Майянские города | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Майянские города

Тикаль 

Тикаль — один из крупнейших древних городов майя классического периода. Древнейшее поселение появилось здесь еще в VII-VI веках до нашей эры. 

Тикаль — единственное место в мире, признанное ЮНЕСКО одновременно культурным наследием человечества и природным заповедником. В заповеднике обитают 250 видов птиц, разнообразные рептилии, ягуары, обезьяны. Культура народа, населявшего в древности этот район, представляет огромный интерес для современности: майя обладали широкими знаниями в астрономии, на основе которых составлялись необычные календари, были специалистами в медицине, искусстве, архитектуре, строительстве городов, политике. В Тикале сохранилось более 3000 сооружений, возведенных за долгие века до завоевания Гватемалы испанцами: крепости, площади, на которых играли в мяч, святилища, пирамиды, дворцы знати, церемониальные платформы. Многие здания украшены изящными скульптурами, стелами с рельефами и надписями. В храмах, в которых исполнялись обряды магической политеистической религии майя, сохранились алтари и резные деревянные притолоки. Внимания туристов заслуживают Центральная площадь с Храмом, который достигает 70 метров в высоту (с его вершины открывается величественная панорама на необъятные, густо-зеленые тропические леса Петен), Большая Пирамида и площадь Семи храмов. 

Яшха 

Яшха расположена в одном дне пешего пути от Наранхо. Настоящее название города сохранилось с древнейших времён и означает «Зелёная (Голубая) Вода». Яшха расположена на берегу голубых вод одноимённого озера. Современные руины города являются одними из самых больших по площади в Гватемале. В 8 веке н.э. Яшха дважды покорялась царями Наранхо и входила во владения царства Сааль. 
Династическая история Йаша реконструируется с трудом, поскольку монументы с надписями дошли до нашего времени в очень плохом состоянии. Возможно, они были сознательно повреждены победителями из Наранхо. 

Накум 

Накум — городище средних размеров с центром в 28 га и вероятной площадью в 3,5–4 км2. Основной объем строительства приходится на конец VIII — 1-ю пол. IХ вв., однако, город существовал ещё в ранний классический период. В Накуме 12 гладких стел и три с надписями, которые датируются 771, 820 и 849 гг. Это подтверждает идею, что подъем города приходится на конец классического периода. Недавно обнаруженное богатое погребение может также относиться к этому времени. 

Ядро города состоит из двух групп, соединенных сакбе. Южная группа соединяет в себе главную площадь и «Большой акрополь». Площадь образована тремя зданиями. Первое из них — самое странное. Это две пирамиды, соединенные перемычкой с фронтальной лестницей и маленьким храмом на вершине. По форме сооружение напоминает башенные храмы из региона Рио-Бек. «Акрополь» стоит на единой платформе-стилобате. На его северной стороне — длинный приемный дворец. В глубине «Акрополя» подымается платформа «внутреннего акрополя» — собственно резиденция правителя. Н. Хелльмут, возглавлявший картографирование Накума в 1970-х гг., описывает его как уникальное сооружение: «В этом отношении наша карта не совсем аккуратна — мы нарисовали стены „внутреннего акрополя“ как прямые и пологие; в действительности они содержат, особенно на восточной стороне, серию дворцовых помещений высотой по крайней мере в два этажа». С северной стороны на «внутренний акрополь» ведет лестница. На его вершине вокруг внутреннего двора расположены 4 дворца. С востока к его стене примыкает несколько небольших построек, вероятно, жилища слуг и хранилища. Помимо построек дворцового типа в «Большой акрополь» входят две большие пирамиды. 

Северная группа включает «Группу Мервина» — большую платформу-стилобат с 14 низкими постройками, обширную площадь без крупных зданий и еще одну большую платформу с постройками наверху на дальнем северном конце. 

Место для города выбрано необычно — равнина на северном берегу р. Хольмуль, что резко отличает его от остальных центров Петена, занимающих возвышенности. Можно предположить, что Накум был основан как пункт контроля за речным путем в верховьях Хольмуля. В раннеклассическое время и на протяжении большей части поздней фазы классического периода он не имел столичного статуса. В 1-й пол. IХ вв. наблюдается подъем, начинается масштабное строительство. 

Однозначных данных, которые бы свидетельствовали, что Накум находился под властью Тикаля, нет. Рядом расположен Наранхо, также бывший в конце VII-VIII вв. крупной столицей. Но архитектура и планировка Накума больше сближают его Тикалем. 

Яшчилан 

Царство Пачан, столицей которого являлся город Танхапачан (современное городище Яшчилан), являлось во 2-й пол. VII — VIII вв. одним из наиболее крупных и влиятельных в среднем течении реки Усумасинты, Царство, судя по всему, состояло их двух частей: собственно Пачана, а также подчиненного ему царства Ках. Наибольший расцвет Пачана пришелся на правление царя Ицамнах-Балама III (681–742 гг.) и его сына Яшун-Балама IV (752–771 гг.). 

После достаточно благополучного правления Ицамнах-Балама III Великого (681–742 гг.) наступает десятилетний период так называемого «Междуцарствия» (742–752 гг.) ознаменовавшегося временным кризисом царской власти в Пачане, и приведшего к потере главенствующей роли царства в развитии политической ситуации в регионе. Однако новый царь Пачана Яшун-Балам IV, сын Ицамнах-Балама III (752–769 гг.) провел в 50-е — 60-е гг. VIII в. ряд успешных завоеваний в соседних с Пачаном областях. Благодаря этому он вновь смог укрепить позиции царства на внешнеполитической арене. Это положительно отразилось на политической стабильности внутри царства и послужило основой для будущих завоеваний его сына Челет-Чан-Кинича, принявшего при воцарении тронное имя Ицамнах-Балама IV (771 — ок. 800 гг.). 

Во времена правления Ицамнах-Балама IV велись ожесточённые войны с соседним царством Йокиб (современное городище Пьедрас-Неграс), однако Ицамнах-Баламу так и не удалось одержать полную победу над Йокибом. К концу VIII в. ему удалось в той или иной степени подчинить почти все соседние царства: объединенное царство Аке и Шукальнах, Наман, Хишвиц, Лакамтун и ряд более мелких царств. А окончательная победа его сына Кинич-Татбу-Холя III над давним противником Йокибом (около 808 г. он захватил в плен последнего из известных нам царей Йокиба Кинич-Я.-Ака) привела к тому, что в начале IX в. Пачан стал доминирующей державой в верхнем и среднем течении Усумасинты. 

Самые ранние следы поселения на месте Яшчилана относятся к III-I векам до н. э. Его наибольший расцвет пришелся на правление царя Ицамны-Ягуара III-го (681–742 гг. н.э.) и его сына Птицы-Ягуара IV (752–771 гг.). 
Древним названием города было «Танхапачан» — «Расколотое небо», а царство, столицей которого он являлся, называлось «Пачан». О происхождении основателя династии Яшчилана, царя Бога-Дождя-Ягуара ничего неизвестно. Известно только, что он правил в середине IV-го века н.э. 

История Пачана богата войнами и сражениями, которые велись между царствами бассейна Усумасинты за контроль над этой рекой и другими водными путями. Хотя майя и строили замечательные дороги, но, ввиду отсутствия у них тягловых животных, для перевозки грузов реки были более удобны — по ним шла торговля, и велись военные походы. В начале V века цари Пачана подчинили себе соседнее царство Шукальнах, со столицей на месте современного Бонампака, а с правления царя «Черепа-Копьеметателя» (423 — после 454 года) начинаются постоянные войны с царством Йокиб, со столицей в Пьедрас-Неграсе, расположенным ниже Яшчилана по течению Усумасинты. Эти войны велись с переменным успехом в течение ста лет и завершились поражением Пачана в 514 году. В начале VIII века Ицамна-Ягуар III начинает войну за независимость от Йокиба в союзе с царством Бакаль (Паленке). Борьбу против Пьедрас-Неграса продолжил его сын Птица-Ягуар IV. Но окончательную победу над Йокибом одержал правитель Пачана «Опаляющий . Череп III-й», в 808 году он пленил последнего из правителей Пьедрас-Неграса — Кинич-Яйина, а город сжёг. Это подтверждается данными раскопок, проводившихся в Пьедрас-Неграсе в 1997–2000 годах. Победа Пачана позволила ему занять доминирующее положение в верхнем и среднем течении реки Усумасинты. 

Вскоре после победы над Йокибом, Яшчилан сам пал под ударами неизвестного врага. В результате недавних раскопок археологи обнаружили на Южном акрополе большое количество каменных наконечников. Они были найдены на лестницах и в дверных проемах, что свидетельствует об ожесточённом сопротивлении защитников царского дворца. 

Пьедрас Неграс 

Современные руины городища расположены в 25-ти километрах вниз по течению реки Усумасинты от современного мексиканского Яшчилана, на гватемальском берегу. 

В классический период Йокиб (древнее название города) был крупнейшим городом на Усумасинте и столицей объединённого царства Йокиб-Кин. Название города означает «Вход», возможно, оно произошло от находящегося недалеко сенота (провала 100 метров в диамерте), служившего, по представлениям майя, входом в Подземный Мир. 
Крупнейшие раскопки были проведены в Пьедрас Неграсе в 1931–39 годах Университетом Пенсильвании и в 1997–2002 годах совместным американо-гватемальским проектом С. Хьюстона — Г. Эскобедо. 

Первые следы пребывания человека в Пьедрас-Неграсе датируются V-IV веками до н.э. В V-IX веках нашей эры город был столицей соединённого царства Йокиб и Кин, которое состояло из пяти или шести областей, кроме того, ему подчинялись некоторые мелкие царства, такие как Петун (современный Ла Мар). 
Входом в город со стороны реки Усумасинты служили каменные ворота, на которых был высечен «эмблемный иероглиф» Пьедрас Неграса и рельеф, изображавший, видимо, основателей царской династии. Обломки этих ворот можно и сейчас увидеть на берегу реки. 

На протяжении почти всей своей истории Йокиб вел войны с соседними царствами (см. Войны Йокиба и Баакаля), но главным противником было царство Пачан (со столицей в современном Яшчилане. Войны велись с переменным успехом, но в 808 году н.э. окончательную победу над Йокибом одержал Пачан. Последний правитель Пьедрас-Неграса был пленён, а город сожжён. Это подтверждается данными последних археологических работ. 

Чичен-Ица 

Во второй половине VIII в. выходцами из центральной части Юкатана была основана Чичен-Ица. Подробнее всего Ица описаны в книгах «Чилам Балам из Чумайеля». 

Очень быстро этот молодой город стал опасным соперником для соседей. Его могущество резко возрастает во второй половине IX в., в правление воинственного царя К’ак’-Упакаля (между 860–880 гг.). В его честь в городе воздвигаются постройки так называемого «старого (майяского) Чичена» с яркими чертами стиля Пуук. 

Археологические раскопки и анализ надписей в Чичен-Ице подтвердили точку зрения Коходаса и Линкольна, что так называемые «старый (майяский) Чичен» и «Новый (тольтекский) Чичен» это не две последовательные фазы, а совпадающие хронологически стили. «Новый Чичен» чуть позже, но все равно начинается около 2-й половины 9 в., а не в начале 11 в., как считалось раньше. Ещё в 1950-х гг. Дж. Кублер указывал на то, что «мексиканские черты» сформировались в области Пуук ещё в 9 веке. 

Поскольку расцвет Чичен-Ицы это 9 — 1-я половина 10 в., то никакого тольтекского завоевания Чичен-Ицы (как считалось ранее) быть не могло, т.к. само основание «Большой Тулы» (Толлана) относится к середине 10 века. Мексиканцы появлялись на Юкатане и в Чичен-Ице и ранее, еще с 6 века, но это были торговцы, наемники и т.п., но не завоеватели. «Мексиканские» черты в искусстве терминального классического периода во многом обусловлены связями Чичен-Ицы с Теотиуаканом и посттеотиуаканскими государствами Центральной Мексики. 

По мнению Рафаэля Кобоса, в 10 веке господство тройственного союза Эк Балама, Чичен-Ицы и Кокомов превратилось в единоличное господство правителя Ичен-Ицы над Юкатаном. Союз, упоминавшийся также Диего де Ландой, запомнился потомкам как союз трех братьев, и видимо так и оформлялся. Заявить об иноземном происхождении ица-основателей Чичен-Ицы значило для безымянного преемника К’ак’-Упакаля порвать с обязательствами связывавших его с неродными братьями. 

К 10 веку Чичен-Ица подчиняет себе большую часть Юкатана. К этому времени это было самое могущественное государство в Месоамерике. Однако ее господство было недолгим — после 1050 г. город был разрушен и оставлен. Это подтверждается анализом данных С14, который провел Р. Кобос — строительство в Чичен Ице заканчивается около 1000–1050 г. 

Экспансия Чичен-Ицы повлекла серьезный кризис социально-политического устройства. Культ предков правителя уже не служит основой идеологии. Связанное с ним церемониальное строительство прекращается, исчезают царские стелы. Ярче всего перемены отразились в самой Чичен-Ице. В 10 веке город подвергается грандиозной перестройке. Появляются воинственные сюжеты, несущие следы центральномексиканского влияния (т.н. «майя-тольтекский» стиль). Рельефы и росписи т.н. «Нового (тольтекского) Чичена» прославляют военные подвиги К’ак’-Упакаля. Его покровителем изображается мексиканское божество Кецалькоатль. Но преемники К’ак’-Упакаля не создают новых надписей. 

В постклассический период на Юкатане стала развиваться письменность (рукописи). Архитектура стала более функциональной и менее монументальной (яркий пример — Майяпан). Шло бурное экономическое развитие, процветала сухопутная и морская торговля, что определило бурный рост мелких, средних и крупных городов, особенно на Восточном побережье Юкатана (Кинтана Роо). 

Паленке 

Прекрасный и незабываемый Паленке… Теперь можно только представить себе, какой дикий лес окружал эти руины, когда в одной из пирамид здесь поселился граф Вальдек. Счастливец!! Он еще застал Паленке нетронутым современной цивилизацией и любовался прекрасным и диким видом окружающих далей. С тех пор как славный археолог Альберто Рус открыл захоронение правителя Паленке Пакаля, все круто изменилось в окрестных лесах.. Жизнь в ближайшем поселке Паленке кипит в дневное и ночное время, Пакаля давно растиражировали на сувениры, ушедших в прошлое интеллектуалов-майя, которые когда-то жили в Паленке и создали все то прекрасное, что сейчас хранит его музей, сменили местные лакандоны в белых туниках, продающие сувенирные стрелы у входа на территорию древнего города… 

Уже второй раз мы приезжаем в Паленке накануне Рождества, уже узнаваемы многие лица в сувенирных палатках на площадке перед входом, и каждый раз поражает и вызывает сожаление огромное количество туристов, которые наводняют площади, площадки и ступени бесценных храмов. С горечью подумалось, стоя перед храмом Надписей, что вторжение воинов Тонины в Паленке было, наверное, менее разрушительным, чем нашествие современных туристов… Современные руины Паленке больше напоминают Вавилон: немцы методично и бесстрастно осматривают все подряд, американцы спешат увидеть и купить ВСЕ что продают на территории древнего города местные умельцы, приезжие мексиканцы отчаянно спорят на каких ступенях лучше сфотографироваться… 

А на скамеечке, окружающей огромное дерево в центре древней площади, сидят энтузиасты со всего мира, уткнувшись в книгу-путеводитель или с жаром рассказывая друг другу историю давно минувших дней — да, это именно энтузиасты, и вот именно к ним и хочется больше всего присоединиться. 

Паленке незабываем — здесь сочетается дикая красота обступающих со всех сторон гор, покрытых сельвой и клочьями тумана, с прекрасными даже в руинах пропорциями каменных храмов на холмах. Паленке удивляет своим необычным столичным духом посреди дикой сельвы — древний город ожил, как спящий великан, которого по ошибке забыли в лесу, а он поднялся и оживил своим голосом долину! 

Каменная кладка в древнем городе уже почернела от частых тропических дождей, придавая всему облику города какую-то трагичность. Частый в этих широтах ливень сопровождал нас и по дороге из Паленке в другой древний город майя — Яшчилан. Планируемая небольшая прогулка за 150 километров превратилась в упорное преодоление водной преграды, и наша машина походила больше на амфибию, пробираясь по пустынной дороге Карретера Фронтериза мимо небольших индейских поселков, и непрерывной гряды влажных горных лесов.