Тикаль. Гватемала. | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Тикаль. Гватемала.

Известно, что все великие цивилизации древности развивались в условиях теплого климата, в долинах рек, чьи ежегодные разливы повышали плодородие почвы и создавали благоприятные возможности для земледелия. Так было везде — в Месопотамии, Индии, Египте, Китае, но только не в северной Гватемале. Древние майя, бросая вызов судьбе, строили свои белокаменные города в непроходимых джунглях. 

За 15 веков до Колумба, раньше индусов и арабов, майя использовали в математике понятия нуля, предсказывали солнечные и лунные затмения, а пути движения Венеры вычисляли с ошибкой всего в 14 секунд в год. Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, живописи, скульптуре. При этом древние строители не знали металлов, не имели представления о колесе и гончарном круге. Майя, по сути, жили еще в каменном веке. Вся культура древнего народа создавалась мускульной силой человека. Изящные храмы, дворцы и пирамиды росли как грибы. Так продолжалось до X века нашей эры. После внезапной катастрофы всякое строительство прекратилось, люди уходили с обжитых мест и города погружались в зеленую пучину тропической растительности. К моменту прихода конкистадоров от золотого века цивилизации майя осталась лишь туманная легенда в памяти ее потомков-индейцев. Однако жизнь в этих местах угасла не совсем. 

В 30 минутах езды от Тикаля, самого значительного памятника древних майя на территории Гватемалы, расположено озеро Петен-Ица. С ним связана забавная история. В 1525 г. через эти места проходила карательная экспедиция Эрнана Кортеса. Конкистадоры направлялись в Гондурас, чтобы подавить восстание мятежного лейтенанта Кристобаля де Олида, который отказался подчиняться губернатору Кортесу. Измотанный походом через джунгли, губернатор не стал покорять индейцев. Перед тем как двинуться дальше в Гондурас, конкистадор попросил местного вождя Канека присмотреть за своим конем Морсильо, который поранил ногу, пробираясь через зеленый ад джунглей. На обратном пути завоеватель обещал забрать коня. Однако сделать этого ему не довелось. После ухода Кортеса вождь поместил коня в храм и стал кормить мясом, почитая животное как бога, ибо индейцы считали, что грохот испанских пушек происходит от ржания лошадей. Конь Морсильо мяса не ел и вскоре сдох. Испугавшись гнева Кортеса, вождь приказал изготовить статую коня в натуральную величину. Он назвал нового бога Циминчак, или Громовой Тапир. Статую разбили монахи францисканцы, которые явились сюда в 1618 г. для обращения индейцев с озера в христианство. Озерные жители говорят, что обломки лошадиного бога до сих пор покоятся на дне озера Петен-Ица. 

Но вернемся в одну из 18 столиц древнего царства майя. Первооткрыватели руин города в XIX веке дали ему со слов местных индейцев романтическое название Тикаль, что значит «Место, где слышны голоса духов». Здесь проживало не менее 10 тыс. человек. Общая площадь комплекса составляет порядка 160 кв. км.  

Чем же объясняется невиданный взлет величайшей из всех доколумбовых цивилизаций Америки? Многие ученые связывают этот феномен с развитой системой земледелия у майя. В древности жизнь населения, особенно земледельцев, была строго регламентирована. Распорядок всех дел, в том числе и сельскохозяйственных работ, был предусмотрен их календарем с точностью до дня. Жрецы составляли предписания для жителей в соответствии занятиями богов в тот или иной отрезок времени. Рядовым индейцам оставалось лишь следовать примеру своих богов. Любое нарушение распорядка расценивалось как кощунство. Нарушителя без особых разговоров клали на жертвенный алтарь. Наиболее почитаемым из божеств был повелитель дождя и ветра Кашеш. Его изображали, как персонажа, с длинным крючковатым носом и кривыми клыками. В руках он держал топор, факел и палку-копалку — для ведения подсечно-огневого земледелия. Позднее Кашеша стали называть Чаком. Он был владыкой шестого из 13 небес верхнего мира. 

Как ни странно, но болотистые джунгли Гватемалы могли прокормить 2–3 млн. человек. Плодородие почв после сбора урожая быстро восстанавливалось. В 80-х гг. с помощью аэрокосмических съемок ученые обнаружили, что территория расселения индейцев покрывалась огромной сетью каналов, которые выводили влагу из болотистых почв. В результате дикие джунгли превращались в цветущие сады. Майя из Гватемалы вели активную торговлю с мексиканскими племенами индейцев, которые влияли на культуру жителей Центральной Америки. Некоторые архитектурные сооружения Тикаля походят на постройки в Теотиуакане. 

Под лестницами и полами храмов, под основаниями каменных алтарей и стел до сих пор находят тайники, в которых индейцы прятали дорогие для них предметы: нефритовые украшения, сосуды, раковины, предметы из обсидиана. В храмах проводились не только пышные религиозные обряды. Под пирамидальным основанием культовых сооружений находились захоронения правителей и наиболее выдающихся членов общества. Гробницы, как правило, соединялись со сводчатым храмом наверху специальным каналом для души покойного правителя, психодуком. Главным элементом всего комплекса была именно гробница под полом храма, а не храм. Сам же храм служил местом для общения жрецов с духом умершего правителя. Надо сказать, что и простые смертные, следуя примеру знати, хоронили своих покойников под полами обычных жилищ. 

Непременным атрибутом города-государства являлось присутствие в нем дворцовых помещений. У исследователей нет единого мнения о назначении этих построек. Одни полагают, что здесь находились жреческие комнаты для отправления религиозных культов, другие рассматривают эти постройки как чисто административные здания. Третьи убеждены, что в каменных палатах проживали представители правящей династии и их многочисленная свита. 

К IX веку нашей эры жизнь городов-государств в северной Гватемале либо прекращается, либо сводится к минимуму. Строители перестали возводить храмы, стелы и алтари. Многолюдные рынки замерли, роскошные дворцы опустели. Города остались нетронутыми, как будто их обитатели собирались вскоре вернутся. Но они не вернулись. Города окутало безмолвие. Дворы заросли травой. По мнению некоторых ученых, на северных территориях Гватемалы в течение всего ста лет погибло не менее одного миллиона человек. Многие связывают это с сильными землетрясениями, засухой, даже эпидемиями лихорадки и малярии. Но подобные гипотезы не выдерживают критики. Одно время была популярна версия о социальных потрясениях. На раскопках в Тикале археологи с удивлением обнаружили, что многие каменные скульптуры оказались намеренно испорченными, хотя считалось, что за всю 600-летнюю историю Тикаля здесь никогда не было завоевателей-чужеземцев. Это позволило ученым сделать вывод о назревании в царстве майя нечто вроде революционной ситуации, которая переросла в массовые беспорядки. Когда успех восстания стал очевидным, бунтовщики, как предполагают археологи, накинулись на каменные изваяния, а заодно перерезали всех особ царственного рода. Но и эта версия не нашла своего подтверждения, так как вряд ли несколько десятков крупных городов-государств опустели только из-за возмущения низов. 

В последнее время исследователи все же склоняются к мысли о том, что до царства майя чужеземцы все же доходили. Причем первыми здесь побывали теотиуаканцы. Вслед за ними джунгли Гватемалы посетило кровожадное мексиканское племя пипиль. Ему-то и приписывали лавры победителей воинственных майя-киче. Однако эта версия гибели великой культуры также оказалась не бесспорной, поскольку пипиль появились в Гватемале уже после заката золотого века майя. 

В 90-х гг. американские ученые нашли связь между циклами изменения солнечной активности и периодами подъема и упадка цивилизаций. Оказалось, что пятнообразовательная деятельность солнца меняется через 3744 года. Это число было известно астрономам майя. Любопытно, что очередной спад солнечной активности совпадет с датой окончания последней эпохи, крах которой предсказывали жрецы майя, то есть с 23 декабря 2012 г. Современными исследователями было установлено, что пик наименьшей солнечной активности совпал с периодом упадка индейской цивилизации. Сокращение активности солнца повлияло на гормональную активность индианок, а следовательно, и на их плодовитость. В результате этого численность населения городов-государств стала стремительно сокращаться, а детская смертность достигла небывалых размеров за всю историю существования городов-государств. Майя стали уходить с севера Гватемалы на юг, в горные районы, туда, откуда они, собственно, и пришли. 

Как бы то ни было, но ученые продолжают строить догадки и гипотезы о гибели некогда могущественного царства. Однако вплоть до сегодняшнего дня ни одна из версий исследователей не является безупречной. 

Использована информация сайта:http://www.vokrugsveta.ru

Тикаль

Тикаль — один из крупнейших древних городов майя классического периода. Древнейшее поселение появилось здесь еще в VII-VI веках до нашей эры. 

Важные открытия в Тикале, относящиеся к его ранней истории (до 500 г. до. н.э.) были сделаны в секторе «Затерянный мир» к югу от Главной площади. Здесь также отмечена «Е-группа», относящаяся к фазе Эб или началу фазы Цек’ (до 500 г. до н. э.). В это время пирамида 5С-54–1 уже имела в основании 23,5 м и состояла из трех террас, возвышавшихся над вымощенной площадью на 3 м. С четырех сторон квадрата на вершину ведут лестницы шириной 3, 1 м. Длинная платформа 5D-84/88–1 имела в длину около 10,75 м. В фазу Цек’ (600–350 гг. до н. э.) была проведена перестройка, в результате чего пирамида достигла 8-метровой высоты. Восточная платформа состояла из трех уровней общей высотой 3,75 м и имела в длину 93,85 м. Посередине, на одной оси со Зданием 5С-54–2, располагались лестницы — одна на восток и другая на запад1. К сожалению, мы не располагаем данными о жилых постройках «Затерянного мира», но представляется вероятным, что перед нами поселение, аналогичное группе "Е" в Вашактуне, Накбе и Эль Мирадоре. В классический период эта часть Тикаля превратилась в ритуальный комплекс и была значительно перестроена. В итоге этого следы иных построек были уничтожены. В районе «Северного Акрополя» Уильям Ко в 1950-х гг. обнаружил концентрацию материалов (человеческие останки, кремневые и кварцитовые орудия, раковины), датированную 588 ± 53 г. до н. э.2 Строительство начинается между 600 и 400 гг. до н. э. сооружением небольшой платформы 5D-Sub-14–3 в северной части будущего акрополя. Население, жившее в это время на территории Тикаля, составляло около 700 человек3. 

Бурное развитие Тикаля начинается в фазу Чуэн (350 г. до н. э. — начало н. э.). Продолжается строительство в «Затерянном мире». Пирамида «Е-группы» достигла в длину около 38 м, в высоту — почти 10 м, а восточная платформа имела 98 м в длину. В «Северном Акрополе» активное монументальное строительство начинается между 300 и 200 гг. до н. э. Здания 5D-Sub.14–3, 5D-Sub.14–2 и 5D-Sub.14–1 сменяют друг друга на протяжении III-II вв. до н. э. В последнем из них были найдены погребения 122, 123 и 1264. На рубеже II-I вв. до н. э. все ранние постройки «Северного Акрополя» были засыпаны (Уровень 15) и на их месте воздвигнута новая платформа-основание размерами 28 на 23 м и высотой 2,3 м. На ней началось новое строительство: Зд. 5D-Sub.1–2, 5D-Sub.4, 5D-Sub.3, 5D-Sub.15. С этим этапом связано Погребение 164. Вскоре основная платформа была расширена (Уровни 14–13). Южная сторона нового стилобата высотой 3,5 м не имела лестницы, и У. Ко полагает, что доступ осуществлялся через лестницы на востоке и западе. Лестница была добавлена позже, после того, как на акрополе произошел большой пожар, полностью уничтоживший Зд. 5D-Sub.4 — большую платформу на южной стороне. Оно было восстановлено одновременно с сооружением лестницы5. Представляется вероятным, что «Северный Акрополь» был, таким образом, укреплен, а пожар был следствием военных действий. 

В сер. I в. до н. э. произошла новая перестройка, в результате которой Зд. 5D-Sub.1–2 и 5D-Sub.4 исчезли. На этом этапе ансамбль акрополя состоял из пяти зданий. На севере находилось 5D-Sub.1–1 — ступенчатое пирамидальное сооружение (13 на 11,4 м) с двухкамерной каменной постройкой наверху. Верхняя часть лестницы была фланкирована двумя скульптурными масками из штука6. Зд. 5D-Sub.9 на юго-востоке от 5D-Sub.1–1 было его точной копией. Южная часть была занята массивной платформой 5D-Sub.3, также имевшей маски, с двумя меньшими по размерам зданиями 5D-Sub.11 и 5D-Sub.13–1, стоявшими к северо-западу и к северо-востоку. Зд. 5D-Sub.11 было покрыто штуком и раскрашено в оранжевый и красный цвет. По мнению Уильяма Ко все они имели религиозный характер, но форма верхней постройки на Зд. 5D-Sub.1–1 ближе к дворцовой. Если это действительно жилая резиденция, то 5D-Sub.9 можно интерпретировать аналогично. Однако сводчатых дворцов этого периода в Тикале неизвестно. 

К началу фазы Кавак (начало н. э. — 150 г. н. э.) относится появление под зданиями «Северного Акрополя» первых сводчатых гробниц. Под Зд. 5D-Sub.11 было найдено исключительно богатое женское погребение 166 (около 25 г. н. э.), а около 50 г. н. э. под Зд. 5D-Sub.10 было заложено погребение 167. Как свидетельство централизации поселения, между «Затерянным Миром» и центром Тикаля сооружается сакбе. В это время пирамида 5C-54–4 «Е-группы» могла достигать в высоту 17,5 м, а на восточной платформе 5D-86 были построены три храма7. 

В Тикале первые известные маски относятся к сер. I в. до н. э. Они располагались по обе стороны лестницы Зд. 5D-Sub.1–1 и имели 2,5 м в ширину и 1,5 м в высоту. Очевидно, они изображали «земляное чудовище», связанное с холмами и пещерами. Маски Зд. 5D-Sub.3 датируются началом I в. н. э. Эти скульптуры полихромные: штук был раскрашен зелено-голубой, кремовой, красной, желтой и коричневой красками, а при помощи черной краски были подчеркнуты детали. Нос и глаза изображенного персонажа не сохранились, но на его щеках находятся знаки k’in («солнце»). Судя по этому, это солярное божество8. 

Наиболее ранние захоронения эпохи Чуэн (350 г. до н. э. — начало н. э.) находятся в Тикале (в «Затерянном Мире» и Погр. 121, 122, 123 и 126 на «Северном Акрополе») содержали достаточно небогатый набор объектов. Все погребения из «Затерянного мира», скорее всего, являются жертвенными, так как были связаны с архитектурными переделками. Что касается «Северного Акрополя», то здесь инвентарь включает посуду, изделия из раковин, бусины из жада и, что особенно важно, шипы морского ската9. Последние использовались в ритуалах кровопускания. Шипы доставлялись с карибского побережья и поэтому обладали высокой ценностью. Их присутствие говорит о том, что покойник имел при жизни высокий статус и мог быть главой своей родовой группы. Первым формальным вождеским захоронением на «Северном Акрополе» следует считать Погребение 164 (около 100 г. до н. э.). Умерший лежал в простой могиле, выложенной по периметру камнем. Вместе с ним были положены четыре сосуда, бусины из жада и шип ската10. 

Сводчатые гробницы появляются в Тикале в фазу Кавак (начало н. э. — 150 г.). Одна из них, аналогичная по конструкции шатровым камерам из Вакна и относящаяся к I в. н. э., была найдена под Зд. 5D-86 в комплексе «Затерянный Мир» в Тикале11. Тем не менее, в целом для Тикаля более характерны гробницы со ступенчатым сводом. 

Погребение 166 находилось на западе Акрополя. В прямоугольной камере размерами 3,45 м на 1,40 м был помещен труп знатной женщины. У ее ног лежали кости другой женщины, череп которой находился в глиняном сосуде. Здесь же было найдено 20 сосудов с остатками еды и с киноварью, фрагменты ожерелья из раковин и жада, шипы ската и раковинная подвеска. Стены сохранили остатки росписей, изображавших сидящих людей с ожерельями, серьгами и в больших головных уборах из перьев. Сразу над погребением было воздвигнуто Зд. 5D-Sub.11 — невысокая платформа, раскрашенная в красный цвет. На ее вершине, видимо, стоял заупокойный храм12. Ранее на основании радиоуглеродных датировок Погребение 166 относили ко времени около 50 г. до н. э., но сейчас его датируют приблизительно 25 г. н. э. 13  

В начале первого века н.э. в «Затерянном Мире» продолжал надстраиваться астрономический комплекс: пирамида 5С-54–4 достигала уже 17,5 м в высоту и 59,5 м в основании, на восточной платформе были возведены три каменных храма. Кроме того, у главной лестницы пирамиды были созданы маски ягуаров с обнаженными клыками, раскрашенные в голубой цвет. В это же время начинает формироваться комплекс Главной площади, ставший в VII-VIII вв. священной сердцевиной города. Общая площадь поселений на территории Тикаля могла составлять 3,8 кв. км.  

Во 2-й половине I в. н. э. ритуально-административное ядро Тикаля — «Северный Акрополь» неоднократно перестраивается. Самая радикальная модификация имела место около 100 г. н. э., когда все существовавшие до этого постройки были засыпаны 5-метровым слоем земли и камней. Этот момент был отмечен специальными освятительными жертвами. Сверху воздвигаются здания 5D-22–4-b, 5D-Sub.6 и 5D-26–6. Позже они также перекрываются вымосткой, поверх которой строятся здания 5D-22–4-A и 5D-26–4. Последняя постройка имела каменные стены и в плане напоминала дворец. Около 150–170 гг. н. э. «Северный Акрополь» был опустошен новым пожаром, который разрушил Зд. 5D-22–4-A. Огонь был настолько силен, что вся южная сторона платформы сильно обуглилась. Следы пожара также отмечены и в Зд. 5D-26–4. Сразу же после пожара под Зд. 5D-22–4-A было заложено погребение 125. Оно отличается тем, что, несмотря на высокий статус, не имеет инвентаря14. 

В конце III — начале IV вв., то есть на 30 лет раньше, чем в Вашактуне, появляются первые сохранившиеся тикальские стелы. Самая ранняя из известных нам — стела 29 — датируется 292 г (8.12.14.8.15). На ней изображен правитель, правой рукой прижимающий к боку «ритуальную полосу», а в левой держащий голову бога-предка. Так как дата некруглая, то это не конец календарного периода, а воцарение или военный поход, но, к сожалению, содержательная часть текста не сохранилась. Над главной фигурой парит голова его умершего предка. Это распространенный на тикальских монументах элемент; так могут изображаться и легендарные прапредки, и реальные цари. Например, на стеле 31 шлем предка выполнен в виде именного иероглифа Нун-Йаш-Айина I, отца правящего царя. 

Внешние контакты Тикаля простирались практически на всю Мезоамерику. Обсидиан, поступавший в Тикаль, по-прежнему по большей части происходил из месторождения Эль-Чайаль, контролировавшегося Каминальхуйю, что говорит о сохранении и развитии налаженных отношений с этим государством. На мексиканский обсидиан также приходится существенная доля15. Похоже, что, помимо купцов, обитавших в «Торговом квартале», Тикаль имел официальные контакты с Теотиуаканом. Об этом говорят находки в Тетитле, о которых сообщил Карл Таубе в докладе на 4-й Европейской конференции майянистов (Копенгагенский университет, октябрь 1999 года). Во дворе 12 были найдены остатки настенных росписей. Мотивы включали «теотиуаканских ягуаров», и майяских пернатых змеев с головами божественных предков, появляющимися из пасти, напоминающими изображения на раннеклассических сосудах из Петена. Кроме того, отдельные фрагменты росписей содержали иероглифические знаки — Т544 k’in, T788 bah, T529 wits. По палеографическим признакам эти знаки могут датироваться V в. н. э. и напоминают знаки на стеле 31 из Тикаля. Сохранилась даже одна короткая надпись, похожая на тикальские образцы. Другое иероглифическое сочетание содержало специфическую раннеклассическую форму знака Т16 yax, которая также позволяет отнести весь комплекс к V в. н. э. Все это позволяет предположить, что Тетитла служила резиденцией знатных майя, бывших представителями Тикаля при теотиуаканском дворе. 

В правление Сийах-Чан-Кавиля II и его преемников (402 — ок. 500 гг.) Тикаль стал самым важным политическим центром Южных низменностей, и его власть признавалась вплоть до Копана. Для контроля над подвластными территориями цари Тикаля использовали различные методы, включавшие междинастические браки, визиты, а также передавая управление отдельными владениями своим сыновьям. Некоторые вассальные цари могли смещаться, как это произошло в Копане около 530 г. Проявления непокорности подавлялись силой. 

В 562 г. Калакмуль в союзе с бывшим вассалом Тикаля Йахауте-Киничем из Караколя (Белиз) нанес Тикалю поражение и сверг «мексиканскую» династию. Это вызвало 80-летний упадок в Тикале, когда не воздвигались монументы, а строительная активность снизилась. 

Тикаль восстановил свои позиции к 40-м годам VII в. и начал новый цикл борьбы. В этот период основными помощниками Калакмуля являлись цари, бежавшие из Петена на юг и основавшие новое царство Муталь* со столицей в Дос-Пиласе у озера Петешбатун. Этот конфликт из-за продолжительности и масштабов может быть с полным основанием назван «Майяской мировой войной». Серия войн длилась 50 лет (ок. 645--695 г.) и практически все основные царства из всех регионов приняли в ней активное участие. Хотя Тикаль дважды (в 657 и 679 гг.) терпел чувствительные поражения, в конце концов, удача оказалась на его стороне, и Калакмульская держава распалась. 

После 700 г. главной силой в регионе являлся Тикаль. Единственным значительным соперником было царство Наранхо, тесно связанное с Калакмулем и Дос-Пиласом. Борьба велась за мелкие царства вокруг озер Петен-Ица, Яшха и Сакнаб, и к 715 г. Наранхо оккупировало некоторые из них, включая Яшха, которое было самым большим. Тикаль сохранил сильные позиции на севере и северо-востоке, держа под контролем такие важные центры как Шультун, Рио-Асуль, и ряд более мелких городов. В 744–748 гг. Наранхо потерпело поражение, что привело к распаду этого царства. Его владыки не восстановили свои позиции до 770–775 гг., в то время как контроль Тикаля за Яшха и другими озерными владениями укрепился. 

Вплоть до 771–780 гг. вокруг Тикаля воздвигается очень мало монументов с надписями, в то время как в самом городе на это время приходится расцвет монументальной скульптуры. 

В начале IX века н.э. Тикаль потерпел поражение в войне с Караколем. 

889 гг. — это последняя известная нам дата, обнаруженная в Тикале. После этого город постепенно пустеет и, к середине X века окончательно забрасывается. 

КОММЕНТАРИИ 

1 Laporte J. P. , Fialko V. El preclásico de Mundo Perdido: algunos aportes sobre los origenes de Tikal // Laporte J. P. , Valdé J. A. Tikal y Uaxactún en el Preclásico. México, 1993. P. 16–21. 

2 Coe W. R. Tikal, Guatemala, and Emergent Maya civilization // Science. 1965. Vol. 147, №3664. P. 1406. 

3 Culbert T. P. , Kosakowski L. J., Fry R. E. etc. The Population of Tikal // Precolumbian Population History in the Maya Lowlands. Albuquerque, 1990. P. 119. Table 5.1. 

4 Coe W. R. Tikal, Guatemala… P. 1407–1408; Sanz L. T. Montañas sagradas, dioses solares e imágenes de AHAW: Iconografía de la escultura arquitectónica de la Acropolis del Norte, Tikal (100 a.C. — 200 d.C.) // Anales del Museo de América. Madrid, 1998. Año 6. P. 97. 

5 Coe W. R. Tikal, Guatemala… P. 1408–1409. 

6 Sanz L. T. Montañas sagradas… P. 97–98. 

7 Laporte J. P., Fialko V. El preclásico… P. 32–33. 

8 Sanz L. T. Montañas sagradas… P. 98–101, 102–104. Полихромные маски также встречаются на Зд. 5С-2 и 29В в Серросе и N9–56 в Ламанае (Белиз). 

9 Coe W. R. Tikal, Guatemala… P. 1407–1408. 

10 Ibid., P. 1408–1409. 

11 Laporte J. P. , Fialko V. El preclásico… P. 34. Fig. 21, 36. 

12 Гуляев В. И. Некоторые вопросы становления… С. 97; Coe W. R. Tikal, Guatemala… P. 1411–1412. 

13 Данные Уильяма Ко из: Haviland W. A. The rise and fall of sexual inequality: Death and gender at Tikal, Guatemala // Ancient Mesoamerica. 1997. Vol. 8. P. 3. Table 1. 

14 Coe W. R. Tikal, Guatemala… P. 1414–1416. 

15 См.: Arnauld C. El comercio Clásico de obsidiana: Rutas entre tierras altas y tierras bajas en el Area Maya // Latin American Antiquity. 1990. Vol.1, №4. P. 347–367; Nelson F. W., Clarke J. E. Obsidian production and exchange… P. 316–317. 

* Муталь (видимо, «Место, где много птиц») было древним названием Тикальского царства. 

<1>Использована информация сайта: http://www.mesoamerica.ru