы набрали аж 450 метров, дошли до 4350 метров над уровнем моря и вернулись обратно в приют, каждый в своем темпе. Те, кто бежал вниз быстрее всех, был самым бледным за ужином. После ужина у нас был вечер песен под гитару – как же много душевных песен о горах и дружбе я не знаю и даже не слышал! Ну, а песня «Есть только миг» здесь, вдали от родных и близких, среди холодных и величественных скал, звучит как-то особенно трогательно, едва сдержал слезу (или меня уже тоже горняшка накрыла?!)