Традиции и культура Майя. Гватемала, Гондурас Описание мест | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Традиции и культура Майя. Гватемала, Гондурас Описание мест

 

Описание мест

Гватемала 

Гватемала (исп. La Nueva Guatemala de la Asuncion, Ciudad de Guatemala) — столица Республики Гватемала, а также самый крупный город Центральной Америки. 

Природные условия 

Город расположен в юго-восточной части Гватемальского нагорья, в долине, на высоте 1500 м над уровнем моря. Здесь часто случаются землетрясения. Климат горный субэкваториальный. Сезонные изменения погоды определяются не разницей температур, которая в течение всего года держится в пределах +20 °C, а режимом осадков, большая часть которых выпадает с мая по октябрь. 

В окрестностях Гватемалы встречаются дубовые леса. Из представителей фауны сохранились лисицы, койоты, белки и мелкие грызуны, крупные животные были истреблены. Разнообразием отличается орнитофауна, насчитывающая около 2000 видов птиц, в том числе множество попугаев. Особенное отношение у гватемальцев к кецалю (длиннохвостая птица с ярким зелёным оперением), которая является национальным символом. Эта птица изображена на флаге и гербе страны, ее название носит национальная валюта. 

Старая Гватемала 

Территория современной Гватемалы в древности была заселена индейцами майя, которые создали мощные города-государства. В западной части современного города в древности существовал один из крупнейших городов цивилизации майя — Каминальхуйу, который в настоящее время почти полностью скрыт под современными постройками. Но к началу XVI века, когда наступила эпоха испанских завоеваний, эти государства уже находились в упадке. В 1524 году конкистадор Педро де Альварадо основал город Сантьяго, позже переименованный в Гватемалу. Он до 1560 года входил в состав вице-королевства Новая Испания, затем в состав генерал-капитанства Гватемала. После разрушения землетрясением в 1776 г. поселение было переведено на место нынешней Гватемалы. 

Новая Гватемала 

В 1776 г. Новая Гватемала стала столицей генерал-капитанства. Тогда же был основан Гватемальский университет Сан-Карлос. 

С 1810 года Гватемала — центр борьбы против испанских колонизаторов. 15 сентября 1821 года собрание именитых горожан Гватемалы приняло декларацию о независимости страны. В июне 1822 года в город вошли мексиканские войска, способствовавшие присоединению страны к Мексике. Однако Мексиканская империя просуществовала недолго, и в 1823 году в Гватемале собрались делегаты Центральноамериканских стран для разработки конституции. 1 июля того же года Гватемала была объявлена столицей независимых от Испании и Мексики Соединённых провинций Центральной Америки. 

В 1826 году вспыхнула гражданская война, в ходе которой войска либералов заняли столицу. Это событие повлекло за собой реорганизацию правительства, реформы образования и судебной системы, а также бурное развитее торговли. 

В 1839 году федерация провинций распалась после продолжительной крестьянской войны, и Гватемала стала столицей одноименной страны. Демократическое правительство страны практически до конца XX века сменялось различными диктаторскими режимами, что отрицательно сказывалось на развитии города. 

Начавшаяся в 1980-х годах экономическая депрессия имела для столицы и всей страны тяжелые социальные последствия. К 1995 году жилищный кризис стал настолько сильным, что происходил массовый самовольный захват зданий и земель, на которых строились хижины. В городе и вокруг него возникло около 200 поселений такого типа. 

Только к 2000 году были окончательно решены внутриполитические проблемы Гватемалы, и столица получила возможность для развития самого выгодного для государства в целом на данный момент, туристического бизнеса. 

Культурное значение 

Карта центральных районов города (2003 год). В исторической архитектуре Старой Гватемалы господствует принесённый испанцами стиль барокко, слегка приспособленный к особенностям территории, подверженной частым землетрясениям. В XVII-XVIII веках строились приземистые широкие здания с низкими аркадами. Яркими образцами подобной архитектуры могут служить кафедральный собор, собор Метрополитана, Национальный дворец. Также следует обратить внимание на площадь Плаза Майор и парк Минерва. В 1979 г. Ла-Антигуа была объявлена объектом Всемирного наследия. 

Интерес представляют руины Каминальхуйу, оставшиеся от древних построек майя. Более подробно о культуре этого народа рассказывает экспозиция Национального музея археологии и этнографии. Музей истории и изящных искусств экспонирует произведения более современных мастеров. 

Традиции изобразительного искусства имеют в Гватемале достаточно глубокие корни. От колониальной эпохи остались живописные и скульптурные произведения, помещенные в специальные ниши для украшения не только церквей, но и домов. В начале XX века мексиканская монументальная живопись оказала серьезное влияние на художников Гватемалы, которыми были созданы прекрасные фрески по мотивам индейского фольклора. 

Музыкально-театральная жизнь столицы развивалась с начала 1930-х годов достаточно быстрыми темпами. В 1932 году был создан Филармонический оркестр Гватемалы, затем, в 1943 году — хор «Коро Гватемала», в 1948 году — Национальная оперная группа и Национальная школа танца с балетом Гватемалы, в 1964 году — балетная труппа современного народного танца. Национальная консерватория имеет свой симфонический оркестр и военный духовой оркестр. 

Образование в столице можно получить в 11 университетах, в число которых входят 1 Национальный и 10 частных. Кроме того, некоторые испанские университеты и ВУЗы Мексики и США имеют представительства в Гватемале (в основном на уровне магистратур и аспирантур). 

Антигуа 

В 1524 г. Эрнан Кортес отправил из Мексики в Гватемалу отряд под командованием Педро де Альворадо. Отряд, состоявший из 300 испанцев и множества индейцев тласкальтеков, встретился с индейцами киче и после нескольких битв сжег их столицу Гумаркаай. Затем отряд вошел в столицу индейцев какчикелей город Иксимче, на месте его и появилась первая столица Гватемалы. 

Ее назвали Сантьяго-де-Гватемала, в честь святого Иакова, покровителя конкистадоров. Однако местоположение первой столицы показалось испанцам неудобным. Поэтому в 1527 г., под тем же названием ее перенесли к подножию Вулкана Агуа, в долину Альмалонга, на «место, где падает вода». Инициатором переноса столицы выступил брат Педро де Альворадо, Хорхе. Он оставался в Гватемале за старшего, пока сеньор Педро ездил в Испанию. 

Все здания города сосредотачивались вокруг центральной площади. Они представляли собой скромные мазанки. Никаких оборонительных сооружений построено не было, так как жители возлагали надежды на то, что в случае нападения неприятеля армия Альворадо не ударит лицом в грязь. Первые школы, госпитали, церкви и монастыри строили рабы-индейцы. К 1540 г. город стал довольно крупным. 

Педро де Альворадо в очередной раз отправился в Испанию к королю. Там он во второй раз женился. Его супругой стала сестра покойной жены, Беатрис де ла Куэва. В ту пору ей было 16 лет. Через год она родила конкистадору дочь. Находясь на родине, Альворадо пообещал королю Чарльзу V найти в Тихом океане остров Пряностей. Однако конкистадор передумал и решил отправиться на поиски Сиболы, семи мистических городов, находившихся, по преданиям, на юго-западе нынешних США. В Мексике до Альворадо дошли слухи, что его брата по оружию, сеньора Кристобаля де Онате, окружили туземцы. Альворадо отправился на выручку. В разгар битвы покорителя индейцев придавило убитой лошадью. Раненого конкистадора доставили в Гвадалахару. 

Альворадо умер в июне 1541 г. Его жене, прекрасной Беатрис де ла Куэва, было тогда всего 22 года. В память о муже она приказала спустить королевские флаги и объявить девятидневный траур. То, что Беатрис сделала дальше, вовсе не укладывалось в головах простых горожан. Она обмазала черной глиной свой дом снаружи и внутри, вместо черных занавесок повесила кроваво-красные. В последний день траура женщина потребовала у городского совета назначить ее на место мужа. Так Беатрис де ла Куэва стала первой в обеих Америках женщиной-губернатором.Правда, ее губернаторство продолжалось всего 40 часов. 

10 сентября 1541 г., через 15 лет после основания города, потухший вулкан, в кратере которого располагалось озеро, вдруг начал извергаться. Мощный поток вулканической воды смыл город с лица земли. Почти все жители погибли. Ко всему прочему, Сантьяго-де-Гватемала ощутил несколько сильных подземных толчков. Началось страшное землетрясение. Беатрис вместе со своей пятилетней дочерью и одиннадцатью придворными дамами поднялась в часовню дворца. Однако все их молитвы о спасении города не были услышаны. От часовни остался только крест. Говорят, что тело первой губернаторши покоится глубоко под землей, в склепе, под алтарем кафедрального собора. 

Третья по счету столица была основана на новом месте, в долине Панчой, в нескольких километрах от места, где разыгралась страшная трагедия. Слово «Панчой» означает «долина озера». Это должно было бы насторожить испанцев. К тому же название города, несмотря на несчастья, преследовавшие его, менять не стали. И, видимо, напрасно. Он, так же как и его предшественники, назывался Сантьяго-де-Гватемала. 

Новый Сантьяго, рассчитанный на пять тысяч жителей, возводил средневековый архитектор Хуан Батиста Антонелли. Для разметки улиц индейцы, строившие город, натягивали веревки. Первые здания были более чем скромными. Для их строительства использовали земляные блоки, которые устанавливали на каменный фундамент. В 1543 г. был построен дворец. В нем прошло первое заседание городского совета. Именно этот год и стали считать за дату основания третьего по счету Сантьяго. 

Город стал столицей генерал-капитанства Гватемалы. Это административное образование занимало большую часть Центральной Америки. Самыми же знаменательными днями столицы были времена, в которые она являлась политическим центром всего Нового Света и была одним из самых красивых городов в вице-королевстве Новая Испания. 

В 1566 г. испанский король Филипп II расширил название города. Сантьяго-де-Гватемалу стали именовать «Весьма благородным и весьма верным городом Сантьяго, рыцарей Гватемалы». Это явилось своеобразным актом признания заслуг города перед испанской короной. Сантьяго был политической и религиозной столицей, оплотом католицизма и власти короля в Новой Испании. Город жил в основном сельским хозяйством. Несмотря на это, Сантьяго пользовался успехом. Здесь было построено три монастыря для монахов: Санто-Доминго, Сан-Франциско и Ла Мерсед, один монастырь, или конвент, для монахинь. После того как в 1542 г. индейцам разрешили быть свободными, они, уже за фиксированную плату, возвели два госпиталя: один для себя, другой — для испанцев. В городе действовали 10 религиозных организаций, три приходские церкви, пять помещений, где жили отшельники, четыре городских собора. Население города выросло до 80 тысяч человек. 

Надо сказать, что во времена завоевания Гватемалы большинство индейцев охотно принимали новую для них веру. Индейцы старались подражать испанцам во всем. Они охотно становились на колени перед алтарем, повторяли слова молитв «Аве Мария» и «Патер Ностер», совершали церковные обряды, крестились и назойливо твердили, что желают стать христианами. Настоящими помощниками священников были дети, более восприимчивые к чужому языку. Народу на службах собиралось много. Индейцы стояли толпами во дворах церквей и обителях. 

Однако и своих старых богов индейцы не забывали. Каждый 20-й день месяца они устраивали пиршества, посвященные одному из демонов — так католические миссионеры называли древние божества. Иногда местные жители тайно приносили и человеческие жертвы. Богов, в целях их же безопасности, индейцы зарывали у подножия крестов или под плитами храма, чтобы, придя в церковь, безнаказанно поклоняться не святым, а идолам. Со временем, по донесениям темнокожих прихожан, всех глиняных истуканов откопали и уничтожили. Лишившись святынь, индейцы стали поклоняться Кресту и Деве Марии. 

В долине Панчой город просуществовал до 1773 г., когда был разрушен землетрясением Санта-Марта. Были уничтожены практически все здания, монастыри, архитектурные сооружения. 

После катастрофы перед городскими властями встал вопрос, восстанавливать город или нет. Большинство жителей и священников высказалось за восстановление разрушенного хозяйства. Однако городское руководство решило этого не делать. Так Сантьяго был покинут жителями, правда, не всеми. Некоторые предпочли остаться. Административная столица в последний раз переехала на новое место. Прежнее название решили больше не использовать. Теперешняя столица страны называется Новой Успенской Гватемалой, или Нуэва Гуатемала де ла Асунсьон. Многие памятники, церкви, монастыри, а также фонтаны были перевезены в новую столицу. 

Со временем люди забыли ужас, пережитый во время землетрясения в Сантьяго. В конце XIX века город был частично восстановлен. Теперь бывший Сантьяго называют просто Антигуа, что значит «древний». Местные жители не называют свой город старым именем, опасаясь потерять то, что осталось от прежних времен, когда Антигуа был в зените славы. 

В XX веке в стране произошло около 80 землетрясений. Большая их часть затронула новую столицу — Гватемалу-сити. И лишь незначительное их число докатилось до Антигуа. Этот факт объясняется горожанами тем, что регулярно, из года в год, они устраивают пышные церемонии, посмотреть на которые съезжаются люди со всех концов света. Цель церемонии — вымолить прощение за грехи и отдать должное высшим силам, от которых зависят спокойствие и благополучие, царящие нынче в Антигуа. Особенно пышная церемония устраивается на Пасху. В этот день проходит праздничное шествие с музыкой, ряженными и танцами. Участники шествия проносят по улицам, украшенным цветными опилками, скульптурные изображения святых. 

Несколько часов мужчины города несут на плечах носилки со святыми. Ноша обычно настолько тяжела, что ее иногда не под силу поднять и десятку здоровяков. Повсюду гремит музыка. Один из самых популярных музыкальных инструментов — маримба. Он напоминает ксилофон. На нем играют два, четыре и более исполнителей. Размеры маримбы также различны: от небольших до величины концертного рояля. Под каждый тон изготовители инструмента подвешивают резонатор из выдолбленной тыквы или деревянный ящичек. Благодаря таким устройствам маримба способна издавать широкий диапазон звуков. Этот музыкальный инструмент не местного происхождения. Он попал в Гватемалу с Антильских островов, куда в свою очередь был завезен рабами из Африки. 

Вечером, в конце карнавального шествия носилки со святыми разносят по церквям. Их вынос обязательно повторится снова, как только настанет предписанное католическим календарем время. 

Сейчас в Антигуа проживает около 50 тысяч беспечных горожан. Прежние времена, когда в одночасье от стихийных бедствий гибли сотни и тысячи людей, уже мало кого пугают. Быть может, гватемальцы слишком рано позабыли о катастрофах, преследовавших «Весьма благородный и весьма верный город Сантьяго рыцарей Гватемалы», пусть даже теперь он и называется просто Антигуа. 

Озеро Атитлан 

В горах Гватемалы, выше 3 000 тысяч метров над уровнем моря, лежит сказочно красивое озеро Атитлан. Геологи утверждают, что 15 млн. лет назад здесь появились три вулкана: Атитлан, Сан-Педро и Толиман. Около 100 тысяч лет назад, во время извержения одного из них, и возникло горное озеро. Извержение было настолько сильным, что оно уничтожило все живое на территории, где сегодня расположена Гватемала. 

Издавна берега этого чуда природы населяли племена индейцев, носивших яркие одежды. Культура озерных жителей отличалась от культуры остальных индейцев Гватемалы. Атитланцы особенно почитали гигантессу Кабракан — богиню землетрясений, которая могла вырывать с корнем леса, поднимать в воздух города, высекать огонь, чтобы поджигать землю. 

Каждое племя озера, а их было несколько, носило одежду своих цветов. Они варьируются от насыщенно-голубого, до багряного. 

На Атитлан приплывали торговцы с окрестных земель, индейцы Какчикели и Цутуил. На продажу выставлялись золото и драгоценные камни, мед и перец, веревки из волокон агавы, каучук и кожа, священное дерево копаль. Жрецы следили за вулканами, которые возвещали народам о войне и мире. Если вулкан был покрыт облаками, значит люди могли спать спокойно, стране никто не угрожал. Но если туман вдруг рассеивался, это означало приближение неприятеля. 

Индейцы с Атитлана были весьма воинственны. Они имели обыкновение привязывать к деревьям пленных и стрелять в них из луков, стараясь не попадать в жизненно важные органы, чтобы подольше наблюдать агонию. 

Испанцы пришли на Атитлан, зная о несметных сокровищах этой земли. Местный касик, вождь, принял послов Педро де Альварадо, завоевателя Гватемалы, и тут же казнил их. Легенды говорят, что в тот день вулкан освободился от пелены тумана. Это означало, что к озеру подходит неприятель. Испанцы шли без боя барабанов, звука труб и топота. В тумане едва виднелись их шпаги, доспехи и мушкеты. 

Воины «Цветущего Края», так называли Атитлан конкистадоры, сражались долго. Индейцы, конечно же, были разбиты. Оставшиеся в живых поспешили спрятать свои несметные богатства у подножия вулкана, который к моменту падения индейских городов, совсем очистился от тумана. Испанцы попытались подплыть на стволах деревьев к сокровищам, сваленным в кучу, как вдруг началось извержение. Огненная струя преградила путь конкистадорам. Обожженные испанцы барахтались в волнах. Сокровища же, брошенные у вулкана индейцами, были погребены лавой. 

С Атитланом связана и прекрасная легенда о некой метиске низкого происхождения, которая полюбила юношу из знатного рода. Чтобы приворожить его, девушке нужно было семь ночей ложиться в кровать в мужском костюме «праведника». Такие костюмы надевали избранные молодые люди в день святой Кармен. Семь ночей мужская одежда пропитывалась потом девушки. Перед тем как отдать костюм своему возлюбленному, ей необходимо было увидеть себя в зеркале в полный рост. Большого зеркала у метиски не было. В ночь перед праздником она надела костюм, предназначенный для знатного юноши, и отправилась к озеру, чтобы посмотреться в его зеркальную гладь. Девушка взобралась на базальтовую глыбу у берега, но не удержалась. Несчастная утонула. И теперь, когда светит полная Луна, покойница появляется в зеркале озера. Местные жители утверждают, что все это — чистая правда. 

Главный туристический центр, расположившийся на берегу Атитлана называется Панахачель, часто его называют по-дружески кратко — Пана. Никаких исторически ценных руин, развалин и памятников «старины глубокой» в Панахачеле нет (редкий случай для Гватемалы). Главная прелесть города — его расположение на берегу красивейшего горного озера. Поэтому туристы приезжают сюда просто отдохнуть: послоняться по жарким улочкам, покататься по озеру на катере, запастись очередной порцией сувениров и познакомиться с экзотической кухней Гватемалы. 

Флорес 

Флорес находится в районе равнины Петен и расположен на острове Петен Итца. Город был построен на месте бывшего поселения индейцев майя — Таясаля. В 1697 году испанцы захватили Таясаль и разрушили все церемониальные постройки. 

Сейчас Флорес связан с окружающей озеро сушей 500-метровой асфальтированной дорогой. Дорога приводит к двум городам Санта Елена и Сан Бенито. Пешком вы обойдете Флорес всего за 15 минут. На холме в центре города находится главная площадь. Вокруг нее расположились старая церковь и правительственные здания. 

Недалеко от Флореса находится Пещера Змеи, где можно увидеть причудливой формы сталактиты и сталагмиты. Возьмите на прокат моторную лодку и посетите местный зоопарк Петенсито, руины бывшего города Таясаль, города Сан Андрес и Сан Хосе. На запад от зоопарка расположен песчаный пляж, где вы можете позагорать, искупаться в озере и устроить пикник. 

Тикаль 

Тикаль — одно из крупнейших городищ майя, столица Мутульского царства. Расположено в провинции Эль-Петен Гватемалы. Поселение индейцев существовало с VII века до н. э. В V — IX веках н. э. город входил в число основных центров майанской культуры. По оценкам исследователей, население его в это время составляло от 100 до 200 тысяч человек. К концу X века, после ряда восстаний, город был окончательно заброшен жителями. Название Тикаль на языке майя означает «место, где слышны голоса духов». В иероглифических надписях упоминается более древнее название города Йаш-Мутуль — «зеленая связка». 

Тикаль и окрестности включены правительством Гватемалы в одноимённый национальный парк. В 1979 году национальный парк включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Чичикастенанго 

Кроме Тикаля, одним из самых известных мест, связанных с индейцами майя, является самобытный и уникальный город Чичикастенанго с колоритным индейским рынком и католическим храмом Св.Томаса, который построен на фундаменте разрушенной конкистадорами пирамиды майя.

Без преувеличения, Чичикастенанго — самый яркий, самобытный и масштабный индейский рынок, известный во всей Центральной Америке, который практически не изменился на протяжении столетий. Рынок открыт только 2 раза в неделю: в четверг и воскресенье. На него съезжаются представители всех 14 провинций Гватемалы для торговли между собой. В Чичикастенанго можно увидеть яркие и неповторимые краски народных костюмов, а также приобрести в качестве сувениров маски, разноцветные ткани, индейские сумки, фигурки, амулеты и многое другое. Все изделия — только ручной работы, с использованием только натуральных красителей и вековых технологий майя. Без преувеличения Чичикастенанго — самый яркий, самобытный и масштабный индейский рынок, известный во всей Центральной Америке, который практически не изменился на протяжении столетий. 

Рынок открыт только 2 раза в неделю: в четверг и воскресенье. На него съезжаются представители всех 14 провинций Гватемалы для торговли между собой. В Чичикастенанго можно увидеть яркие и неповторимые краски народных костюмов, а также приобрести в качестве сувениров маски, разноцветные ткани, индейские сумки, фигурки, амулеты и многое другое. Все изделия, только ручной работы, с использованием только натуральных красителей, с использованием вековых технологиий Майя. 

Горные озера Гватемалы, замечательны своей кристальной чистотой, уединенностью и светлым настроением: это Атитлан, Аматитлан, Айярса, Исабаль, Петен Итца и Гуиха, красоту которых дополняют окружающие их вечнозеленые вулканы. Эти озера привлекают туристов великолепием пейзажей, первозданной буйной и яркой растительностью, легендами, связанными с историей их возникновения. 

Всем озерам приписываются мистические свойства: если дух озера находится в благостном расположении, и Вы также излучаете спокойствие и доброту, то с ним вполне можно договориться об исполнении Вашего желания. Многие считают, что это правда… Вдоль обоих побережий страны протянулась цепь небольших городов-курортов, находящихся сейчас в процессе бурного развития.