Паломничество к священному Кайлашу и в долину Гаруды. Описание мест | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Паломничество к священному Кайлашу и в долину Гаруды. Описание мест

Непал

Непал — страна расположенная на склонах великих Гималаев, между двумя древнейшими цивилизациями Индии и Китая (что наложило свой отпечаток на культуру Непала). Страна снежных пиков и пагод, тигров и роз, дворцов и богов, страна богатых традиций и гармоничного сочетания двух великих религий — индуизма и буддизма.

Непал — родина основателя буддизма — принца Сиддхартхи Гаутамы, который впоследствии получил имя Будды, то есть пробужденного, просветленного. В середине I тысячелетия до н.э. в Непал с востока пришло племя кирати, которое исповедовало буддизм, и на целых восемьсот лет буддизм стал здесь господствующей религией. Его влияние ослабло, когда около 300-го г. нашей эры в долину Катманду из Индии вторглась народность невара. Индуизм — религия этих пришельцев — с тех пор стала официальной религией Непала.

Непал — страна древней культуры и цивилизации, Катманду является историческим, экономическим, политическим и культурным центром Непала. Облик столицы удивительным образом сохранился с 17-х 18-х веков, когда долина Катманду активно застраивалась во время правления короля Малла. Никакие войны или смуты не касались Катманду, что сохранило культурные сокровища города и его внешний облики в естественном, первозданном виде.

Катманду

Столица страны и самый крупный город, Катманду одновременно несет следы истории и рвущейся в разные стороны современности.

Плотно заселенный исторический центр с его площадями и храмами все ещё сохраняет воспоминания о прошлом, когда не было шумных жилых районов, дорогих отелей, ресторанов и магазинов на окраинах столицы. Центром Катманду является площадь Дурба, к западу от которой находится река Вишнумати, а к востоку — парк Ратна. Река Багмати создает южную границу, а Тхамел, тусовочное место для небогатых туристов, расположен на севере.

Столицу страны, г.Катманду, часто называют Флоренцией Азии. Она является величайшей сокровищницей индуистского и буддистского искусства — «здесь столько храмов, сколько домов, и столько богов, сколько людей».

По решению ЮНЕСКО в список мирового наследия были включены 7 объектов, находящихся в Катманду; среди них — буддистские храмы Боднатх и Сваямбунатх, индуистский храм Пашупатинатх, где Вы можете встретить садху (аскетов и богов), десятилетиями живущих в ледниках Гималаев.

Тибет

Официальные сведения:

Тибе́т — район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье.
В различные периоды истории Тибет был независимым государством либо территорией в составе Монгольской империи или вассальной землёй цинского Китая.

В мае 1959 г. аннексирован Китаем. Тибетская оппозиция расценивает политику китайских коммунистических властей в регионе как геноцид тибетского народа. Традиционно территория Тибета делилась на провинции У-Цанг, Кхам и Амдо.

Тибетский автономный район (ТАР) в Китае занимает меньше половины всего исторического Тибета (провинция У-Цанг и западная часть Кхама), а население ТАР составляет всего лишь одну треть от населения исторического Тибета. Территория исторического Амдо и остальная часть Кхама административно входят в провинции Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу, также кусок исторического Тибета находится в Индии, провинции Ладакх.

Лхаса — историческая столица Тибета

Лхаса — историческая столица Тибета, в настоящее время административный центр Тибетского Автономного Района Китайской Народной Республики. Лхаса является также традиционной резиденцией Далай-Ламы.

Буквально в переводе с тибетского «лхаса» означает «место богов». Город находится на высоте 3650 м, население около 200 тыс. человек.

Тибет часто называют «Крышей Мира», что абсолютно справедливо. Тибетское плато является самым большим высокогорным плато на Земле. Средняя его высота — 4000 метров над уровнем моря.

Площадь — 2.5 миллиона квадратных километров.
Население — 6 миллионов тибетцев и 7.5 миллионов китайцев
Численность тибетцев в изгнании — около 134 тыс. человек.

Политическое состояние: с 1959г. оккупирован Китаем. Существует правительство в изгнании.

Валюта: китайский юань.

Язык — тибетский. Принадлежит к тибетско-бирманской языковой группе.

Религия: буддизм, бон.

Самая высокая гора: Эверест (Джомолунгма).

Время опережает московское на 5 часов.

Национальная пища — цампа (блюдо из ячменной муки).

Национальный напиток — чай с солью и маслом.
Спиртной напиток — чанг (тибетское пиво).

Три миллиона лет тому назад, то место, где сейчас расположен Тибет, было дном моря Тесис, которое покрывало большую часть Индии и Азии. Сорок миллионов лет назад, в результате геологических изменений образовалась Гималайская зона и обширное Центрально-Азиатское плато.

Пять из крупнейших азиатских рек, включая Инд (Сенге Кхабаб), Меконг (Зачу) и Брахмапутру (Ярлунг Цангпо), начинаются в Тибете. Таким образом, почти половина всего человечества живет вниз по течению из Тибета.

Территория исторического Тибета в два раза превышает территорию современного Тибетского Автономного округа.

Климат

Тибетский климат часто называют лунным — здесь разница температур между днем и ночью больше, чем между зимой и летом. Даже в самый жаркий месяц июль колебания ночной и дневной температур составляют соответственно +8–10 и +21–25. Самым холодным месяцем является январь — температура может опускаться до -30 градусов, недаром этот регион называют Страной Снегов.

Воздух в Тибете очень сухой и разреженный. Интенсивность ультрафиолетового облучения по сравнению с интенсивностью на равнине сильнее в 2 раза. Поэтому в Тибете почти отсутствуют многие болезнетворные бактерии, у тибетцев почти не бывает кожных заболеваний и заражения при травмах.

Наибольшее количество осадков выпадает на юге и востоке страны. Вообще же, юг и юго-восток Тибета обладают наиболее мягким климатом, поскольку летом индийский муссон приносит сюда обильные дожди.

Лучшим временем для поездки на Тибет является май, июнь и сентябрь. В это время климатические условия наиболее оптимальные, а содержание кислорода в воздухе — максимально.

История

По легендам, император Тибета Сонгцен Гампо (Srong-brtsan Sgam-po) сделал Лхасу своей столицей. Но документы того времени говорят, что столица Тибета тогда постоянно перемещалась. В центре города ещё тогда был построен монастырь Джоканг, который и сейчас является главным местом паломничества в Лхасе.

Город стал расти и процветать после основания трёх крупных монастырей школы гелуг в результате деятельности ламы Цонкапы и его учеников в XV веке. Это монастыри Ганден, Сера (Se-ra) и Дрепунг (Bras-spung).

Далай-лама V Лобсанг Гьяцо (Blo-bzang-rgya-mtsho) (1617–1682), подчинил Тибет и перенёс в Лхасу свой административный центр. Потом он начал строить дворец Потала, строительство было завершено через несколько лет после его смерти. С этого времени Лхаса стала полноценной политической столицей Тибета.

Европейцы проникали во Лхасу редко. К 1951 половина города состояла из монахов, общее население было около 25 000 человек. Дополнительно около 15 тысяч человек населяло окрестные монастыри. К 2000 население выросло до 200 000.

Культура

Исторические памятники Лхасы представляют огромное значение для мировой культуры. Это конечно дворец Потала, центральный храм Джоканг, великие монастыри Дрепунг, Сера и Ганден, монастырь Рамоче, храм Чжефенг, летний дворец Норбулинка, уникальная мечеть в тибетском архитектурном стиле, историческая площадь Баркхор и многие другие достопримечательности.

Однако немало памятников культуры были разрушены или пострадали во время культурной революции.

Для паломников в Лхасе имеется три круговых маршрута для ритуального обхода (кора) святых мест, это цикл Нангкор в храме Джоканг, цикл Баркхор по старому городу, охватывая квартал с храмом Джоканг, и внешний цикл Лингкор вокруг всего города. Дополнительно паломники обходят дворец Потала. Во время коры паломники совершают простирания, крутят молитвенные барабаны и читают мантры. После модернизации города внешний цикл Лингкор перестал использоваться.

Озеро Манасаровар

Озеро Манасаровар (Мпхам юм-тсо, по-тибетски означает «Победоносное озеро») расположено на высоте 4560м. В индийском эпосе Рамаяна (5-й век до нашей эры), озеро Манасаровар уже упоминается как озеро Манаса.

Большинство путешественников посещают это прекрасное озеро по пути к Кайласу. Верующие совершают вокруг озера ритуальный обход (кору вокруг озера Манасаровар). Это как правило занимает несколько дней. Вода в озере имеет бирюзовый, «неземной» цвет.

Озеро Манасаровар в индуизме, как и в буддизме, также священно, его воды текут в тени великого Кайласа, это — озеро, рожденное в уме Бога. Оно было создано, чтобы показать могущество и величие манаса (ума) Бога-Брахмы. На тибетском название озера звучит «Мпхам юм-тсо», «Непобедимое Озеро». Индийский поэт Калидаса писал в III веке н.э.: «Когда земля Манасаровара касается тела, когда кто-либо купается в нем, он отойдет в рай Брахмы. Кто пьет его воды, отойдет в рай Шивы и будет освобожден от последствий грехов 100 своих жизней. Даже зверь, который носит имя Манасаровара, уйдет в рай Брахмы. Его воды — жемчуг». Манасаровар — самое священное, почитаемое и известное озеро во всей Азии.

Если для тибетцев Кайлас — жилище бога Демчога, то Манасаровар — место обитания его подруги и утешения, богини Дордже Пхагмо. Вместе они символизируют мудрость и сострадание, делая Кайлас и Манасаровар идеальной священной парой: мужское и женское начала, отец-небо и мать-земля. Чтобы паломничество в Кайлас было гармоничным, необходимо совершить обход и озера, и пика. Сперва предпринимается кора вокруг Манасаровара, лишь затем можно приступать к коре (ритаульному обходу) Кайласа.

Чтобы увидеть величие Кайласа, необходимо быть на расстоянии от него; чтобы понять его форму, нужно обойти его: чтобы почувствовать различные его состояния, следует созерцать ее на рассвете и на закате, в полнолуние и в полдень, в солнце и в дождь, в снегу, во время бури, зимою, летом, осенью и весной. Тот, кто созерцает гору, приближается к ее жизни, такой же напряженной и разнообразной, как и жизнь человека. Горы растут и разрушаются, они дышат и пульсируют жизнью. Они притягивают и собирают невидимые энергии, окружающие их: силы воздуха, воды, электричества и магнетизма. Они создают ветры, облака, бури, ливни, водопады и реки. Они наполняют жизнью все вокруг и дают кров и пищу бесчисленным живым существам. В этом величие мощных гор.

Чтобы понять это, надо взглянуть на карту. Кайласа расположена на вершине Тибетского нагорья и образует шпиль «крыши мира», как называют тибетское плато. От нее, как спицы из ступицы колеса, расходятся самые мощные реки, текущие на восток, на запад, на северо-восток и на юг: Брахмапутра, Инд, Сатледж и Карнали. Все они берут свое начало в районе Кайласа-Манасаровар, который является самой высокой частью Тибетского нагорья. Древние писания говорят, что эти реки вытекают из озера Манасаровар к подножию горы Кайласы и, семь раз опоясав священную землю, расходятся, почтив таким образом престол богов, согласно ритуалу обхода по кругу (санскр. прадак-шина). Тибетцы называют Брахмапутру, берущую начало восточнее Кайласы Манасаровара, " Там-чог-Кхамбаб " — река, " текущая изо рта лошади "; Сатледж, исток которой западнее — " Лангчен-Кхамбаб ", то есть река, " текущая изо рта слона "; Инд, начинающийся на севере от Кайласы — " Сенге-Кхамбаб ", или река, " текущая изо рта льва ", а Карнали на юге (на равнине она называется Ганг) — " Магча-Кхамбаб ", то есть река, " текущая из клюва павлина ". Эти животные образуют " колесницу ", или престол четырех Дхьяни-Будд. Названия рек указывают, что они считаются частями вселенской мандалы, центр которой — гора Кайласа.

Именно по этим рекам осуществлялась культурная и религиозная связь Индии с Тибетом. Эго видно на примере Брахмапутры и Инда, которые, подобно гигантским рукам, протягиваются из региона Кайласа-Манасаровар, обнимают Гималаи и весь индийский субконтинент, после чего Инд впадает в Аравийское море на западе, а Брахмапутра — в Бенгальский залив на востоке.

В действительности не все реки берут начало на склонах Кайласы или в озере Манасаровар, но их долины ведут на плоскогорье, над которым возвышается Кайласа, которая, таким образом, становится местом пересечения, соединяющим юг, север, восток и запад.

Соседнее с Манасароваром озеро Ракшас Тал пользуется меньшей популярностью у паломников. Неудивительно: оно названо по имени отряда поедающих плоть демонов, ракшасов, которые, как утверждается в индуистской мифологии, обитают в его водах. Согласно легенде, вода Ракшас Тала была ядовитой до тех пор, пока золотая рыба не проделала проход из Манасаровара, чтобы впустить немного святой воды в темное озеро. Созданный канал называется Ганга Чу, тибетцы пристально следят за уровнем воды в нем, по нему они предсказывают судьбу Тибета. Большую часть двадцатого века канал оставался практически пересохшим, только в девяностых годах вода снова начала понемногу перетекать между двух озер. Говорят, это связано с послаблениями, сделанными Китаем в отношении буддизма в Тибете и приезда иностранцев в страну.

Священная гора Кайлаc

В Азии распространен миф о священной горе, центре мира, на склонах которой берут начало четыре великих реки, дающих жизнь землям, по которым они протекают. Источник этого мифа находится в индийском эпосе, рассказывающем о Горе Меру, обители богов.

Её высота неизмерима, вершина упирается в небеса, склоны искрятся золотом, рубинами, хрусталём и лазуритом. Согласно индийским источникам эта гора расположена где-то в Гималаях, но, со временем, сказание о мифической Горе Меру всё более ассоциировалось с горой Кайлаc. И это не случайно. Возможно, боги там не живут, но местоположение Кайлаcа является ключевым в системе водораздела всего района, и именно с его склонов берут начало четыре великих реки индийского субконтинента. На южном склоне начинается Карнали, один из основных притоков Ганга. Истоки Инда начинаются на северном склоне, Сатледжа — на западном, Брахмапутры (Ярлунг Цангпо) — на восточном.

Кайлаc, высота которого составляет 6714 метров над уровнем моря, не является самой высокой в регионе, однако, благодаря её выдающейся форме и расположению, множеству легенд, связанных с ней, она имеет огромное значение в мировоззрении тибетцев.

Четыре ребра горы Кайлаc почти точно соответствуют основным сторонам света, а трещины на его южной стороне по форме напоминают свастику, буддистский символ духовной силы. На тибетском языке Кайлаc известен как Канг Ринпоче, то есть «Драгоценный Камень Снегов».

Кайлаc служит объектом поклонения для четырёх религий. Для индуистов он олицетворяет обитель бога Шивы, Разрушителя и Воссоздателя. Буддисты считают, что на вершине горы пребывает Самвара (Демчок, на тибетском), гневная форма Будды Шакьямуни. Джайнисты учат о том, что именно на Кайлаcе первый из их святых достиг освобождения. И, наконец, для древней религии Тибета Бон По Кайлаc является девятиярусной Горой Свастики, на вершине которой основатель этой религии Шенраб снизошёл с небес.

На протяжении веков Кайлаc служил путеводной звездой для пилигримов и романтиков, однако, за последние десятилетия очень малому количеству западных путешественников довелось лицезреть священную гору. Несколько лет назад ситуация начала изменяться к лучшему, однако удалённость горы от населённой центральной части Тибета, большая высота и плохие дороги, оставляют Кайлаc по прежнему труднодоступным для туристов.

Шигадзе и монастырь Ташилумпо

Шигадзе (Жикацзэ) — город на Тибете, второй по населению и значимости после Лхасы, население около 80,000 человек.

Город расположен на высоте 3600 м возле реки Брахмапутра, на слиянии с рекой Няньчу в западном Тибете. Ранее город был столицей провинции Цанг. Так же называется окружающий город административный район.

От Шигадзе до Лхасы проходит хорошая автодорога, расстояние до Лхаса — около 250 км.

В городе находится знаменитый монастырь Ташилумпо школы гелуг, один из самых крупных монастырей Тибета.

В монастыре Ташилумпо находилась резиденция Панчен-ламы. В некоторые исторические периоды Шигадзе становилась значимее Лхасы, и между Шигадзе и Лхаса могли возникать политические противостояния.

Примечателен также дзонг — городская крепость. В 1959 году во время антикитайского восстания крепость была разрушена. Во времена, когда Шигатзе был столицей Тибета, здесь находилась королевская резиденция. В настоящее время от крепости остались развалины.

Сейчас Шигадзе — красивый благоустроенный современный город с хорошей инфраструктурой, который посещает много туристов.

В 90 км от Шигадзе на верхней дороге во Лхаса расположен также город Гьянце с крупными монастырями и культурно-историческими памятниками.

В окрестности Шигадзе находятся немало монастырей большого культурно-исторического и религиозного значения, в частности монастырь Сакья в одноимённом городе.

Гьянтзе

Гьянтзе (Gyantse) расположен в 200 км к юго-западу от Лхасы. Это один из немногих городов, практически не испытавших на себе последствий китайского вторжения. И уже только по этой причине стоит его посетить.

Главной достопримечательностью является буддийская ступа Кумбум (Kumbum). Она находится на территории монастыря Пелкор Чоде (Pelkor Chode), основанного в середине XV в. Кумбум или ступа тысячи Будд возвышается на 35 метров, имеет 4 яруса, 7 этажей, 77 часовен, которые по мере подъема становятся все меньше и меньше. Внутри находится наиболее полное собрание тибетского пантеона — сотни статуй божеств. Статуи были восстановлены в недавнее время, так как оригиналы были уничтожены уничтожены во время культурной революции. Живопись же, напротив, хорошо сохранилась и относится к XV в. 

С верхнего яруса открываются виды на монастырь и Гянтзе. Также стоит посмотреть дзонг XIV в., представляющий собой дворец-крепость.

Потала — дворец Его Святейшества Далай-ламы

«Говорят, это одно из самых больших зданий в мире. Даже если ты живёшь там в течение многих лет, все секреты этого здания узнать невозможно. Оно полностью покрывает верхнюю часть холма. Это целый город.

Строительство его было начато царём Тибета 1300 лет назад, когда это был просто домик для медитации. Этот домик был существенно расширен Пятым Далай-ламой в ХVII веке. Центральная часть современного здания, имеющего высоту тринадцать этажей, была построена по его указаниям, но он умер, когда здание достигло лишь второго этажа. Поняв, что он вскоре умрёт, он велел премьер-министру хранить свою смерть в тайне, поскольку опасался, что, если бы народ узнал, что он умер, строительство остановили бы.

Премьер-министр разыскал монаха, который внешне напоминал Далай-ламу, и преуспел в сокрытии его смерти на протяжении тринадцати лет, пока работа не была завершена. Но втайне он сделал камень, покрытый молитвами о скорейшем перевоплощении Далай-ламы, и камень этот был вмонтирован в стену. Его и сейчас можно видеть на втором этаже дворца. Эта центральная часть здания имеет большие залы для церемоний, около 35 часовен, богато украшенных и расписанных, четыре кельи для медитации и мавзолеи семи Далай-лам. Некоторые из них достигают высоты 30 футов и покрыты золотом и драгоценными камнями.

Западное крыло здания, которое было пристроено позже, являлось жилищем для 175 монахов, а в восточном крыле находились правительственные офисы, школа для монахов, выполнявших официальные функции, и залы Национальной ассамблеи, то есть тибетского парламента.

Мои собственные апартаменты были расположены над офисами на верхнем этаже, на высоте примерно 400 футов над городом. Там у меня было четыре комнаты. Та, которую я использовал чаще всего, имела размер около 25 квадратных футов, и стены её были полностью покрыты росписями, изображающими жизнь Пятого Далай-ламы настолько подробно, что портреты отдельных персонажей были размером не более дюйма. Когда мне надоедало читать, я часто сидел и рассматривал истории, которые рассказывали окружавшие меня великолепно подробные фрески.

Однако помимо того, что здание это использовалось как офис, храм, школа и жилище, Потала также была и громадным складом. Здесь были комнаты, наполненные тысячами бесценных свитков-икон, тханок. Некоторые из них были написаны тысячу лет назад. Были комнаты, наполненные золотыми регалиями древних царей Тибета, также имевшими возраст более 1000 лет, и различными дарами, полученными от китайских и монгольских императоров, а также сокровищами Далай-лам, которые правили страной после царей. Здесь же хранились доспехи и оружие периода всей тибетской истории.

В библиотеках находились летописи тибетской культуры и религии, около семи тысяч громадных томов. Некоторые, как говорят, весили около 80 фунтов, а иные были написаны на пальмовых листьях, привезённых из Индии 1000 лет назад. Две тысячи просветляющих томов священных писаний были написаны чернилами, составленными из порошков золота, серебра, железа, меди, перламутра, лазурита и коралла. Каждая строка была написана чернилами другого цвета. В нижней части здания находились бесконечные подземные склады и комнаты, где хранились государственные запасы масла, чая и тканей, которыми снабжались монастыри, армия и государственные служащие. В восточной стороне была тюрьма для преступников высокого ранга, что, может быть, соответствует в какой-то степени Тауэру в Лондоне. А по четырём сторонам здания были крепостные башни, на которых тибетская армия ставила часовых».

Отрывок из книги Его Святейшества Далай-ламы XIV «Моя страна и мой народ»