Жемчужины Африки.Описание мест. | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Жемчужины Африки.Описание мест.

Описание мест

Свакопмунд

Лучший морской курорт страны, Свакопмунд популярен как у путешественников, так и у жителей самой Намибии. Обилие зданий, построенных в колониальную эпоху, создает удивительную атмосферу: Свакопмунд напоминает провинциальный немецкий городок, непостижимым образом перенесенный на границу африканской пустыни и океана. Высокие песчаные дюны в окрестностях Свакопмунда привлекают любителей необычных видов спорта. Здесь можно покататься с дюн на лыжах, сноуборде или лежа на специальной полированной доске. (Скорость спуска при этом достигает 80 километров в час.) Другое популярное развлечение — езда по дюнам на квадроциклах (четырехколесных мотоциклах-вездеходах). Для самых отчаянных — прыжки с парашютом. На пляжах городка имеется оборудование для парасейлинга, серфинга и других водных видов спорта. Любители рыбалки могут отправиться с удочкой к прибрежным скалам или половить акул с борта катера. Если повезет, во время морской прогулки можно увидеть дельфинов и китов.

Пустыня Намиб

Пустыня Намиб считается самой старой пустыней в мире — более 55 млн. лет. «Нама» на языке местного племени означает «простор». Бескрайнее море песчаных барханов уходит в глубь материка, к высохшему.

Пустыня Намиб считается самой старой пустыней в мире — более 55 млн. лет. «Нама» на языке местного племени означает «простор».

Бескрайнее море песчаных барханов уходит в глубь материка, к высохшему сердцу пустыни Намиб. На первый взгляд, совсем немного животных и растений обитает в этом сухом климате, однако стоит только побрызгать дождичку, и пустыня вдруг просыпается, начинается яркая и активная жизнь. Семена и луковицы, долгое время погребенные в песке, вдруг дают побеги, сухие долины превращаются в луга, а вслед за растениями появляются птицы и животные. Вьюрки и жаворонки едят семена трав, а сарыч лакомится многочисленными насекомыми. В некоторых местах пустыня может даже прокормить орикса — обитающую в пустыне крупную антилопу, питающуюся молодой травой. Но если в один год происходит взрыв жизни в пустыне, то другой год может подарить лишь худосочную растительность, и мало найдется животных, готовых рыскать по бесплодной пустыне в поисках пропитания.

Недавно геологи открыли, что под горячими песками Намибии скрыты залежи полезных ископаемых — урана, меди и даже алмазов; возможно, и эта негостеприимная земля скоро падет жертвой экспансии человека.

Пустыня Намиб отличается такой сухостью, что обитающие в ней растения и животные вынуждены были развить специфические биологические механизмы, отвечающие местным условиям. Одно из растений — вельвичия — встречается только в пустыне Намиб, главным образом в северной ее части, где песчаные барханы сменяются равниной, покрытой гравием. Вельвичия кажется нечувствительной к засухе; за несколько безводных лет кончики ее красновато-коричневых кожистых листьев могут подсохнуть, но первые капли дождя возвращают им зеленый цвет и дают возможность расти. Она может просуществовать несколько лет на запасах воды, поглощенных из земли в более влажный год.

В начале дня ящерицы и жуки вылезают из своих песчаных нор, чтобы обследовать территорию и собрать пищу, прежде чем поднимется температура, загоняя их обратно в прохладный песок. На поверхности фиксировалась температура 66°С, слишком высокая для активной жизни большинства существ. Для некоторых животных доступен лишь небольшой промежуток времени между ночным холодом, когда температура для них слишком низкая, и обжигающим жаром дня, когда большинство вынуждено искать укрытия. Когда ночные животные выползают из своих нор на прохладный воздух, пустыня превращается в приют совсем других существ.

Берег возле Великого Песчаного моря часто окутан туманом, вызванным встречей холодного Бенгальского воздушного течения, идущего на север из Антарктиды, и более теплых, влажных ветров Атлантики. Каждый год в течение примерно 60 дней туман бывает настолько плотен, что его относит в глубь суши на 80 км. На земле, где дожди лишь изредка моросят, эти туманы являются основным источником воды для некоторых обитателей пустыни. Чернотелки пьют капельки тумана, конденсирующиеся на их телах, а другие жуки, чтобы собрать влагу, выкапывают небольшие ямки в песке. Телесные соки этих существ обеспечивают необходимой влагой хищников — сольпугу и хамелеона.

Национальный парк Этоша

Этоша занимает 22 270 квадратных километров, является одним из самых больших заповедников Африки. Главной достопримечательностью этого заповедника является Этоша-Пэн — обширная неглубокая впадина площадью 5 000 кв. км. Большую часть года эта впадина выглядит унылым, лишенным растительности пространством потрескавшейся белой глины, где путника часто преследуют мерцающие миражи. Огромные стада диких животных на фоне этого сверхъестественного пейзажа, который на местном наречии называют «большим белым местом сухой воды», производят неизгладимое впечатление.

В Этоше встречается до 114 видов млекопитающих, некоторые из обитающих в парке животных, — редкие или находящиеся под угрозой вымирания, как, например, черный носорог и черномордая антилопа импала. Северо-западная Намибия и юго-западная Ангола — единственное место, где обитает этот вид антилопы. Этоша — также единственное место на земле, где живет самая большая и постоянно возрастающая популяция черных носорогов (до 300 голов), это стало возможным благодаря своевременному переселению этих животных из Каоколанда в безопасный заповедник в семидесятых годах двадцатого столетия. Слоны Этоши имеют репутацию самых больших на планете, самые высокие из них достигают до 4 метров в холке. С другой стороны, бивни этих слонов относительно небольшого размера, вследствие генетических дефектов и недостатка некоторых минералов в пище.

Река Замбези

Замбези — четвёртая по протяжённости река в Африке. Площадь бассейна — 1 570 000 км², протяжённость — 2 574 км. Исток реки находится в Замбии, река течёт через Анголу, по границе Намибии, Ботсваны, Замбии и Зимбабве, к Мозамбику, где и впадает в Индийский океан. Название Замбези было дано реке её первооткрывателем среди европейцев Давидом Ливингстоном и происходит от искажённого Касамбо Уэйзи — названия на одном из местных диалектов.

Важнейшая достопримечательность Замбези — Водопад Виктория, один из величайших водопадов мира.

В Замбези немало других примечательных водопадов: Чавума на границе Замбии и Анголы и Нгамбве, в Западной Замбии.

На всём течении реки через Замбези имеются только пять мостов в городах: Чинвинги, Катима-Мулило, Виктория Фолс, Чирунду и Тете.

Водопад Виктория

На р. Замбези, на границе Замбии и Зимбабве, находится четвертый в мире по ширине потока и один из крупнейших по расходу воды и мощности водопад — Виктория. Его высота-120 м, ширина-1800м, расход воды-от 1,4 тыс. до 14 тыс. куб. м/c.

Река Замбези превращается в пенный и ревущий,
срывающийся с отвесных скал каскад воды одного из великолепнейших водопадов.

Величавая Замбези, вобрав в себя воды с площади огромного бассейна в 1,3 млн. кв. км, подходит к базальтовой щели и сваливается в бездну с потрясающим гулом. Моси-оа-Тунья — Гремящий Дым, или Сеонго (Чонгуэ), что значит «Радуга» или «Место радуги», — так называли и называют сейчас местные жители водопад, которому Ливингстон дал имя английской королевы.

Водопад Виктория — явление в мировой природе совершенно необычайное. В далеком прошлом глубинные тектонические силы Земли раскололи крепчайшую породу — базальт — на глыбы, и поперек русла Замбези образовалась трещина шириной 100–120 м от одного берега до другого, но на такую глубину, в которой может скрыться 40-этажное здание. Если подплывать к водопаду по течению, то впечатление такое, будто река уходит под землю, ибо прямо перед собой вы увидите «берег», пересекающий реку! Воды Замбези, стиснутые узким ущельем, кипят, бурлят, подобно магме, пенятся, неистовствуют с диким ревом. «Вся масса воды, переливающаяся через край водопада, тремя метрами ниже превращается, — как писал Давид Ливингстон, — в подобие чудовищной завесы гонимого метелью снега. Водяные частицы отделяются от нее в виде комет со струящимися хвостами, пока вся эта снежная лавина не превращается в мириады маленьких комет, устремившихся в одном направлении, и каждая из них оставляет за своим ядром хвост из белой пены».

Чарльз Ливингстон, брат знаменитого путешественника, побывавший у водопада Виктория и ранее видевший Ниагару, отдал пальму первенства чуду Африки и отметил, что на Ниагаре не наблюдал описанного выше явления. Д. Ливингстон предполагал, что оно вызывается сухостью воздуха. Никто из позднейших исследователей после братьев Ливингстон не упоминает о микроструктуре струй Виктории. Трудно сказать, в чем причина этого: то ли недостаток наблюдательности, то ли невнимание к эффекту. Между тем он заслуживает названия: «Эффект братьев Ливингстон».

«Каждая капля воды Замбези, — писал Давид Ливингстон, — производит впечатление обладающей собственной индивидуальностью. Она стекает с весел и скользит, как бисер, по гладкой поверхности, подобно капелькам ртути на столе… Каждая капля с продолжением в виде чистого белого пара…»

Сила удара многотонных масс воды о породу снизу такова, что вода превращается в «пар» и выбивается обратно столбами «дыма» высотой в несколько сот метров, видимых с расстояния в десятки километров. Почти на таком же расстоянии слышен и громовой гул. Как и Игуасу, Виктория представляет собой сложную систему, часто называемую «водопады Виктория». Если смотреть с самолета в направлении с запада на восток, то система будет выглядеть следующим образом: Дэвилз-Катаракт (водопад Дьявола), о. Катаракт, Мэйн-Фолс (Главный каскад), о. Ливингстон, Хорсшу («подкова»), Рэйнбоу-Фолс («радужный»), о. Армчеар («кресло») и Истерн-Катаракт (Восточный водопад). Река из пропасти находит выход в естественном «проране» шириной 70–120 м, расположенном ближе к Восточному водопаду. Проран именуется Бойлинг-Пот, что означает «кипящий котел». Беснуясь, река проходит зигзагообразный каньон из трех колен длиной 1,5 км каждое, и только когда вырывается на равнину, течение ее успокаивается.

В прошлом веке добраться до водопадов Виктория было нелегко. Д. Ливингстона сопровождали триста воинов вождя Селекту. Но к самому Моси-оа-Тунья местные жители приближаться боялись, считая его местом жительства некоего грозного божества. Давида Ливингстона непосредственно к водопаду сопровождали лишь два смельчака — Такеленг и Туба Макоро. Они подплыли с верхнего бьефа к о. Казеруку (ныне — о. Ливингстон), расположенному у самого гребня водопада, и великий путешественник смог заглянуть в кипящую бездну и обозреть почти всю систему. Ливингстон с восторгом описал радугу над водопадом, радугу редкостную, достойную «чуда природы»: это были необычные для глаза европейца кольцевые радуги, одна в другой, концентрические круги множества радуг. Впоследствии Ливингстон в своем дневнике записал: «Зрелище настолько прекрасное, что им наверняка восхищались пролетавшие ангелы». У водопадов Виктория наблюдается редчайшее явление природы — лунные радуги. Ведь радуга возникает в результате преломления и разложения на составные части спектра световых лучей не только солнца, но и луны. Как и на Игуасу, ночные радуги над Викторией особенно роскошны в полнолуние, два раза в год, когда Замбези бывает наиболее полноводной.

Со стороны Зимбабве к водопаду примыкает городок Виктория-Фолс и одноименный заповедник пло щадью 59,3 тыс. га, основанный в 1939 г. (с 1952 г. — национальный парк). Со стороны Замбии также создан заповедник в 6,6 тыс. га, теперь там национальный парк Моси-оа-Тунья (1972 г.).

Давид Ливингстон — ткач, ставший врачом, знаменитым путешественником, исследователем, — открыл миру водопад Виктория. За все годы пребывания в Африке он позволил себе только один раз изменить местное название и только один-единственный раз вырезал на дереве свои инициалы и дату «1855» — год великого открытия. Сердце Ливингстона было предано африканской земле в Илале, тело его покоится в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. Великий путешественник оставил нам собственноручный рисунок Виктории.

Водопады посещаются десятками тысяч путешественников многих стран. Возможно, что человечество, овладевшее атомной энергией, решит оставить водопады — эту гордость Земли — нетронутыми… По описанию некоторых путешественников, особое впечатление производит водяная пыль Виктории по вечерам, когда «угасающее солнце бросает золотисто-желтый поток лучей на водяные столбы, окрашивая их в серо-желтый цвет, и тогда кажется, что над водой стоят какие-то фантастические гигантские факелы».

Племя Химба

(Использованы материалы журнала вокруг света)

На севере Намибии, в труднодоступных районах плато Каоколэнд, живет уникальный народ — химба. Женщины химба носят только набедренные повязки и покрывают тела краской цвета темной охры. Готовят ее из камня, добываемого на горе, мимо которой идет единственная дорога в страну химба.

Химба называют эту гору Священной. Они идут к ней со всех уголков Каоколэнда, обширного района Намибии, где в основном и живут химба. Гора такая на весь Каоколэнд одна. Состоит она из породы, богатой железом, поэтому вид имеет красный, почти бордовый. Из этой породы химба и делают краску, которой покрывают тело с ног до головы.

Химба всегда вели полукочевой образ жизни и даже сегодня не слишком охотно идут на контакт с белыми. Поэтому ни христианским миссионерам, ни колониальной администрации так и не удалось изменить их уклад.

Главное отличие химба от других народов Намибии в том, что они все еще сохраняют весь груз своих традиций и верований. Христианство никак не повлияло на быт этого народа. Быт химба, их обычаи почти не изменились. На сегодняшний день их насчитывается не больше 10 тысяч.

Основная форма поселений у химба — крааль, где живет семья. Крааль имеет круговую планировку. В центре находится скотный двор, огороженный плетнем, где держат коров, коз. Вокруг расположены хижины семьи — детей, жен, престарелых родителей.

Что из себя представляет жилище химба? Жилище химба — это круглая или квадратная в основании хижина, состоящая из жердей. Жерди вкапывают в землю и обмазывают глиной. Внутри — земляной пол, у входа домашний очаг, вытяжки нет никакой. Крышу делают из жердей, связывают их кожаными ремешками. Кроют крышу соломой и сухим тростником. Мебели нет никакой, спят на полу, постелив грязные матрацы.

Как у всякого народа, есть у химба миф о своем происхождении. Давнее предание, распространенное у некоторых химба, гласит, что первопредок народа Мукуру и его жена вместе с крупным рогатым скотом вышли из священного дерева Омумборомбонго. В других легендах Мукуру отождествляется с богом-творцом, создателем всего сущего, который наделил души умерших предков сверхъестественными способностями.

Работают в краале в основном женщины. Взбивают в сосудах, сделанных из высушенной тыквы масло, обрабатывают шкуры, очищают их скребком от мездры.

Из шкур антилоп, газелей, но чаще из шкур домашних животных — коз и коров — химба делают мужские и женские набедренники. Наверное, так правильно называется этот предмет национального костюма. Набедренник для мужчин — это прямоугольный кусок выделанной шкуры, закрепляется на теле ремнем. Приблизительно так же носят свои набедренники и женщины.

Краску для тела готовят тоже женщины. Они растирают мягкие камни, добытые на Священной горе, в порошок и смешивают его с животным жиром. Краски приходится запасать много. Утро каждая уважающая себя химба начинает с того, что покрывает ею все тело.

Это, во-первых, красиво, во-вторых, спасает кожу от лучей палящего солнца, в-третьих, гигиенично. Краска заменяет аборигенам мыло. Когда ее соскабливают с тела, вместе с ней слезает и грязь. По-моему, очень полезное изобретение в условиях постоянной нехватки воды.

Помимо покрывающей тело краски на женщинах химбу столько всего навешано, что отсутствие одежды быстро перестаешь замечать: роскошные ожерелья из кожи, железа и латуни, подвески, пояс, браслеты, ножные украшения. Все это они делают своими собственными руками.

Браки у химба полигамные: мужчина может иметь нескольких жен. Отсюда и большое число детей. При достижении определенного возраста они проходят через довольно жестокий обряд инициации.

У всех химба старше десяти-двенадцати лет отсутствуют четыре нижних зуба. Это говорит о том, что они прошли через обряд взросления, стали подростками. Процедура эта весьма болезненна. Здоровых зубов человека лишают нехитрыми предметами — обгоревшей палочкой из «священного» огня и камнем. Выбивают каждый зуб по отдельности, а раны потом прижигают раскаленным железом. Хочешь быть взрослым, тогда терпи.

Мальчика от девочки можно отличить по прическе. Девочки носят две свисающие на глаза косички. Мальчики — одну, сзади, или вовсе обходятся без нее. Девушка, достигшая 14 лет, считается невестой. В знак этого ей заплетают множество косичек, так, чтобы они почти полностью закрывали лицо. У замужних женщин прическа такая же, но лицо открыто. Волосы поддерживает замысловатый убор, сделанный из кожи.

Крааль — это настоящее царство женщин. Они здесь главные.

У химба заведен такой порядок — если муж убивает жену, случается такое в семейной жизни, то он выплачивает компенсацию семье жены в размере 45 коров. Если жена убивает мужа, такое тоже бывает, то семье мужа ничего не перепадает. Власти виновных в происшествиях не наказывают, в тюрьму не сажают. Считают, что это внутреннее дело химба, и не вмешиваются.

Каждое утро, пока солнце еще не слишком печет, женщины отправляются по воду. Я увязался за женой вождя. По дороге я узнал, что «юру» на химба — нос, «охо» — глаз, «отийо» — рука. С помощью жестов выяснил также, что спутницу мою зовут Уакх, ей 25 лет и у нее трое детей.

Раньше химба воду приходилось доставать, раскапывая огромные ямы в русле засохших рек. Когда на дне появлялась вода, они черпали ее мешками, сшитыми из кожи. Сейчас все гораздо проще. Правительство пробурило для химба артезианские скважины, и проблема с водой, кажется, решена.

Я помог донести пустую канистру и был готов проделать обратный путь с полной. Но Уакх решительно мне в этом отказала. Приспособив на голове эдакий пирожок из тряпки, она водрузила на него 20-литровую емкость и бодро зашагала в сторону дома.

Круг женских обязанностей, разумеется, не ограничивается одними походами за водой. Женщины здесь и топливо заготавливают, и порядок поддерживают, и собирательством занимаются. Дни напролет они прочесывают саванну в поисках пищи.

Химба в еде неприхотливы. Мы с Уакх набрели на дерево, которое здесь называют буйволиной колючкой. Плоды у него съедобные.
Требуется немало сил и времени, чтобы наполнить небольшую емкость всевозможными съедобными корешками, плодами, ягодами. Без них рацион химба был бы чрезвычайно скудным — одно молоко. Мясо химба едят редко, несмотря на то, что владеют большими стадами. Скот для них скорее капитал, а не средство для пропитания.

Когда мы вернулись в крааль, вождь Карапаха Мусутуа дал мне небольшое интервью.

Карапаха Мусутуа:
— В моем краале только одна семья. Но есть у нас и большие деревни, где живут несколько семей.
А.П.:
— А сколько химба может иметь жен?
Карапаха Мусутуа:
— Столько, сколько в состоянии прокормить — 4, 6, 10, иногда и больше. — У меня три жены.
А.П.:
-А почему в деревне так мало мужчин и так много детей?
Карапаха Мусутуа:
-У меня 16 детей. Сколько внуков даже и не знаю. Их отцы живут в городе. У нас жена имеет право, когда муж подолгу отсутствует, провести ночь с кем захочет. Если после этого она забеременеет, мужчина будет только рад. Чем у него больше детей, тем лучше.

Свадьбы у химба случаются не часто. За невесту нужно заплатить большой выкуп, и не каждый мужчина в состоянии это сделать.

Я попросил вождя познакомить меня со свадебным обрядом. Начинается он с того, что невеста в сопровождении подруг вместе с женихом на четвереньках покидает свою хижину. Затем все поднимаются на ноги и, держа друг друга за набедренные повязки, медленно движутся в сторону «священного огня»… Если кто-то в процессии оступится, это считается недобрым знаком.

Когда участники церемонии усаживаются вокруг огня, вождю подносят три сосуда с молоком — по одному из хижины жениха, невесты и самого вождя. Он делает несколько глотков, после чего сосуды пускают по кругу. Молоко выпито, и присутствующие направляются к хижине вождя.

Перед ней они снова опускаются на четвереньки и так обходят дом против часовой стрелки. После этого молодых оставляют одних. Три дня они не должны покидать хижину. Но даже когда мужчина и женщина состоят в браке, соблюдать супружескую верность они не обязаны.

У химба до сих пор жив обычай — во время праздников меняться женами. Такая свобода нравов беспокоит правительство.

После достижения независимости власти Намибии развернули наступление на обычаи химба. Чиновники призывают народ отказаться от древних традиций из-за угрозы СПИДа. Химба же считают, что предки отличались завидным здоровьем, потому что свято соблюдали традиции. И отказываться от традиций негоже, хотя у каждого времени свои веления.