Южная Индия. Мифы и реальность. | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Южная Индия. Мифы и реальность.

Мифы и реальность

Мифы и легенды дня 1

Конструкция мироздания в индийской мифологии

В индийской мифологии есть упоминания о четырнадцати мирах или лок (не путать с планетами!), из которых семь высших (небеса) и семь низших (ады). Земля, где проживают люди, считается самым низшим из семи высших миров. Все миры, кроме земли являются временными местами пребывания. Например, после смерти Яма, бог смерти, или, как его полностью называют, Яма Дхарма Раджа (Яма — бог справедливости), подсчитывает хорошие и плохие дела человека на земле и решает, попадет ли душа в рай и (или) в ад, на какое время, и в качестве кого. Некоторые версии мифов говорят о том, что хорошие и плохие деяния уравновешивают друг друга, поэтому душа после смерти может пребывать либо в раю, либо в аду, но никак не в обоих; другие же школы настаивают на том, что позитивные и негативные поступки не взаимоисключают друг друга. В конце пребывания в предназначенном ей мире, душа возвращается на землю, перерождаясь в форме любого существа или предмета. Считается, что, только будучи на земле, и только в человеческой форме можно достичь полного освобождения — мокши — свободы от циклов рождения и смерти и поселиться за пределами четырнадцати миров там, где обитают вечные боги.

Сварга это третий из семи высших миров. В самом широком смысле этого слова Сварга означает высшие миры или небеса в целом. Сварга считается промежуточным местом для праведных душ, которые совершали добрые поступки, но чьей добродетели не хватило для достижения мокши или соединения с богом, которое подразумевает пунью (праведные дела) и освобождения от грехов (паапа). Столицей Сварги является Амаравати, вход которой охраняет божественный слон Айравата. Управляет Сваргой Индра — главное божество здесь.

Высшие миры (кроме земли) населены огромным разнообразием обитателей, называемых сурами, которые разделяются на девов, данавов, гандхарвов, якшей, киннаров и других существ. Жители более высоких небес могут без проблем посещать жителей миров пониже. В высших мирах очень много правителей, которые прославились своим благородством и счастливым для народа правлением.

Словом Нарака или Патала обозначаются разнообразные нижние миры. Главные обитатели низших миров — асуры или, как их еще определяют, демоны. Асуры всегда были врагами божеств (суров). Правят асурами цари Вайрокана, Сумбха и Нисумбха. Границей всех миров считается гора Локалока.

Согласно другому взгляду на мир, индуистская традиция выделяет три мира: бхур, бхува и суваха, то есть землю, небо и воздух. Кроме нашей, индийские мифы говорят о множестве других вселенных, планетарных системах (урдхвалока, мадхалока и адхолока, соответственно, высшие, средние и низшие планеты) и отдельных планетах.

Немалую роль в мироздании индийских мифов играет океан. Согласно им, океан занимает половину земно поверхности. Кроме того, каждый из семи океанов, входящих в состав Великого океана имеет свои свойства (молочный, винный, тростниковый океаны) и разграничивает оболочки земли, варьирующиеся от самой материальной до наиболее непрявленной.

Конец света, всех миров и иллюзии согласно предсказаниям, случится в конце Калиюги. Господь Шива Натараджа, великий Разрушитель убьет верховного демона всех времен и исполнит танец Тандава (Тандава Нритья) на его спине. Этот мистический танец олицетворяет собой предпоследнюю демонстрацию боевого искусства, благодаря которому будет разрушены все формы материи и энергии, предметы, существа и иллюзии, которые сольются с Верховным Брахманом (жрецом).

Калки — последний аватар Вишну, о котором также ходят пророчества появится в конце Калиюги, он будет судить последнюю битву между добром и злом. Согласно преданиям он явится на белом коне, со свитой приверженцев, а также со всеми предыдущими аватарами Вишну, чтобы, наконец, победить зло.

Мифы и легенды дня 2

Бог Шива в индийской мифологии

Шива («приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду — тримурти.

Шива не только добрый защитник, но и грозный бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Нередко его изображали с веревкой, на которую нанизаны черепа.

Шива —

бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе.

Иногда он даже выступал как двуполое существо. Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет. Считалось, что в качестве Натараджи, «царя танца», Шива регулирует мировой порядок.

Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение.

Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Риши сотворили злого карлика и вооружили его дубинкой, но Шива, встав на спину карлика, начал танцевать. И риши бросились к его ногам.

Созидающая сила бога воплощена в его основном символе — линге-фаллосе, мужском детородном органе. Один из мифов повествует, как бог пришел в лес, где медитировали мудрецы. Те не узнали Шиву и, заподозрив его в том, что он хочет соблазнить их жен, лишили его фаллоса. Тотчас мир окутала тьма, и мудрецы утратили свою мужскую силу. Осознав свою ошибку, они принесли дары Шиве, и во вселенной снова воцарился порядок.

Шиву часто изображают четырехруким и трехглазым.

Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба.

На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки.

Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или «синяя шея»; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана.

Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет. Шива — отец слоноподобного бога Ганеши и воинственного бога Сканды.

Ездовое животное Шивы и его слуга — бык Нандин. По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму. Огонь, вырвавшийся из глаза, осветил все Гималаи и сжег бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь Шиву от аскетических подвигов.

Мифы и легенды дня 3 

Богиня Парвати

Парвати («дочь гор»), в индуистской мифологии одно из имен супруги бога Шивы. Она дочь царя гор Химавата и мать слоноподобного бога Ганеши, которого создала из своего пота.

Согласно одному из мифов, Шива породил шесть детей без участия Парвати. Богиня полюбила малюток супруга и однажды так крепко обняла, что их тела слились в одно, образовав мальчика с шестью головами. Впоследствии он стал богом воины Скандой.

Согласно другому преданию, Парвати, впервые увидев Сканду, почувствовала такой прилив материнской любви и нежности, что из ее грудей полилось молоко.
Известен миф о том, как Шива упрекнул Парвати за то, что она темнокожая. От стыда богиня удалилась в лес и стала аскетом. Брахма высоко оценил самоотречение Парвати и превратил ее в Гаури. богиню с золотой кожей.

Однажды Парвати, желая подшутить над супругом, подкралась сзади к Шиве и закрыла его глаза руками. Тьма охватила мир и тогда Шива создал себе третий глаз во лбу.

Мифы и легенды дня 4 

Бог Вишну

Вишну («всеобъемлющий»), в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов; вместе с Шивой и Брахмой он составлял божественную триаду, тримурти:

Вишну — хранитель мироздания; величественный и одновременно ужасный, но менее грозный, чем Шива.

Вишнуиты, почитатели Вишну, считают его верховным богом — один из его эпитетов «высший бог».

Индуистская концепция «Абсолюта», или высшая реальность Брахман, иногда изображается как Вишну. Согласно одному из мифов, из пупа Вишну возник цветок лотоса — и восседающий в центре цветка Брахма начал акт созидания.

Главная функция Вишну — способствовать победе добра над злом. В древних индуистских священных текстах Ригведы Вишну появлялся лишь как второстепенное божество.

Возникнув как бог солнца, он мог пересекать космос тремя шагами, что являлось символом бога, измеряющего вселенную и населяющего ее богами и людьми.

Позднее Вишну стал ассоциироваться с рыбой и карликом. Эти ассоциации преобразовались в концепцию инкарнаций Вишну, известных как аватары. Появляясь в разных обликах, Вишну сражался с демонами и восстанавливал божественный порядок, когда космосу грозило уничтожение.

Наиболее важными аватарами Вишну являются бог Кришна, герой Рама, бог-вепрь Вараха.

В индуизме будда Шакьямуни также считается одной из инкарнаций великого бога. В своей инкарнации в карлика Вишну спас мир от демона Бали. Он убедил Бали дать ему столько земли, сколько можно пройти за три шага, и тут же превратился в гиганта. Двумя шагами Вишну пересек вселенную и вернул ее богам, а демону отдал подземный мир.

В перерывах между актами созидания, совершаемыми Брахмой, Вишну возлежал на многоголовой змее Ананте или Шеше, плавающем в космических водах. Вишну обычно изображали в виде красивого четырехрукого юноши; цвет кожи — синий. Его атрибуты — булава, раковина, колесо (чакра) и лотос.

Ездовое животное — Гаруда. Его супруга — Лакшми, богиня богатства и доброй судьбы.

Мифы и легенды дня 5 

БОГИНЯ Лакшми

Лакшми, Шри («добрый знак», «счастье», «красота»), в индийской мифологии ассоциируется со многими богинями и наиболее широко известна как прекрасная супруга великого бога Вишну, воплощение его творческой энергии.

Богиню богатства и счастливой судьбы изображали в виде красавицы, сидящей на цветке лотоса, символе материнства, бессмертия и духовной чистоты.

Во время праздника света Дивали и ныне зажигают тысячи фонарей и устраивают фейерверки в честь богини.

Люди играют и веселятся, а богиня, верят многие, ходит из дома в дом в поисках места для отдыха, даруя богатство тем жилищам, которые ярко освещены.

Все хотели обладать Лакшми, но она немедленно покидала тех, кто усаживал ее себе на голову, а именно так и поступили демоны, когда им удалось захватить ее. 

Согласно одному преданию, однажды богиня оказалась настолько близко от Индры, что из него пошел обильный дождь и хлеба пышно заколосились.

Лакшми упоминается в знаменитом мифе о пахтанье богами океана, который постепенно превратился в молоко, и из него появились не только амрита, но и «четырнадцать чудес», в том числе сама богиня, сидящая на цветке лотоса.

Небесные музыканты и мудрецы воспевали Лакшми, реки молили ее искупаться в их водах, молочные моря предлагали венец из цветов бессмертия, а священные слоны, держащие мир на своих спинах, поливали ее водой из священной для всех индийцев реки Ганг.

Мифы и легенды дня 6 

Лингам (Линга)

Шивы бесполый, бесцветный, не имеет запаха или вкуса, он за пределами слова или осязания,без качеств, изменений и движения. — Линга Пурана.
Словно «Лингам» (также пишется «Линга») имеет несколько значений на санскрите — знак, метка, характеристика. В Шива пуране сказано: «Линга — это отличительный знак, с помощью которого можно узнать природу кого-нибудь».

Являясь по природе своей бесформенным, Шри Шива никогда полностью не воплощается. Согласно легенде, Шри Шива принял форму Линги, когда Шри Вишну и Шри Брахма хотели поклониться Ему. Они попросили Шри Шиву принять какую-либу форму, потому что поклоняться бесформенному очень трудно, и Шри Шива принял форму Лингама.

Некоторые источники утверждают, что лингам — это проекция Сердца Шри Шивы в нашем материальном мире. В легендах о демоне Раване говорится, что Шри Шива достает лингам из своего сердца.

Часто Шри Шива изображается сидящим перед Лингамом.

Считается, что поклонение Лингаму, как и поклонение Шиве, нехарактерно для индуизма и пришло несколько тысяч лет назад из дравидийской культуры. Поэтому статуя, изображающая Лингам, есть практически в каждом южноиндийском храме. Наряду со статуями, сделанными людьми, значительное количество Лингамов считаются нерукотворными — обычно их чудесным образом обнаруживают в лесу, под землей или там, где укажет Шри Шива, явившийся во сне к какому-нибудь праведнику (такие истории характерны для Южной Индии).

Невежественные люди приписывают Лингаму различные сексуальные смыслы, однако это не соответствует индуистским источникам и является еретичекой трактовкой, ставшей популярной в 15-ом веке.

Мифы и легенды дня 7 

Бог Брахма

Брахма, в индуистской мифологии творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой.

Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.

Согласно одному из мифов, Брахма создал из своего тела богиню Сатарупу.

Она была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз. Когда Сатарупа отходила в сторону, избегая его взгляда, у него появлялась новая голова, повернутая в ее сторону.

Наконец Брахма убедил красавицу стать его супругой. Они провели в уединенном месте 100 священных лет, по окончании которых родился Maнy, первый человек.

Другой миф повествует, как сначала вселенная была погружена во тьму. Блуждавшее в космическом океане семя породило золотое яйцо: «В этом яйце Брахма провел год, затем силой мысли разделил яйцо пополам». Из одной половины он создал небо, божественную сферу, из другой — землю, материальную сферу, а между ними поместил воздушное пространство; далее появились пять элементов — вода, огонь, земля, воздух, эфир — затем мысль, боги, звезды, время, горы, равнины, моря, реки, люди, речь, страсть, гнев и т. д. 

Наконец, из яйца появился бог Брахма и разделился на две части — женскую и мужскую.

Эти существа породили все остальное. По иной версии, Брахма вышел из яйца в виде первосущества Пуруши. У него была тысяча ног, тысяча ступней, тысяча рук, тысяча глаз, тысяча лиц и тысяча голов.

Древние полагали, что Брахма живет сто «собственных» лет, равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет. Затем огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает вселенную и самого Брахму, а после ста божественных лет хаоса рождается новый Брахма.

В некоторых источниках Брахму называют Нараяной, или «вышедшим из вод». В этом облике он лежал на листе лотоса, плывущем по первозданным водам, и сосал палец ноги — символ вечности. Падение величия Брахмы объясняется в мифе о происхождении Шивы.

Согласно преданию, Брахма и Вишну поспорили, кто из них могущественнее. В разгар спора огромный фаллос, символ Шивы, поднялся из мирового океана, охваченного пламенем. Когда Брахма и Вишну стали рассматривать фаллос, он раскрылся.

В нем боги обнаружили Шиву и вынуждены были признать его превосходство. Брахму часто изображают с четырьмя головами и руками, в которых он держит Веды, священные индийские трактаты, жезл, сосуд с водой из Ганга и гирлянду роз, восседающем на гусе или лебеде. Супруга его — красавица Сарасвати, богиня учения и покровительница искусств, наук и красноречия.

Мифы и легенды дня 8 

Бог Ганеша

Ганеша, в индуистской мифологии «владыка ганы» — божеств, входящих в свиту Шивы, сын Шивы и Парвати. У него человеческое туловище красного или желтого цвета, огромный живот, четыре руки и слоновья голова с одним бивнем.

Согласно мифам, на праздник в честь рождения Ганеши забыли пригласить бога Шани; из мести тот испепелил взглядом голову младенца, и Брахма посоветовал Парвати приставить ему голову первого же существа, которое встретится; таким существом оказался слон.

Ганеша почитался как бог мудрости и устранитель препятствий; это один из наиболее популярных индийских богов, которого призывают на помощь, предпринимая важное дело.

Мифы и легенды дня 9 

Аватара Кришна

Кришна («черный», «темно-синий»), в индуистской мифологии аватара Вишну, хранителя вселенной, традиционно считается его единственной истинной аватарой. Кришна появился на свет в городке Матхура на севере Индии.

Боги хотели уничтожить неправедного царя Кансу, и Вишну решил явиться на свет в облике человека, восьмым сыном Деваки, сестры царя.

По преданию, Вишну вырвал у себя два волоса — черный и белый. Черный волос стал Кришной, а белый — Баларамой, его старшим братом. Царь Канса узнав, что должен погибнуть от рук своего племянника, бросил Деваки с мужем Васудевой в темницу, а затем умертвил всех рождающихся у них сыновей.

Когда у Деваки родился Кришна, Вишну посоветовал супругам обменять ребенка на дочь Яшоды и Нанды, пастухов, которые жили на другом берегу реки Джамны.

Кришна рос шаловливым ребенком, дразнил коров, насмехался над взрослыми, похищал масло и сладости, даже выдернул с корнем два дерева.

Подтверждением божественности Кришны служит то, что его приемной матери Яшоде открылся весь мир, когда она заглянула в горло приемыша.

Однажды пастухи собрались поклониться великому богу Индре, но Кришна дал им совет поклониться горе Говардхане и своим стадам, пояснив, что гора дает им корм, а коровы — молоко. Кришна поднял Говардхану и семь дней и семь ночей держал ее в небесах. Индра был так изумлен, что спустился на землю и попросил Кришну стать другом его сына Арджуны.

Один из мифов о Кришне повествует, как юный герой ухаживал за девушкой по имени Радха, в которую страстно влюбился.

Однажды Кришна в шутку похитил одежду купающихся пастушек и не отдавал ее до тех пор, пока они не вышли из воды. Поскольку все девушки хотели держать Кришну за руку, он создал себе множество рук.

Влечение пастушек к Кришне трактуется индусами как символ человеческих душ, устремленных к слиянию с богом.

Убийством тирана Кансы завершается юность Кришны.

Возмужав, он превратился в воина и политика, восстановил справедливую власть в Матхуре и защищал его от демонов, мстящих за Кансу Кришна перевел всех жителей Матхуры в Двараку, новый город, построенный по его приказу за одну ночь.

Продолжая совершать подвиги, Кришна обрел восемь жен, а затем 16 100, среди которых любимой была Радха.

Обладая счастливой способностью пребывать одновременно со всеми женами, Кришна произвел многочисленное потомство.

После битвы на Курукшетре Кришна-Вишну закончил круг своих земных дел. Решив вернуться в божественные сферы, он уничтожил город ядавов, а сам погиб от стрелы охотника, принявшего его за оленя.

Мифы и легенды дня 10 

Храм Каньякумари

Храм Каньякумари, находящийся в одноименном городе, посвящен инкарнации богини Парвати, жены Шивы, в форме богини Каньякумари.

В храме, который также называют Кумари Амман, находится сваямбха с большим бриллиантом.

Согласно легенде, когда свадьба Шивы и Каньякумари была отменена (этому восприпятствовали другие боги, опасавшиеся, что замужняя богиня не сможет выполнить свою миссию, ради которой Она инкарнировалась), все приготовления к свадьбе (еда и дары) превратились в камни.

Иногда сваямбху выносят для церемониального омовения в океане.

АВАТАРА РАМА

Рама, в индуистской мифологии седьмая аватара (воплощение) Вишну, в которой он избавляет богов и людей от тираний царя ракшасов Раваны.
Земными родителями Рамы считались царь Дашаратха и его жена Каусалья.
Возмужав, Рама женился на царевне Сите, пройдя ради нее через брачное испытание и сломав при этом лук Шивы.

Дашаратха решил провозгласить Раму своим наследником, однако его вторая жена потребовала, чтобы царь на четырнадцать лет изгнал Раму из отчего дома, а наследником сделал ее сына — Бхарату.

Рама и его сводный брат Лакшмана совершили множество подвигов и убили несколько могучих демонов-ракшасов, вызвав гнев их повелителя Раваны, который похитил Ситу и унес ее на колеснице по воздуху в свою столицу на острове Ланка.

После долгих поисков супруги Рама заключает союз с царем обезьян Сугривой, чей мудрый советник Хануман проник на Ланку. Обнаружив там Ситу, он сообщил об этом Раме, и тот, возглавив войско обезьян и медведей, построил мост через океан и осадил остров.

В разгоревшейся битве Рама победил десятиголового Равану. Освободив Ситу, герой возвращается с ней на родину в Айодхью, и Бхарата добровольно уступает ему царство.

Впоследствии Рама, послушный ропоту подданных, обвиняющих Ситу в неверности, изгнал ее в лес.

Опомнившись, Рама призвал к себе жену, родившую ему двух сыновей, Кушу и Лаву, но Ситу, по ее просьбе, поглотила мать-земля, и супругам суждено было соединиться лишь на небе по окончании срока земной жизни Рамы, главного персонажа индийского эпоса, мудрого и добродетельного царя-героя.

Мифы и легенды дня 11 

Бог Авалокитешвара

Авалокитешвара («бог сострадания», «бог, который смотрит вниз», «бог взгляда»), в буддийской мифологии олицетворение сострадания, ботхисатва нынешнего века.

Обычно его изображали в облике красивого мужчины с несколькими головами и руками.

Согласно одному из мифов, Авалокитешвара смотрел на людские страдания, и его сердце разорвалось от горести.

Амитабха, от которого произошел Авалокитешвара, собрал кусочки сердца и сделал бодхисатве девять новых голов.

Авалокитешвара хотел помочь всем живым существам, поэтому у него выросли 1000 рук, а на ладони каждой руки появился глаз. «Из его глаз образовались солнце и луна, из лба — Махешвара, из плеч — Брахма и другие боги, из сердца — Нараяна, из бедер — Сарасвати, из рта — ветры, из ступней — земля, из живота — Варуна».

Авалокитешвара помогал всем, кто просил помощи и проповедовал буддийские законы тем, кто перевоплотился в насекомых или червей, защищал людей от болезней и благословлял детей.

В Китае Авалокитешвара трансформировался в богиню Гуаньинь, а в Японии — в Каннон.