Япония. Описание мест | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Япония. Описание мест

Описание мест

 

ТОКИО

Синтоисткий храм Ясукуни.
 

ЯСУКУНИ — синтоистский храм (дословно — «храм мира в стране»), занимает особое положение среди множества святилищ синто в Японии. У входа надпись: «Здесь покоятся те, кто принес высшую жертву во имя Родины». Построенный в Токио в 1869 г., он получил ранг «Особого императорского святилища». В отличие от других храмов, Ясукуни находился в ведении ведомства армии и флота, и священнослужители назначались туда с согласия военного руководства страны.
Роль главных распорядителей на различных праздниках этого храма выполняли генералы и адмиралы, а охрану несли подразделения военной жандармерии. В Ясукуни находились списки погибших в войнах, которые и составляли предмет поклонения в синтоистском святилище. Там же хранились и два из трех атрибутов императорской власти — зеркало и меч. В 1874 г. император Мэйдзи посетил Ясукуни, что было беспрецедентным поступком, поскольку там поклонялись не богам, а душам погибших воинов. Таким образом, солдаты, отдавшие жизнь за императора, как бы приравнивались к богам. Во время оккупации Японии храм был лишен государственного статуса. При храме существует музей, который имеет обширную экспозицию, рассказывающую об истории Вооруженных сил Японии.
В наши посещение этого храма главой правительства Японии воспринимается ближайшими государствами Китаем и Кореей как возврат Японии к милитаристическим амбициям и вызывает бурю негодования.

Сад Койсикава Коракуэн

КОРАКУЭН, что в перевод означает «сад удовольствия последнего», является одним из лучших традиционных токийских ландшафтных садов, и здесь можно отлично отдохнуть. Название Коракуэн восходит к стихотворению китайского поэта Фан Чжонгуана «Замок Цзюэц-зян»: «Первым прими к сердцу беды мира, последним наслаждайся его благами».
Сооружение сада началось в 1629 г. и было закончено 30 лет спустя. Некогда в четыре раза больше по площади, чем сегодня (почти 8 га), он принадлежал ответвлению рода Токугава, носившему фамилию Мито. Сосланный в изгнание китайский ученый Чжу Шунь Шуи помог спроектировать сад, включая мост Энгэцукё («полная луна»), представляющий собой каменную арку, отражение которой в воде похоже на полную луну. Мост Цукэнкё, копия моста, находящегося в Киото, удивляет контрастом ярко-красной кладки с зеленью окружающего леса. Сад в миниатюре воспроизводит известные природные ландшафты. Здесь можно увидеть знаменитую китайскую гору Родзан и японскую реку Кисо. Посреди большого пруда находится остров Хорай, превосходная искусственная композиция из камней и сосен.

Храм Сэнсодзи

АСАКУСА — район в Токио. Популярность Асакусы связана с великолепным храмовым ансамблем Сэнсодзи, или, как его просто называют в народе, храмом Каннон. Каннон — одно из самых почитаемых божеств буддийского пантеона, богиня милосердия и сострадания, олицетворяющая бесконечную доброту и заботу обо всех страждущих. Статуя Каннон в храме Асакуса — особая. Она была найдена еще в 628 г. братьями-рыбаками в протекающей по соседству реке Сумида. Для нее был построен небольшой храм. На протяжении веков здание много раз перестраивалось, расширялась территория, добавлялись новые строения. Сейчас комплекс включает до десятка сооружений, но основное — главный зал, построенный в XVII в. В 1945 г. он, как и стоящая неподалеку пятиярусная пагода, был превращен в руины американскими бомбардировками, но уже в 1958 г. все строения были воссозданы в их первозданной красе, вплоть до мельчайших деталей. Ансамбль Каннон занимает достаточно большую, но компактную, правильной, почти квадратной формы территорию. Восстановлены сооружения трех основных ворот — Каминаримон, Нитэммон, Ходзомон. Каминаримон (Ворота грома) в нынешнем виде воссозданы в 1960 г., почти через сто лет после рокового пожара, уничтожившего подлинник. В арке ворот подвешен огромный фонарь. По форме и цвету (красный) он повторяет традиционные бумажные фонари, которые издавна украшали дома и улицы городов. До сих пор они воспринимаются как непременный атрибут Японии. Фонарь преподнесен храму корпорацией «Мацусита», о чем и возвещает укрепленная на его основании металлическая дощечка. От Каминаримон к главному зданию ведет всегда празднично украшенная улочка Накамисэ, по сути являющаяся бесконечной чередой магазинов (отсюда и ее название — «среди лавок»). С древних времен около храмов шла бойкая торговля не только культовыми предметами, амулетами и сувенирами, но и всякой всячиной, включая еду. Не нарушена эта традиция и здесь, причем большинство лавок торгует отнюдь не «божественным»: обувью, одеждой, сумками. Расчет на то, что пребывающий в хорошем, праздничном настроении посетитель Асакуса обязательно что-нибудь купит.
Величие главного здания и его мощь трудно передать словами. Поднявшись по довольно высоким и крутым ступеням, попадаешь в сумеречную и величественную атмосферу буддийской культуры. Невольно проникаешься ощущением вечности. Великолепен сверкающий позолотой, богато декорированный резьбой алтарь Гокудзи, где и установлена найденная в реке статуя Каннон.
Ежегодно здесь проводится праздник в честь Каннон. Как и большинство традиционных праздников, он представляет собой грандиозное шествие. Основное внимание присутствующих приковано, конечно, к массивным, причудливо украшенным паланкинам — микоси. Их несут на плечах группы из десятков мужчин в особых праздничных одеждах. Полная иллюзия, что микоси плывут по людскому морю.
Но здесь проходит и другой, достаточно новый праздник, посвященный истории Токио. Этот праздник — Парад веков в Асакуса — пользуется огромной популярностью у токийцев. Сам парад проводится около храма. Очарование его в неофициальности, непринужденности поведения всех участников, хотя он, конечно, прекрасно организован. Участвовать в конкретных мероприятиях могут все желающие — и охотники есть всегда.
Процессия начинается у храма и идет прилегающими улицами по заранее разработанному маршруту. На время праздника движение транспорта в районе перекрывается. Тротуары и часть дороги заняты людьми, которые не только стоят плотной стеной, но и сидят на заранее приготовленных клеенках. О содержании каждого сюжета оповещают громкоговорители, и зрители радостно приветствуют знакомых и любимых исторических персонажей.

Храм Сэнгакудзи

ХРАМ является местом развязки любимой японцами трагедии о верности и мести, пересказанной в пьесе «Тюсингура» и многих кинофильмах. Господин Асано был приговорен к смерти через сэппуку (харакири) за то, что обнажил свой меч перед укорявшим его господином Кира. Лишенные права мести, 47 вассалов Асано, которых возглавлял Оиси Кура-носукэ, составили тайный заговор. В 1703 г. они напали на дом Кира, обезглавили его и оставили голову на могиле Асано в Сэнгакудзи. В свой черед приговоренные к сэппуку, они похоронены здесь. На территории храма через несколько ступенек справа располагается колодец (ныне закрытый проволочной сеткой), в котором заговорщики омыли голову Кира. Далее справа видны их надгробья, до сих пор украшаемые цветами. У начала ступенек находится интересный музей, в котором выставлены имеющие отношение к этому событию предметы и статуи 47 самураев.

 

КИОТО

 

Храм РЁАНДЗИ в Киото — буддийский храм в Киото, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г. Стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. Среди его покровителей были Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. С конца XVIII в. храм переживает упадок. Многие его сооружения уничтожены пожарами. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемуся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов. Считается, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами.
Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад — 30 м, с юга на север — 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.
Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать — только сидя на веранде храма.
Что же олицетворяют собой камни в саду? Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие думают, что это пять островов в безбрежном океане, кому-то кажется, что это тигрица со своими детенышами переплывает бурное море. Ассоциативный ряд бесконечен. Но в этом саду есть немало и других загадок. Одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень (каждый раз — другой) будет исчезать из поля зрения. Может быть, таким образом, дзэн-буддийский монах Соами старался показать людям безмерность мира, мощь Космоса, величие Будды, давая понять, что в огромном мире немало сокровенного, непостижимого. Еще одна загадка сада — в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое. Сокровенное и самое для него важное. Загадки сада Рёандзи, как и загадка улыбки Джоконды, непостижимы, вечно таинственны и прекрасны.

 

КИНКАКУДЗИ

 

КИНКАКУДЗИ — Золотой павильон. Расположен в северной части Киото на территории буддийского храмового комплекса Рокуондзи. Он был построен в 1397 г. по велению сёгуна Ёсимицу из династии Асикага, здесь он провел последние годы своей жизни, утратив всякий интерес к политической жизни страны. Этот трехъярусный дворец-храм считается образцом караэ — китайского стиля. Одна из особенностей этого стиля — трехъярусная конструкция сооружения с таким расположением ярусов, которые не превращают постройку ни в трехъярусную башню, ни в трехступенчатую пирамиду. Это достигается гармоническим распределением разных уровней с внутренней симметричностью, причем не в геометрически прямых линиях, а в изогнутых очертаниях. Средства, которыми строители осуществляли такой художественный замысел, были различны: прорезные стены, легкие колонны-столбы, узорчатые карнизы-решетки, прихотливой формы окна. Четырехскатную крышу со слегка приподнятыми краями венчает фигурка фантастической птицы Феникс. Соразмерность всех деталей создает великолепную гармоничность всего сложного и причудливого сооружения.
Первый этаж Кинкакудзи представляет собой своего рода приемный зал. Он окружен верандой, почти выступающей над прудом. Второй этаж немногим отличается от первого, но его интерьер украшен богатой живописью, поскольку на этом этаже размещался зал музыки и поэзии. Третий этаж, отделенный от первых двух выносом крыши, отличается большими арочными проемами окон, очень близкими к буддийской храмовой архитектуре XIV в. Он был предназначен для религиозных церемоний и снаружи и внутри покрыт золотыми листьями на лаковом фоне, за что и получил название Золотой павильон.
Несмотря на три этажа, павильон воспринимается как очень легкая постройка, тесно связанная с окружающей природой. Первые два этажа с большими, свободно просматривающимися галереями почти не представляют замкнутых интерьеров, раздвижные двери дают возможность как бы устранить границу между внешним и внутренним пространством. Прямые, ничем не украшенные подпоры здания гармонируют со стволами растущих кругом деревьев, две его крыши со слегка загнутыми краями напоминают широкие ветви стоящих рядом сосен.
Павильон окружает сад, он был создан в конце XIV в. Уже много веков Кинкакудзи отражается в озере, которое совсем не случайно носит название Кёкоти — Озеро-зеркало. Озеро огромное и глубокое, с прозрачной водой, украшенное многочисленными большими и малыми островами с растущими на них соснами. Из воды поднимаются камни причудливой формы и расцветки. С галереи павильона хорошо видны два основных острова — Остров черепахи и Остров журавля (в дальневосточной мифологии журавль и черепаха являются символами долголетия). И острова, и камни расположены таким образом, что они как бы обрамляют отражение Кинкакудзи в озере, что лишь подчеркивает его изысканную строгость.
После смерти сёгуна Ёсимицу его сын превратил Кинкакудзи в буддийский храм — такова была воля отца. Золото со стен храма постепенно сходило, и от его былого величия почти ничего не осталось. Но Кинкакудзи, тем не менее, окружен всеобщим поклонением. Золотой павильон стал составной частью храмового ансамбля, за многие столетия он как бы сросся с окружающей его природой. И ему была оказана величайшая честь, которой может быть удостоен исторический памятник в Японии: Кинкакудзи был включен в список государственных сокровищ. Но это не уберегло его от трагедии — в июле 1950 г. Золотой павильон сгорел дотла. Пожар не был вызван несчастным случаем, поджег его молодой буддийский монах, который был недоволен своей карьерой. Об этом он написал в записке перед тем, как совершить самоубийство. (Это событие явилось сюжетом романа Мисима Юкио «Золотой храм»). Кинкакудзи был восстановлен японскими мастерами в 1955 г.

 

ГИНКАКУДЗИ

 

ГИНКАКУДЗИ — Серебряный павильон, одна из величайших сокровищниц Японии.
Он сооружен в 1483 г. в восточной части Хэйан (Кё) (Киото) во время правления сёгуна Ёсимаса Асикага (1434–1490). Это двухэтажный дворец с четырехскатной крышей, увенчанной бронзовой фигурой Феникса. Широкие выносы карнизов отделяют второй этаж от нижнего. Углы крыши и карнизов слегка приподняты. Верхний этаж опоясан галереей. Два цвета доминируют в облике павильона: многочисленные оттенки коричневого, естественного цвета старого дерева, и белый с голубым отливом — цвет бумаги, которой оклеены решетки узорчатых окон и раздвижных стен.
Павильон поражает своей красотой, но не сверкающей, а затаенной, глубинной, восхищает своими мягкими и в то же время четкими очертаниями, повторенными на зеркальной поверхности расположенного рядом озера.
Сад, храм и гора Хигасияма, покрытая густым лесом, у подножия которой расположился Серебряный павильон, составляют единое целое, они неотторжимы друг от друга.
Согласно историческим преданиям, сёгун Асикага Ёсимаса построил Гинкакудзи как отклик на Золотой павильон — великолепное творение его деда, сёгуна Асикага Ёсимицу. Якобы первоначально предполагалось, что стены Серебряного павильона, который тогда назывался Хигасияма-доно (Дворец горы Хигасияма), а также Каннон-дэра (Храм, посвященный богине милосердия Каннон), будут покрыты серебром, подобно тому, как в Золотом павильоне — золотом. Но то ли сёгуну не хватило средств, то ли, увидев, как прекрасно лунный свет играет на деревянном покрытии крыш и стен дворца, он решил отказаться от серебра. Отблеск луны, отраженный поверхностью озера и дающий неповторимое освещение дворцу и саду, стал доминирующим в восприятии павильона. Более того, создается впечатление, что и в дневные часы павильон излучает серебристое сияние. Трудно понять, в чем причина такого свечения: возможно, этому способствуют раздвижные створки окон, оклеенные белой с голубым отливом бумагой; возможно, причина — в особом способе покрытия крыши, благодаря которому в зависимости от времени суток, и освещения она меняет свой оттенок. Серебристое сияние павильона поражало и людей XV в., и их потомков. Не случайно несколько столетий спустя, в XVIII в., в саду дворца из светлого песка и мелкой гальки было создано «каменное» Серебряное озеро (Гинсадан), очертания которого напоминают знаменитое озеро Сиху в Китае. На поверхности «каменного» озера проведены светлые полосы, как бы повторяющие льющиеся потоки лунного света. Рядом с «каменным» озером в том же XVIII в. из белого песка и светлой гальки была сооружена горка в форме усеченного конуса. В истории японской культуры Серебряному павильону принадлежит исключительное место. Его архитектура, принципы организации жилого пространства, соединение дома и сада, связанные с философско-эстетическими представлениями дзэн-буддизма, знаменуют новый этап в развитии японского искусства. В японской культуре есть такие понятия, как «стиль Хигасияма», «культура Хигасияма». Истоки «стиля Хигасияма» неразрывно связаны с Серебряным павильоном. Серебряный павильон создавался и как дворец, и как храм, посвященный бодхисаттве Каннон. На верхнем этаже павильона располагался буддийский алтарь, на нижнем — жилые комнаты. Впервые во дворце стали использоваться раздвижные стены: внутренние (фусума) и внешние (сёдзи). Когда сёдзи снимали, сад, созданный великим мастером Соами, становился неотъемлемой частью дома. Основным компонентом сада является озеро, в котором отражаются очертания павильона. Поднимающиеся из воды причудливой формы камни подчеркивают его контуры. Во дворце была создана комната для занятий (сёин). В комнате имелась ниша (токонома) — эстетический центр жилого пространства. В токонома вывешивался свиток с живописью, ставилась ваза для цветов. Здесь помещалась полочка (тана) для книг и письменных принадлежностей. Пол комнат покрывался циновками — татами. Архитектурный стиль, впервые воплощенный в Серебряном павильоне, стал именоваться сёин-дзукури. Этот стиль оказал огромное, решающее влияние на развитие всей последующей японской архитектуры и культуры. Его воздействие ощущается и сегодня.

 

КИЁМИДЗУДЭРА

 

КИЁМИДЗУДЭРА — буддийский храм в восточной части Киото.
Он расположен на горе Отова, в районе Хигасияма, знаменитом своими храмами. Его история связана с историей японского буддизма, а о возникновении храма повествует легенда о монахе из г. Нара по имени Энтин, который в VIII в. обнаружил струящийся водопад, и послышались ему такие слова: «Найди этот источник, прозрачные воды которого впадают в реку Ёдо». Долгое время Энтин бродил по горе Отова, пока неожиданно в глубине заповедного леса не обнаружил место, окутанное туманом. Казалось, что пояс из белых облаков навис над горным источником, затерянным в непроходимых зарослях склона горы Отова. И здесь Энтин встретил буддийского отшельника — горного мудреца по имени Гёэй. Гёэй дал Энтину кусок дерева, в котором обитал дух Каннон Босацу — богини милосердия. Получив такой бесценный дар, Энтин вырезал из этого куска дерева изображение Каннон и поместил эту деревянную скульптуру в небольшую бамбуковую хижину, которая и считается предшественницей храма, а свое название он получил от прозрачности вод, струящихся по склону. Три хрустальные струи являются одной из достопримечательностей храма Киёмидзу и, по преданию, обладают чудотворной силой.
Упоминание о храме Киёмидзу можно найти в письменных источниках, относящихся к 811 г. В них рассказывается о неком самурае по имени Саканоуэ Тамурамаро, который в 805 г. построил у подножия горы Отова семейный храм, от которого Киёмидзудера и ведет свою историю.
В 811 г. храм Киёмидзу перешел под покровительство властей, он очень почитался Императорским домом.
За свою многовековую историю храм много раз горел и подвергался разграблениям в ходе многолетних междоусобных войн. Самый сильный пожар случился в 1200 г., когда главное здание храма превратилось в пепел. Большинство построек храма было восстановлено в 1633 г. по повелению сёгуна Токугава Иэмицу и сохранилось до наших дней. Киёмидзудэра — это храмовый ансамбль, куда входит множество зданий — молельный зал, пагода, основной храм, где выставлено главное божество — богиня Каннон, навес для колокола, помещения, где хранятся сутры, стойло для лошадей и т.д. Весь комплекс является культурным национальным достоянием Японии.
При входе на территорию храма есть стойла для лошадей. Это сооружение относится к XIV-XVI вв., его архитектура отражает национальный стиль, это одна из немногих уцелевших построек той поры и поэтому является национальной реликвией. Когда-то прибывшие поклониться богине Каннон привязывали здесь лошадей и поднимались наверх. Далее дорога ведет через ворота Нио мон, по бокам которых расположены четырехметровые, устрашающего вида статуи. Это стражи ворот, их еще называют «каменные воины» — Нио. За ними расположена трехъярусная пагода — одна из самых больших в Японии. Далее находится Кайсандо — храм основателей, здесь обитают духи горного отшельника Гёэй и монаха Энтина. Это здание перевез сюда Саканоуэ Тамурамаро из г. Нагаока. Людской поток неторопливо течет к главному храму — Хондо, где находится главное божество Киёмидзудэра — одиннадцатиликая, тысячерукая Каннон Босацу. Изображение Каннон помещено на центральном алтаре, справа от нее находится Бисямонтэн — Бог сокровищ, слева Дзидзо Босацу — божество-покровитель детей и путников. Фигурки этих двух божеств вырезал монах Энтин.
По буддийской легенде, Каннон может принимать тридцать три образа для спасения людей. Ей и посвящены 33 храма, каждый из которых имеет свой образ богини. Киёмидзу 16-й из них. К Хондо примыкает огромная веранда, которая выступает на 12 метров над краем скалы, опорой ей служат громадные столбы, скрепленные без единого гвоздя. Это прекрасная обзорная площадка, где всегда многолюдно. Когда-то она использовалась как сцена для танцев. Эта постройка является частью императорского дворца из г. Нагаока. Когда столицей Японии в 794 г. стал г. Хэйан (кё), нынешний Киото, его разобрали, перевезли в новую столицу и переделали в храмовую постройку.
Современный облик Хондо воссоздан в первой половине XVII в. и является одной из достопримечательностей Японии. Над верандой нависает крыша причудливой формы, крытая дранкой из дерева хиноки. В Хондо хранятся эма — таблички с изображением лошадей, их по обету подносили храму с просьбой избавить от болезней, послать удачу в делах, благополучное возвращение из морских торговых поездок.
Ни один человек, пришедший в храм, не минует ритуальный водопад, прозрачной воде которого храм и обязан своим именем. Водопад охраняет божество Фудо мёо, которое своим отталкивающим обликом отпугивает злых духов. Многие совершают обряд омовения этой водой, вознося молитвы Фудо мёо. Этот ритуал очищения сулит просветление душе, и добрый дух богини Каннон принесет чувство покоя и умиротворения, ощущение единения с ней.

 

ПРЕФЕКТУРА ФУКУИ

 

Храм Эйхэйдзи

Возведенный в 1244 г., ЭЙХЭЙДЗИ является одним из двух главных храмов дзэн-секты Сото. Храм был центром дзэн-медитации с конца XVI в. Расположенные классическим прямоугольником, его залы и крытые коридоры поднимаются вверх по склону холма. Сото проповедует постепенное просветление путем медитации и отстранения от мира: в монастыре находится около 50 монахов и 250 учеников. Здесь царит дух общей доброжелательности, однако жизнь сурова, отопление отсутствует, пища крайне проста. Каждый из учеников имеет в зале Содо (слева) всего один мат татоми для еды, сна и дзадзэн (медитации). Молчание соблюдается даже в бане и туалетных помещениях.

Распорядок дня в храме Эйхейдзи

3:30 — подъем

3:50 — утренний дзадзэн

5:00 — утренний туалет

7:00 — завтрак

8:30 — период работы

10:00 — последний утренний дзадзэн

11:00 — дневной туалет

12:00 — завтрак

13:00 — период работы

14:00 — дневная медитация

16:00 — вечерний туалет

17:00 — ужин

19:00 — вечерний дзадзэн

21:00 — отход ко сну

 

ПРЕФЕКТУРА ВАКАЯМА

 

Гора Коя

Находящееся в самом центре полуострова Кии гора Коя, или Коя-сан, с зарослями черных кедров на высоте 900 м является в Японии местом, наиболее почитаемым буддийской сектой Сингон. Здесь в 816 г. святой Кукай (774 — 835), также известный под посмертным именем Кобо-дайси, устроил монашеское убежище. В период Эдо на горе была почти тысяча храмов, однако тайфуны и пожары сократили их число до 123. Уникальную атмосферу этого места можно сполна ощутить, заночевав здесь. Блюда традиционной вегетарианской кухни подаются на Коя-сан в 53 храмовых приютах. Самые почитаемые и грандиозные сооружения находятся в западной части Коя-сан. Конгобудзи, построенный в 1592 г. Тоётоми Хидэёси , является главным храмом на Коя-сан. Особо привлекают внимание его рододендроны и раздвижные двери внутренних помещений, расписанные в XVI в. художниками школы Кано. Великолепный комплекс Дандзёгаран, расположенный чуть дальше, включает самое старое из всех находящихся на горе зданий, Фудодо (Зал Фудо), построенное в 1197 г., и Компон дайто, великолепную ало-белую пагоду. Перестроенная в 1937 г., эта пагода считается символом Коя-сан. Рэйхокан (сокровищница) находится напротив комплекса и хранит более 5000 картин, изваяний и мандал, выставленных в двух отдельных зданиях. Гигантские Даймон (Великие ворота), являющиеся главным входом на Коя-сан, расположены на небольшом расстоянии к западу отсюда, на краю плато. От них открывается неповторимый вид на горы, долины, а в ясные дни — и на далекие острова Сикоку и Авадзи. На восточной половине Коя-сан находятся 200 000 гробниц и Окуноин (внутреннее святилище), мавзолей Кукая. Погребение на Коя-сан считается особо почетным. Мощеная камнем дорога к Окуноин обрамлена изваяниями, памятниками и гробницами с останками людей, принадлежавших к наиболее могущественным и блестящим родам в истории Японии. Перед мавзолеем Кукая находится Тородо (Зал фонарей). Здесь днем и ночью горят 11 000 фонарей, а два из них, как утверждают, не гасли с XI в. 

 

ДЗЭН

 

Дзэн-буддизм — школа японского буддизма, получившая широкое распространение в XII-ХIII вв. В дзэн-буддизме выделяются две основные секты: Риндзай, основанная Эйсаем (1141–1215), и Сото, первым проповедником которой был Догэн (1200–1253). Особенность этого вероучения состоит в усиленном подчеркивании роли медитации и других способов психотренинга в достижении сатори. Сатори означает душевное спокойствие, равновесие, ощущение небытия, «внутреннее просветление».
Особенно широкое распространение дзэн получил в ХIV-ХV вв. среди самураев, когда его идеи стали пользоваться покровительством сёгунов. Идеи жесткой самодисциплины, постоянного аутотренинга, непререкаемости авторитета наставника как нельзя лучше отвечали мировоззрению воинов. Дзэн нашел отражение в национальных традициях, оказал глубокое влияние на литературу и искусство. На основе дзэн культивируется Чайная церемония, складывается методика аранжировки цветов, формируется садово-парковое искусство. Дзэн дает толчок особым направлениям в живописи, поэзии, драматургии, способствует развитию боевых искусств.
Влияние мировоззрения дзэн и сегодня распространяется на значительную часть японцев.