Восточный Тибет. Описание мест. | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Восточный Тибет. Описание мест.

Описание мест

Пекин

Здесь, в Запретном городе, недоступном для простых смертных политическом центре Китая, некогда правили суровые ханы и императоры. Туристам вряд ли встретится гделибо еще такое множество памятников культуры, собраниьи в одном месте: тут и Императорский дворец, и Храм Неба, и Летний дворец, и Великая стена, и гробницы династии Мии. Недели в китайской столице вам едва хватит, чтобы полюбоваться ее неисчислимыми памятниками и сокровищами и заглянуть в уютные уголки старого Пекина.

С Ворот Небесного Спокойствия (Ттапаптеп) некогда оглашал свои указы император, а в 1949 г. Мао Цзэдун провозгласил декларацию об образовании КНР. В эпоху империи простые граждане не допускались на площадь Тяньаньмэнь, а во времена Мао здесь стали проводиться массовые манифестации. Однако стихийные выступления, как правило, приводили к столкновениям. 4 мая 1919 г. китайская интеллигенция устроила на площади Тяньаньмэнь демонстрацию против ущемления интересов Китая по Версальскому договору (с. 19 — 20). 4 апреля 1976 г. здесь спонтанно возник траурный митинг в память

премьер-министра Чжоу Эньлая, однако могущественная левая фракция КПК вызвала полицию и солдат. А 4 июня 1989 г. армия расстреляла демонстрацию студентов, в течение недели удерживавших площадь, требуя демократических преобразований.

Свои огромные размеры Тяньаньмэнь приобрела после 1949 г., а к 10-й годовнщине КНР на ней были воздвигнуты грандиозные государственные здания весьма эклектичного стиля: Большой народный дворец, где проходят заседания Собрания народных представителей(парламент),Музей истории и революции, экспозиция которого отражает официальную версию истории. В центре площади высится 38-метровый Памятник народным героям, квадратная стела с изречениями Мао и Чжоу Эньлая, украшенная рельефами на темы китайской революции. В южной части площади с 1977 г. возвышается Мавзолей Мао Цзэдуна

За ним находятся Передние ворота Яииипеи, некогда бывшие частью стены, отделявшей Императорский город от «китайского». К югу отсюда начинаетсястарый город,прогулка по улочкам и магазинчикам которого доставит вам немало удовольствия.

Для планировки Императорского города характерна строгая символика. Продольная ось «север — юг» с мощными воротами, а также Колокольней и Барабанной башней на севере в центре пересекается с поперечной осью, образуя иероглиф чжун, означающий «середину». Здесь, в центре Срединной империи, находится символ ее величия- Императорский дворец.

Лхаса

Лхаса — историческая столица Тибета, в настоящее время административный центр Тибетского Автономного Района Китайской Народной Республики. Лхаса является также традиционной резиденцией Далай-Ламы.

Буквально в переводе с тибетского «лхаса» означает «место богов». Город находится на высоте 3650 м, население около 200 тыс. человек.

История

По легендам, второй император Тибета Сонгцен Гампо (Srong-brtsan Sgam-po) сделал Лхасу своей столицей. Но документы того времени говорят, что столица Тибета тогда постоянно перемещалась. В центре города ещё тогда был построен монастырь Джоканг, который и сейчас является главным местом паломничества в Лхасе.

Город стал расти и процветать после основания трёх крупных монастырей школы гелуг в результате деятельности ламы Цонкапы и его учеников в XV веке. Это монастыри Ганден, Сера (Se-ra) и Дрепунг (Bras-spung).

Далай-лама V Лобсанг Гьяцо (Blo-bzang-rgya-mtsho) (1617–1682), подчинил Тибет и перенёс в Лхасу свой административный центр. Потом он начал строить дворец Потала, строительство было завершено через несколько лет после его смерти. С этого времени Лхаса стала полноценной политической столицей Тибета.

Европейцы проникали во Лхасу редко. К 1951 половина города состояла из монахов, общее население было около 25 000 человек. Дополнительно около 15 тысяч человек населяло окрестные монастыри. К 2000 население выросло до 200 000.

Культура

Исторические памятники Лхасы представляют огромное значение для мировой культуры. Это конечно дворец Потала, центральный храм Джоканг, великие монастыри Дрепунг, Сера и Ганден, монастырь Рамоче, храм Чжефенг, летний дворец Норбулинка, уникальная мечеть в тибетском архитектурном стиле, историческая площадь Баркхор и многие другие достопримечательности.

Однако немало памятников культуры были разрушены или пострадали во время культурной революции.

Для паломников в Лхасе имеется три круговых маршрута для ритуального обхода (кора) святых мест, это цикл Нангкор в храме Джоканг, цикл Баркхор по старому городу, охватывая квартал с храмом Джоканг, и внешний цикл Лингкор вокруг всего города. Дополнительно паломники обходят дворец Потала. Во время коры паломники совершают простирания, крутят молитвенные барабаны и читают мантры. После модернизации города внешний цикл Лингкор перестал использоваться.

Монастырь Ганден

Ганден — монастырь на горе Вангбур в 47 км от Лхасы в Тибете, один из самых крупных буддийских монастырей и знаменитый университет школы гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества. Ранее Ганден был одним из трёх государственных монастырей. Название Ганден (Тибетский перевод санскритского «Тушита») — легендарная обитель Будды Майтреи. Монастырь находится на высоте 4500 м.

История

Монастырь Генден был основан в 1409 году учениками Цонкапы. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников — Гендун Друбом (1391–1474), который посмертно был признан Первым Далай-ламой. Гендун Друб поручил двум другим ученикам руководить строительством, и основные здания монастыря были возведены за год.

Позже Ганден, который был поделён на два колледжа — Шарце и Жангце, превратился в огромный монастырский комплекс, в котором проходило обучение до четырёх тысяч монахов.

Монастырь был практически полностью разрушен в годы «культурной революции»(1966–1968), но потом был восстановлен. В монастыре сейчас более 200 монахов.

Находясь в удалении от Лхаса, Ганден менее популярен среди туристов и паломников, чем Сера и Дрепунг, однако исторически именно в монастыре Ганден находились руководители администрации и политические лидеры школы гелуг.

Тибетские беженцы воссоздали монастырь Ганден в штате Карнатака.

Монастырь Самье

Монастырь Самье — первый буддийский монастырь в Тибете. Монастырь построен около 775 царём Тибета Трисонг Деценом, который внёс большой вклад в восстановление и развитие буддизма после упадка со времени правления царя Сонгцен Гампо (VII век).

Легенда о строительстве монастыря

Считается, что строительство монастыря начал монах Шантаракшита, один из настоятелей индийского монастыря Наланда, который проповедовал в первую очередь буддизм сутры. Считая место для строительства благоприятным, он активно приступил к строительству, но через некоторое время здание обрушилось, и строители в ужасе предположили, что это козни демона, обитающего у реки.

Однако когда из Уддияны прибыл Падмасамбхава, он смог одолеть местных богов и демонов, и успешно построил монастырь. С этого монастыря начинается история школы ньингма — первой школы тибетского буддизма. Легенда о строительстве монастыря Самье объясняет также, как тантрический буддизм смог взойти над буддизмом сутры, проповедуемым Шантаракшитой.Шантаракшина пытался построить еще несколько монастарей по близости, однако они обрушивались и строители снова подумали, что это козни злых духов и демона. Поколение строителей, строивших эти монастыри постоянно сталкивались с кознями злых духов. Свежепостроенные монастыри в которых предполагалось проповедовать сутры, то и дело падали под их влиянием неблагоприятных для стройки мест. В 889 году строитель Синху Мэ предложил принципиально новую технологию строительства, которая позволила бы избежать многих экономическирх затрат, возникших в результате неграмтного строительства, однако за это он и все его родственники были казнены за инакомыслие и отступничество от общих идей строительства. Строение монастаря представляет собой соединенные между собой гвоздями деревянные пластины. Гвозди были также деревянными. Днем строители занимались борьбой, а вечером в совершенстве оттачивали метание ножей и сурикенов, поэтому на строительство оставалось мало времени. Монастыри строились десятилетиями. Зачастую, бюрократичские устои существовавшей уже в то время строительной индустрии оказывали очень вредное влияние на время строительства. В 916 году управляющий делами строительства одного из монастырей присвоил в свою собственность 220 кг. золота, после чего был изгнал из монастыря с похищенным, что явилось высшей наградой для последнего. Монахи же посчитали это наказание самым тяжелым для вора, в свою очередь последний закончил свою жизнь в счастье с красивой женой далеко от жесткой дисциплины и многочасовых, ежедневных молитв. Злые духи постоянно сопровождали деятельность монахов храма.

Озеро Басум-цо

Басум-цо, другое название Цонго. Это священное озеро школы Ньинма и одно из крупнейших в восточной части Тибета пресноводных озер. Оно расположено в волости Цонго уезда Гонбо района Линьчжи. Басум-цо лежит в горах, там теплый климат, средняя высота зеркала озера над уровнем моря — 3538 метров, длина озера — около 15 км, средняя ширина — 2,5 км, самое глубокое место — 166 метров. Расстояние от озера до Сычуань-Тибетского шоссе — 44 км., до Лхасы — 400 км

Лицзян

Лицзян — город в южнокитайской провинции Юньнань, на берегу одноимённой реки. Население 1.137.600 жит. (2005). Собственно Лицзяном называется современный промышленный центр, однако его имя распространяется и на расположенный в его тени старинный город Даянь — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Город гармонично вписан в сложный горный рельеф близ Ущелья Прыгающего Тигра и озера Лугу (2685 м над уровнем моря). Исконным населением этих мест являются наси. Даянь возник около восьмисот лет тому назад как поселение на пути чаеторговцев к морю.

Лицзян лучше всех прочих городов Южного Китая сохранил средневековую застройку с характерными черепичными крышами. Также большой исторический интерес представляет изобретательная система водоснабжения.

Каменный Лес

Каменным Лесом (Shilin), в 120 км на юго-восток от Куньмина, называется массивное собрание серых известняковых столбов, причудливо обработанных эрозией и дождями. Высота самых высоких столбов достигает 30 м.

Согласно легенде, бессмертные боги превратили скалы в лабиринт столбов для того, чтобы дать влюбленным парочкам укромные места. Действительно, здесь бывает иногда весьма много китайских парочек.

Все это можно воспринимать как огромный альпинарий, сад камней, с редкими павильонами, тропками, прудами.

Самые оригинальные столбы получили имена Слоненок, Вечный Гриб, Буйволенок, Носорог, глядящий на луну, Меч. Особенно великолепен окружающий пейзаж ночью при лунном свете.

Каменный Лес, в основном, — местная китайская достопримечательность.

Если уйти с основного центра комплекса километра на два в сторону, можно совершать совершенно идиллические прогулки.

У входа в Каменный Лес продаются изделия племени Сани (Sani) народности И (Yi): вышивка, сумки и кошельки, национальная обувь.

В принципе, в этом Лесу можно легко заблудиться, но это-то и хорошо — просто бродить вокруг, заглянуть в этнические деревни, — все равно рано или поздно вы выйдете в цивилизацию.

Вход в основной комплекс Леса стоит 5 юаней, посещение некоторых других частей стоит 2 юаня. 24 июня здесь, в природном амфитеатре около Потайного Озера, проходит Фестиваль Факелов — национальная борьба, певческие состязания, бои быков, танцы.

Куньмин

Куньмин — столица и крупнейший город провинции Юньнань на юго-западе Китая. Название города происходит от самоназвания кочевников, жившей в этой местности в доисторические времена. Во времена китайских династий Хань и Тан они перешли к оседлому образу жизни вокруг озера Дяньчи, на котором и располагается Куньмин. Расположенный на высоте около 2км над уровнем моря, Куньмин избегает чрезмерной жары характерной летом для своих широт (он расположен южнее Каира), но сохраняет комфортную температуру зимой, что дало ему второе название «Города вечной весны» . В городе имеется несколько университетов, музеев, картинных галерей. В черте города находится знаменитый бронзовый храм, построенный во времена династии Мин.

История

В связи со своим расположением на пересении караванных путей между странами Юго-Восточной Азии, Индией и Тибетом поселение на месте современного Куньмина появилось в доисторические времена. Раскопки на берегах озера Дяньчи нашли следы поселения, относящегося примерно к третьему веку до н.э., которое вероятно относилось к царству Чу, располагавшемуся в этой области. Город под названием Куньчжоу слегка к юго-востоку от современного Куньмина был основан в 109 н.э.

Династия Хань (205 до н.э. — 220 н.э.), стремившаяся получить котроль над южной ветвью Шелкового Пути, идущего через Бирму и Индию, включила в орбиту своего влияния большую часть Юньнаня, включая Куньмин, но последующие династии не могли полноценно управлять регионом, находящимся так далеко от традиционных мест проживания ханьцев.

С 765 года Куньмин был известен китайцам как Тодун, город в независимом царстве Наньчжао.

Во второй половине 13 века Кублай-хан постепенно получил контроль над всем Китаем и присоединил царство Дали, которое вскоре получило название Юньнань, а новым административным центром которого в 1276 году был выбран Куньмин. Традиционно считается, что Куньмин является городом, описанным Марко Поло, как Шиачи, в котором жители использовали морские раковины в качестве денег и ели сырое мясо.

Город развивался во времена династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911), но в результате восстаний в 1856, 1858 и 1868 году большая часть города была разрушена.

Новый импульс развитию Куньмина дало завершение строительства железной дороги из Северного Вьетнама в 1906–1910 годах. Куньмин был обозначен как город свободный для внешней торговли в 1908 и вскоре превратился в крупный центр торговли в регионе.

Важность Куньмина возросла с началом Второй мировой войны, когда в него нахлынуло большое количество беженцев из восточных районов Китая. Война также привела к эвакуации значительного количества фабрик и университетов. В результате Куньмин оказался промышленным и интеллектуальным центром независимого китайского правительства Гоминьдана.

После того как японские войска оккупировали французскую часть Индокитая в 1940 году, Куньмин оказался центром коммуникаций союзников по свежепостроенной Бирманской дороге, а также авиасообщения с Бирмой и Индией. После того, как японская армия перерезала и Бирманскую дорогу, Куньмин оставался в 1941 и 1942 году центром коммуникации по воздуху между союзниками и правительством Китая.

После 1949 года активное экономическое развития Куньмина продолжилось, хотя на него подействовали эксцессы «Большого скачка» и «Культурной Революции». Древняя городская стена Куньмина, построенная еще монголами в 14-м веке, и немногие сохранившиеся здания старого Куньмина были разрушены. Город оказался местом ссылки интеллигенции из Пекина и Шанхая, что позитивно сказалось на интеллектуальной жизни города.