Традиции и культура Майя. Гватемала, Гондурас Мифы и реальность | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Традиции и культура Майя. Гватемала, Гондурас Мифы и реальность

 МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Печаль Майя (легенда юкатекских майя) 

Однажды, все звери собрались вместе, и пришли к одному человеку Майя. Они сказали ему: 

— Мы видим тебя очень грустным и печальным. Нам не нравится, что ты такой грустный. Попроси у нас, о чём желаешь и мечтаешь, и у тебя это будет! 

И тогда человек сказал: 

— Я хочу быть счастливым. 

А сова ответила: 

— Кто знает, что такое счастье? Проси у нас что-нибудь более конкретное. 

— Тогда, — продолжил человек, — Я хочу иметь хорошее зрение. 

Гриф воскликнул: 

— У тебя будет моё зрение. 

— Я хочу быть сильным. 

Ягуар сказал: 

— Ты будешь сильным как я.  

— Я хотел бы иметь возможность ходить не уставая. 

Олень сказал: 

— Я дам тебе силу моих ног. 

— Я хотел бы предчувствовать появление дождей. 

Соловей сказал: 

— Ты узнаешь об этом по моей песне. 

— Я хотел бы стать проницательным и хитрым. 

И тогда лиса сказала: 

— Я научу тебя этому. 

— Я желаю легко лазать по деревьям. 

Белка ответила ему: 

— Я дам тебе мои когти. 

— Я хочу видеть в темноте. 

И кошка сказала: 

— Я одолжу тебе мои глаза. 

— Я хочу уметь распознавать лекарственные растения. 

И тогда змея сказала: 

— О, это моя область, потому что я знаю все растения. Я помечу их для тебя в полях и лесах. 

Услышав слова змеи, человек ушёл. Тогда сова сказала всем зверям: 

— Сейчас человек знает гораздо больше и способен сделать многое, но он всегда будет грустить. 

— Бедные звери! Бедные звери! 

Лесной голубь (легенда юкатекских майя) 

Жил на земле один храбрый и сильный воин. Он любил охоту и часто охотился на животных в глухих лесах. Однажды, охотясь, он очутился у какого-то лесного озера и, к своему большому удивлению, увидел прекрасную девушку, плывущую в лодке. Храбрый воин так сильно влюбился в неё, что при любой возможности возвращался к берегу того озера, в надежде хотя бы только увидеть девушку. Но всё было напрасно; всё, что он видел — была лишь водная гладь, отражающая свет солнца. 

Так, он решил искать помощи у ведьмы, которая сказала ему: 

— Ты никогда не увидишь ту девушку, если только не превратишься в голубя. 

— Я только хочу увидеть её! 

— Когда ты превратишься в голубя, то никогда больше не сможешь вернуться в человеческий облик. 

— Я только хочу увидеть её! 

— Если ты только этого и хочешь, то пусть осуществиться твоё желание. 

И ведьма воткнула шип в шею храброго воина. И как только она это сделала, молодой человек превратился в голубя. Он взметнулся ввысь и полетел к лесному озеру, там он сел на ветку и стал ждать. Прошло немного времени, и он увидел ту самую девушку, и тогда он подлетел к ней и стал ласкаться. Девушка взяла его в свои руки и, гладя, вытащила шип из его шеи. Ей не следовало делать этого! Голубь умер, уронив голову. Видя это, девушка в глубокой печали воткнула тот же самый шип себе в шею и тотчас превратилась в голубя. С того дня она стала грустить о своём голубе и оплакивать его. 

Какасбаль и собака (легенда о преданности) 

Жил на земле один человек. Он был очень беден и был всегда в дурном расположении духа. У него была старая собака, с которой он всегда жестоко обращался и не упускал шанса попинать её. Какасбаль (Злой Дух) видел это. Он вообще всё видит, так как находится сразу везде. Он решил, что может выгадать пользу себе, поиграв собачей злостью. С этой мыслью в голове, он появился перед собакой. 

— О, бедняжка, почему ты такая грустная? Скажи мне причину грусти твоей? Что случилось? 

— Как же мне не быть грустной, когда мой хозяин бьёт меня всё время?… 

— Да, я знаю. Я вижу, но скажи мне — почему же ты не уйдёшь от него? 

— Он мой хозяин, и я предан ему. Я ни за что не покину его. 

— Но твой хозяин не способен оценить твою преданность! 

— Это не имеет значение, он мой хозяин и я сохраню ему свою преданность. 

Но Какасбаль не отставал от собаки. Он наседал на неё до тех пор, пока собака (чтобы избавиться от него) не вынуждена была сказать: 

— Хорошо, ты меня убедил. Скажи мне, что я должен сделать? 

— Отдай мне свою душу! 

— А что ты мне дашь взамен? 

— Любую вещь, что ты попросишь у меня. 

— Я хочу столько костей, сколько волос на моём теле! 

— Согласен! 

Тогда Какасбаль принялся считать волосы на собачей шкуре. И когда он уже заканчивал подсчёт волос, достигнув хвоста, собака вспомнила о своей преданности к хозяину и резко дёрнулась так, что Какасбаль потерял то место, на котором остановился его подсчёт. — Зачем ты пошевелился? Я сбился со счёту! 

— Это всё из-за проклятых блох, которые мучают меня днями и ночами. Просто начни считать сначала. 

Сотни раз Какасбаль начинал подсчёт сначала и сотни раз он сбивался со счёта когда собака начинала резко чесаться из-за «блох». 

— Всё! Я сдаюсь! Я больше не буду считать! Ты обманул меня, но преподал мне очень важный урок — намного тяжелей купить душу собаки, нежели человеческую! 

Сак Муяль (легенда о …) 

Однажды Сак Муяль украл молодую девушку и исчез вместе с ней неизвестно куда. Её возлюбленный пытался спасти её и прочёсывал леса дни и ночи в поисках своей девушки. 

Вдруг, откуда не возьмись, на его пути появилась змея, и она сказала ему: 

— Я знаю, что ты ищешь и я хочу помочь тебе в твоих поисках. Возьми немного моей крови, выпей её, и я стану твоим проводником. 

Молодой человек так и поступил. Он выпил её крови и последовал за змеёй. Однако, так как змеи в некоторой степени ленивы, через некоторое время она заснула. Только после того как молодой человек растолкал её веткой, змея снова повела его через лес. Спустя некоторое время они оказались в таком густом лесу, что дальше не было возможным пробираться через него. 

Молодой человек уже начал было отчаиваться и расстраиваться, как вдруг появилась старая женщина и сказала ему: 

— Возьми прядь волос из моей головы. Выдерни их и ты сможешь продолжить свой путь. 

Когда он выдернул волосы из головы старухи, то открылся путь перед ним, и он уже без проблем смог дойти до берега лесного озера. Там к нему подошёл олень и сказал ему: 

— Возьми этот камень и брось его в воду и тогда ты сможешь перейти озеро. 

Молодой человек так и поступил и, вдруг, как во сне, он перенёсся на другой берег. Здесь к нему подлетел орёл, который сказал ему: 

— Возьми этот коготь из моей лапы. Он будет полезен для тебя. А сейчас — продолжай свой путь. 

Он так и сделал и продолжил свой путь. Когда он проходил под деревом анона, в его глаза капнул сок дерева и он ослеп. Тогда к нему подлетел жук и сказал: 

— Потри этим комочком земли свои глаза и тогда ты исцелишься. 

Он протёр свои глаза земляным шариком и снова приобрёл зрение. И тогда он снова продолжил свой путь и в конце этого пути он оказался перед пещерой. Возле этой пещеры он увидел старую женщину, оленя, орла, жука и змею. 

Старая женщина сказала ему: 

— Твой поиск окончен. Войди в пещеру и там ты увидишь девушку, которую искал. 

И тогда олень сказал: 

— Дотронься до неё камнем. 

И тогда орёл сказал: 

— Дотронься до неё когтем. 

И тогда жук сказал: 

— Потри земляным комочком её глаза. 

И тогда змея сказала: 

— Обрызгай её водой из твоей фляжки. 

И тогда он сделал так как ему велели. Как только он брызнул на девушку водой, то, вдруг, рухнул на землю, потеряв сознание. Когда он очнулся, то увидел, что на своих руках он держал молодую девушку, которую украл Сак Муяль. 

Человек, который продал свою душу (легенда о хитром человеке) 

Однажды, один хороший, но несчастливый человек решил продать свою душу дьяволу, чтобы избавиться от своих бесчисленных проблем. Он вызвал заклинанием Кизина и когда тот появился перед ним, то он рассказал ему о своём решении. Кизину понравилась идея забрать душу хорошего человека. В обмен на свою душу, человек попросил исполнение семи желаний: по одному желанию каждый день в течение недели. 

В первый день он попросил денег и, тут же его карманы были забиты золотом. На второй день он попросил себе хорошего здоровья, что было тут же исполнено. На третий день он проголодался и попросил еды, и ел до тех пор, пока не наелся досыта. На четвёртый день он попросил себе женщину и тут же был окружён самыми красивыми женщинами, которых можно только себе вообразить. На пятый день он захотел власть и жить как местный правитель. На шестой день он захотел попутешествовать и мгновенно он посетил сразу тысячу различных мест. 

Тогда Кизин сказал ему: 

— А что же ты сейчас хочешь? Думай тщательно, так как это твой седьмой день и твоё последнее желание! 

— А сейчас я хочу удовлетворить свой маленький каприз. 

— Скажи мне какой и я исполню его! 

— Хочу, чтобы бобы чёрной фасоли отмылись до такой степени, чтобы они стали белыми. 

— Это просто, — сказал Кизин. 

И он начал отмывать бобы, но они никак не становились белыми. И тогда Кизин подумал: «Этот человек обманул меня, и я лишился его души. Для того чтобы такое не повторилось вновь, отныне бобы будут чёрными, белыми, жёлтыми и красными». 

Текун Уман и птица Кецаль (почему Кецаль больше не живёт в неволе) 

Есть в горах, на высоте 2 тысячи метров над уровнем моря, город индейцев — Сакулеу. В этом городе родился и вырос вождь по имени Текун Уман. Он был сильным, ловким и умным воином и ему суждено было стать последним правителем этого города, до покорения его испанцами. 

В 1525 году в центральную часть Гватемалы вторглись испанские конкистадоры во главе с Педро де Альворадо. И Текун Уман поднял народ на защиту своей родины от чужеземцев. Стоя на холме, перед решающей битвой, он смотрел за приближением конкистадоров и потом повёл своё войско в бой. Но он был смертельно ранен конкистадорами и когда он упал на землю, то на грудь его спустилась домашняя птица Кецаль. Она прикоснулась к крови вождя и упорхнула ввысь. С тех пор Кецаль не живет больше в неволе, поэтому встретить её — большая удача. 

Умирая, Текун Уман сказал, что, когда индейцы станут по-настоящему свободны, птица Кецаль вернётся к людям. 

Танец с початками (легенда гватемальских индейцев) 

Очень-очень давно когда киче и какчикели ещё были друзьями, отец Уциля во время охоты спас жизнь Порону. И тот теперь явился якобы вернуть свой долг и сообщить, что Великий Ахав Кукумац даровал ему свободу. При этом поставил условие — юноша должен принять участие в танце початка — священном ритуале в честь бога огня Тохиля, назначенном на ближайший праздник. 

Этот ритуал существовал у киче ещё в незапамятные времена. Состоял он в следующем: Ахав, как это полагалось, бросал в воздух лучший початок из прошлого урожая. И он не должен был упасть, пока не потеряет последнего зерна. Для этого тринадцать заранее избранных лучших лучников должны были пускать в него свои стрелы. Число тринадцать соответствовала тринадцати богам небесных сфер. 

Уциль, узнав о том, что ему предстояло делать в танце, дал своё согласие. И тут же был освобождён. Но в тот же день оказался в ином плену — плену чар девушки Сакар, которую полюбил в тот самый миг, как увидел в темнице. 

Народ киче всегда почитал бога Тохиля и потому с таким нетерпением ожидал приближения праздника танца початка. В центре площади селения был установлен алтарь с каменной фигурой бога. В предназначенном для правителя месте находился Кукумац. С ним была его свита, украшением которой стало присутствие прекрасной Сакар. За несколько минут до начала церемонии один за другим вышли избранные стрелки. Последним следовал Уциль, который, как и все остальные, сделал круг по площади, подошёл к трону Кукумаца, поклонился. Сделав это, положил лук и колчан у статуи Тохиля и направился на своё место. И тогда он бросил пламенный взгляд на Сакар. Все были так заняты праздником, что никто и не заметил этого — кроме некого Чохинеля, безнадёжно влюблённого в прекрасную девушку и поэтому заметившего также и её ответный взор. 

Двенадцать стрелков киче и тринадцатый Уциль встали на предназначенные им места — Ахав Порон бросил в воздух початок. Потом полетели двенадцать стрел, заставившие плясать в воздухе початок. Уциль же стоял не выпустив ни одной стрелы! Негодование прокатилось по рядам зрителей, но они не крикнули ни одного возмущённого слова, поскольку боялись отвлечь внимание остальных лучников и испортить праздник. Когда же початок без единого зёрнышка упал на землю, все начали возмущаться. Народ громогласно требовал смерти Уциля. 

Двое лучников схватили юношу и привели его к буквально ослеплённого от ярости Кукумацу: 

— Несчастный чужеземец, ты осмелился оскорбить наших богов и наш народ! Такое оскорбление не может быть прощено. Я прикажу немедленно убить тебя, чтобы успокоить гнев Тохиля. Уйди с моих глаз! 

Когда же правитель умолк, заговорил Уциль: 

— Уйми свой гнев и выслушай чужеземца, которого ты назвал нечестивым! Не принимая участие в танце, я не хотел оскорбить ни вас, ни ваш народ, ни ваших богов, которые также и мои боги. Напротив, мною руководило желание высказать вам всю мою признательность, сделав в одиночку то, что выполнили двенадцать ваших лучников! Даруй мне милость воздать эти почести Тохилю, а если я не смогу сделать этого, то заплачу своей жизнью! 

— Если таковы твои намерения, неблагоразумный чужеземец, то я согласен оказать тебе эту милость. Но горе тебе и твоему народу, если не сумеешь выполнить обещанного. 

Все, как прежде, встали на свои места. Единственное, о чём попросил Уциль, — побыстрее подавать ему стрелы. Ахав приказал тем же двенадцати лучникам помогать Уцилю и бросил початок в воздух. 

Только два или три зерна оставались в початке, плясавшем под стрелами какчикеля. Но тут ревнивый Чохинель, вместо того, чтобы подать последнюю стрелу, уронил её на землю. Ослепнув от гнева, прекрасный юноша подобрал стрелу и выстрелил прямо в коварного соперника. Сражённый, тот упал к подножью алтаря. 

Взбешенный правитель и народ потребовали казни Уциля, который всё же оскорбил богов, внеся в праздник сумятицу и неразбериху. Этим и воспользовался он, чтобы взобраться на помост, где находилась Сакар, схватить её и навсегда покинуть земли Кумар-кааха — священного города киче… 

Использован материал сайта www.mesoamerica.narod.ru