Основные буддистские понятия, термины и атрибутика | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Основные буддистские понятия, термины и атрибутика

«Кала — чакра» — Колесо вечного времени, т.е. время, проходящее с момента сотворения Вселенной до её разрушения. Оно определяется числом оборотов всех планетарных систем Мироздания вокруг своей оси, которое они делают за весь период своего существования.
«Сансара» — «Странствие». Жизненный круговорот рождений и смерти.
«Колесо Сансары», «Колесо становления», «Колесо жизни» — Символическое изображение, выражающее суть буддистского учения о сансаре и карме. Отражены три движущие силы вечного перерождения живых существ, шесть царств их прошлых и будущих воплощений и двенадцать картин перехода из одного царства в другое.
«Канджур» — 108 томное собрание указаний Будды.
«Танджур» — 225 томное собрание сочинений по философии, психологии, медицине, астрологии и др. разделам эзотерических знаний.
«Тантры» — Буддистские труды, с изложением мистических знаний и религиозных церемоний
«Бардо Тхёдол» — Тибетская книга мёртвых.
«Три яда» — Жадность (страстное желание), Ненависть (отвращение) и Заблуждение (невежество) — ведущие к вечному кругу перерождений
«Три Драгоценности» — Будда, Дхарма (Учение) и Сангха (Община), которые дают надежду на выход из Колеса Сансары.
«Четыре благородных Истины» — Учение Будды о Дуккхе (Страдание — Источник Страдания — Прекращение Страдания — Путь к прекращению Страдания).
«Бардо» — Промежуточное состояние между смертью и новым рождением, в котором пребывает человеческая Сущность (Душа) после гибели физического тела
«Нирвана» — Состояние пустоты и абсолютного отсутствия всех признаков личного бытия («Блаженное Ничто»). Временное прекращение материальной деятельности и существования. Отсутствие страдания.
«Паринирвана» — Нирвана без остатка. Состояние, из которого более не возможно перерождение в Колесо Сансары.
«Йога» — Путь к мистическому соединение отдельного человека с Всемирным Духом.
«Йог» — трансценденталист, стремящийся к восстановлению связи со Всевышним.
«Самадхи» — состояние транса, в котором йог полностью погружается в трансцендентную реальность, разрывая все связи с материальным миром.
«Будда» — Пробудившийся.Мудрый. Степень духовного состояния небесных или земных существ.
«Архат» — Человек, достигший на пути к Нирване возможности — более не перевоплощаться в земном колесе сансары. Буддийский святой на небе «Тушита».
«Бодхисаттва» — Существо, которое задерживает свой переход в Паринирвану, ради того, чтобы оказывать помощь другим. Духовный сын и наследник уходящего в Паринирвану очередного Будды. Высший руководитель буддизма до момента появления следующего Будды (через 5000 лет).
«Лха» — Мелкие божества и духи, обитающие в воздухе, земле, воде и др. объектах материального мира
«Читипати» — Духи, хозяева кладбищ.
«Дакини» — Небесные

феи-богини, способные совершать и добро и зло.
«Лама» — Высокообразованный иерарх северного буддизма, заслуживший право реинкарнации, т.е. нескончаемого перевоплощения в духовного Учителя. (« Тюльку»).
«Гуру» — Авторитетный Учитель.
«Мурид» — Духовный ученик Гуру.
«Гелонг» — Высший монашеский сан.
«Трапа» — Монахи низшей ступени.
«Чела» — Мальчик-послушник
«Арджопа» — Монахи-паломники, странствующие по святым местам.
«Бхикшу» — Нищий монах, живущий лишь подаяниями.
«Гомптшен» — Отшельник, живущий в уединении.
«Садху» — Странствующий святой отшельник.
«Кутен» — Оракул.
«Шён» — Жрецы коренной религии Тибета — «Бон».
«Нгагпа» — Маг
«Нагспа» — Самые страшные и могущественные бон-колдуны.
«Ашрам» — Обитель духовных Учителей человечества.
«Гомпа» — Ламаистский монастырь.
«Маниин-курдэ» — Стены из молитвенных барабанов, окружающие монастырь и его главные храмы.
«Кумирня» — Центральный храм монастыря с большим молельным залом.
«Шапель» — Помещение для молений в буддистском храме.
«Шадда» — Учебный монастырь
«Дубда» («Ритод») — Небольшой монастырь на несколько монахов.
«Дупуг» — Кельи отшельников.
«Ступа» — Каменный храм конической формы и мистического значения (модель Вселенной), в честь Будды, Бодхисатв, Архатов. Полнотелый, либо полый, хранящий священные реликвии.
«Чёртен» — Ступа, являющаяся гробницей великих людей.
«Кэнгэргэ» — Большой плоский барабан, установленный на спец. подставке внутри Храма.
«Харанга» — Большой круглый ритуальный гонг-сковорода из меди.
«Цан» — Медные тарелки-литавры
«Дэншик» — Маленькие медные тарелочки, соединённые между собой ремешком. Служат для призыва неприкаянных духов.
«Дунгар» — Ритуальная морская раковина в серебре, для вызывания духов.
« Рагдонг» — Многометровая ритуальная труба с низким звучанием.
«Гианлинг» — Духовой инструмент из бедренной кости человека, окантованной серебром.
«Дамара» — Небольшая деревянная цилиндрическая колотушка, обтянутая кожей. Два шарика, укреплённые ремешками на её середине, ударяют по ней при быстром вращении руки, вызывая барабанную дробь.
«Скула-друм» — Ритуальный барабан из двух развёрнутых крыш человеческих черепов, обтянутых человеческой кожей.
«Хонхо» — Небольшой колокольчик с рукояткой, на наружной стороне которого нанесена мантра — «ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ».
«Варджа» («Дордже») — Символ буддизма, в виде скрещенных молний Учения, разрывающих тьму невежества.
«Чомай» — Неугасимые светильники в монастырях, заполняемые маслом яка.
«Линка» — Магическая фигурка святого из металла или теста. Часто содержит внутри себя не безопасное постороннему заговоренное содержимое.
«Бурханы» — скульптурные или рисованные изображения ламаистских божеств.
«Танка» — Буддистская икона на холсте. Выносится во время церемоний, в виде знамени на шесте.
«Мандала» — Символическое изображение Вселенной в форме круга, в центре которой гора Меру, а по сторонам — изображения Миров по буддистской космологии. Может быть скульптурной композицией, может — рисунком.
«Мантра» — Набор определённых, многократно повторяемых слогов для общения с божеством посредством особых звуковых вибраций, освобождающих ум от влияния иллюзий. Дословного смысла не имеют. (напр. «Ом-таре-тут-та-ре-ту-ре-сваха»; «Ом-мани-падме-хум».)
«Сор» — жертвенная пирамидка из теста тсампы, поглощающая врагов буддизма.
«Торма» — маленькие цветные или серые пирамидки из масла яка и тсампы с медальонами, изображающими божеств. Делаются в честь праздников.
«Тсатса» — Маленькие иконки из глины, собранной со святых мест.
«Пурбу» — ритуальный трёхгранный нож-жезл, используемый для жертвоприношений.
«Габала» — Ритуальная чаша из человеческого черепа, оправленная в серебро или медь. Свидетельствует о проникновении его хозяина в Пустоту, как истинную сущность всех вещей.
«Латза» — Пирамида из больших камней, сложенная на вершине горы или перевале. Посвящена местным духам.
«Доче» — Пирамида в честь богов в священном месте, сложенная из камней, принесённых Паломником с собой из родных мест.
«Обо» — Пирамидальные кучки камней, выкладываемые странниками на перевалах гор.
«Чедо» — Камни с надписями мантр, поставленные на ребро вокруг святых мест.
«Нескорпа» — Паломники-пилигримы (бредущие пешком).
«Ми-дёсса» — Места для коротких привалов паломников.
«Тсапог» — Дневной привал путника для отдыха и трапезы.
«Лун-па» — «Ветряные лошади» — флаги с заклинаниями, устанавливаемые на 4-х углах крыши дома, чтобы препятствовать проникновению в жилище злых духов.
«Лунг-да» — Пачки цветных бумажных листовок с молитвами, разбрасываемые по ветру на горных перевалах.
«Термы» — Тайники с древними буддистскими текстами.
«Сунгпо» — Магические знаки.
«Хадаки» — Узкие белые (реже-чёрные или жёлтые) длинные шёлковые шарфы для ритуальных подношений статуям святых, а также — людям, в знак почтения.
«Юнгдрунг» — Лево или правосторонняя свастика — символ Круговорота мировых процессов.
«Му» — Серебряная нить, соединяющая физическое тело каждого живого существа с его духовной частью (Земля — Небо; Тело человека — Душа его).
«Тшед» — Обряд медитации над мёртвым.
«Мудра» — Мистический знак, изображаемый пальцами руки.
«Дзунг» — Волшебное заклинание