Китай. Описание мест. | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Китай. Описание мест.

Лицзян

Живописный древний город Лицзян находится к западу от Куньмина. В 1961 году здесь был создан Лицзян-насийский автономный уезд. Вместе с Дали-байским автономным округом он образовал новый туристический центр, знаменитый тем, что здесь находятся древние стоянки времен дунбаской культуры
Снежная вершина Юйлун в окружении величественных гор и красивые реки привлекают к себе любителей путешествий со всех уголков страны и из-за рубежа.
По преданию, уезд Лицзян, окруженный горами и реками, в древности часто называли ’Даяньчжэнь’, потому что он по форме очень напоминает большую тушечницу. Исследуя его прошлое, ученые обнаружили, что это забытое ’древнее царство народности наси’ насчитывает не одно тысячелетие. Предками народности наси были цянцы, которые переселились на юг еще в древние времена.

Издавна через него проходили главные пути сообщения. Многие торговцы и путешественники оседали здесь, создавая семьи, что способствовало расширению города, который вскоре стал важным торговым и культурным центром. Считается, что Лицзян был построен в конце Сунской — начале Юаньской династий (1279–1368 гг.). Общая площадь его составляет 3,8 квадратных километров. 500 лет вплоть до начала династии Цин в Лицзяне потомственно правили предки народности наси и ’тусы’ — вожди племени, над которыми стояла лишь центральная правящая династия. В южной части города располагалось место, где вождь племени — ’тусы’ — вершил свой суд, вокруг него находились дворцовые постройки. Вдоль главной улицы, тянущейся с востока на запад, выстроились каменные арки, павильоны и другие древние сооружения.

Северный район города — торговый. Четыре магистральные улицы протянулись в четыре стороны, по обеим сторонам улиц — магазины и торговые лавки. В восточной части города возвышаются храмы Конфуция, Гуан Юя и другие культовые постройки. Главной особенностью города Лицзяна является то, что здесь, как говорится, ’город существует благодаря воде, а вода — благодаря городу’. Река Юйцюаньхэ, распавшись на три рукава, протекает через Лицзян, бесчисленные изящные мостики перекинуты через прозрачные воды многочисленных ручьев. Местные жители прямо с крыльца стирают белье или, спустив из окна ведро, черпают воду для поливки цветов. Иногда ручеек протекает и через дворик.

В Лицзяне нет высоких древних городских стен и широких современных улиц, это простой старинный уголок, где чувствуется естественность бытия и гармония человека с природой. Дома в городке то поднимаются, то опускаются вместе с рельефом местности. Эти красивые практичные дома построены из дерева, камня и глины, продолжая тем самым славную традицию ханьских, байских и тибетских народных жилищ. Вместе с тем они образуют своеобразный местный стиль постройки. Очень популярны дворы ’Саньхэюань’, в которых обязательно присутствуют главное здание, флигель и экран из камня перед входом. В выходящем на юг главном здании живут старшие, а во флигеле — младшие члены семьи. Обычно карниз главной постройки семейного двора украшают деревянным орнаментом в форме рыбы или листа — тотема, перед которым молятся богам о ниспослании благополучия. Многие дворики выглядят очень изящно, вымощенные галькой или цветным кирпичом. Главное здание обязательно имеет шесть дверей и окон, в центре окон вырезаны цветы, птицы и звери, символизирующие благополучие и достаток в семье.

На севере этого тихого древнего города возвышается гора, а на юго-востоке простирается открытая местность, здесь теплая зима и прохладное лето. Улица Сыфанцзе служит центром города, дорога вымощена цветными каменными плитами, по обеим сторонам улицы тянутся двухэтажные деревянные и кирпичные дома в стиле эпохи Мин, их широкие карнизы защищают и от дождя, и от лучей солнца.

Улица Сыфанцзе площадью 0,4 гектара является самым оживленным местом города, с четырех сторон ее окружают аккуратные здания новых магазинов. В продаже — шерстяные изделия, продукты и целебные растения из высокогорных районов, где живут тибетцы, модная одежда, предметы обихода и пищевые продукты из внутренних районов страны, поделки, несущие отпечаток местного колорита… Здесь оживленно и тесновато, но как-то по-особому уютно.

На севере города возвышается гора Сянъяшань, у ее подножия — прозрачное озеро Хэйлунтан. Голубое небо, его чудесное отражение в воде, зелень на берегу, журчание ключей и пение птиц действуют опьяняюще.

Гора Юйлуншань имеет 13 пиков, протянувшихся на 35 километров, вершины их круглый год покрыты снегом. В народе про нее говорят: ’Гора имеет сразу четыре времени года, здесь каждые 5 километров пути имеют свой климат’. На этой горе, именуемой сокровищницей растений, растут самые разные деревья и кустарники, редкостные целебные растения и удивительно красивые цветы. Величественный главный пик высотой 5596 м имеет вид открытого веера. Юйлуншань — самая главная и красивая гора для жителей города Лицзяна, с ней связано немало преданий.

В районе Лицзян компактно проживают насийцы, а также ханьцы, лисуанцы, ияне, байцы, тибетцы и пумийцы, туристов привлекают к себе их самобытные обычаи и нравы. На вывесках магазинов даже сохранилась письменность ’дунба’ народности наси. ’Дунба’ — это единственная во всем мире письменность, в которой применяется пиктография. ’Дунба’ по-насийски означает ’читающий молитвы на селе’, или ’мудрец’. ’Дунба’ обычно работающий человек, и только по приглашению он совершает жертвоприношения и другие религиозные обряды по случаю свадеб, похорон, излечения больных и отведения стихийных бедствий. Каноны пишутся иероглифами — рисунками, то-есть пиктограммами. До наших дней сохранились более 20 тысяч классических книг на письменности ’Дунба’ более 1500 наименований, которые хранятся в библиотеках и музеях таких городов, как Лицзян, Куньмин, Пекин, Нанкин, а также на Тайване, некоторые из них — в Японии и странах Европы и Америки. Дунбаские каноны включают более 2000 слов, в них сведения о религии, астрономических явлениях, сельскохозяйственных работах, отношениях между народами и их нравах и обычаях, народные частушки, пословицы, исторические легенды, они по праву называются ’энциклопедией народности наси’. Дунбаский язык известен как единственный уцелевший письменный язык в мире, в котором применяются пиктограммы.

Насийцы являются потомками древнего племени дицян, кочевавшего когда-то по степям северной Сычуани. Потом они осели в районе Лицзян-Нинлан провинции Юньнань. Общее число насийцев в настоящее время составляет примерно 230 тысяч человек. Большая часть этой народности живет на северо-западе провинции Юньнань. И лишь незначительная ее часть рассеялась по Ляньшань-ийскому автономному округу провинции Сычуань. Язык насийцев принадлежит ийской ветви тибетско-бирманской группы, которая, в свою очередь, входит в состав ханьско-тибетской языковой семьи. Среди них широко распространен ханьский язык. В их одежде и быту чувствуется сильное влияние Тибета.

Традиционная культура насийцев, живущих в Лицзяне, имеет длительную историю и придает этому уникальному древнему городу неповторимый облик. На исходе 1997 года древний город Лицзян был занесен в Каталог мирового наследия ЮНЕСКО.

Пекин

Многоликая, полная контрастов столица Поднебесной с историей в тысячи лет. В 48 км от центра города нашли останки синантропа, которым около 500 тысяч лет. Тем не менее, первые признаки того, что можно по праву назвать поселением, датируются не ранее 1000 года до н.э. Город долго был торговым местом для монголов, корейцев и племен нынешнего Центрального Китая. В период Враждующих царств (475 — 221 до н.э.) он стал столицей царства Янь. Во время династии Ляо (917- 1125 гг.) Пекин назывался Яньцзинь (столица Янь), сегодня это название одной их самых популярных марок пекинского пива. Многие полагают, что настоящая история Пекина начинается в 1215 году, когда Чингисхан сжег здесь практически все, чтобы можно было. Из пепла родился город Даду (Великая столица), который еще называли Ханбалык, или город Хана. В 1368 году первый император династии Мин переименовал город в Бэйпин (северный мир), но перенес столицу в город Наньцзинь (который в русской традиции принято называть Нанкином). В начале 1400-х годов его сын, император Юнлэ, переехал назад и назвал город Бэйцзинь (северная столица). Так он и называется до сих пор. В конце XIX-начале XX века город перенес ряд потрясений: в 1860 его захватили англо-французские войска, которые сожгли и разграбили многие памятники архитектуры; правление императрицы Цыси тоже не назовешь большим подарком, потом последовал генерал Юань Шикай и японская оккупация. В 1949 году, когда войска Народной освободительной армии вступили в город, 1 октября с трибуны на площади Тяньаньмэнь Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики. При этом событии присутствовало как минимум полмиллиона человек. В 1950–1952 годах были разрушены старые городские стены (которые так хорошо видны в фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон») — якобы чтобы улучшить транспортные артерии города. Сейчас город переживает очередную модернизацию- внутри второго транспортного кольца, которое повторяет контуры бывших городских стен, сносятся хутуньг- старые дома, веками представлявшие традиционную культуру. К Олимпиаде 2008 года их не останется.

Запретный Пурпурный город

Самый большой дворец в мире. «Запретным» дворец называется потому, что на протяжении 500 лет его истории здесь мог жить только император и его семья. Придворные, чиновники и все остальные жили за стенами этого огромного города, идо 1925 года простым смертным вход сюда был запрещен. Построенный в 1406-- 1420 годах, он являлся резиденцией 24-х императоров династий Мин иЦин (1368- 1911). Вето возведении принимали участие миллион строителей и 100 тысяч других специалистов- мастеров резьбы по камню, дереву, художников и т.д. Самый крупный дворцовый комплекс в мире, занесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия человечества. Замечание для любителей кино: события фильма Бернардо Бертолуччи «Последний император», происходящие в основном внутри Запретного города, там и снимались. Но даже его гений не смог во всей полноте передать грандиозность этого места. Общая площадь комплекса- 72 га, в нем 800 зданий и 9999 комнат. Этот великолепный ансамбль являет собой пример традиционной китайской архитектурной гармонии — величественные строения, безупречные по своей конструкции и ориентации.

Монастырь Юнхегун

Крупнейший действующий ламаистский монастырь Китая за пределами Тибета. Когда-то это была резиденция принца Юнчжэна, который, став императором, в 1744 году превратил ее в монастырь. Сейчас это самая красочная обитель в Пекине — полная цветов, фресок, танка и невероятной красоты ковров. В монастыре стоит обратить внимание на три великолепно отделанных арочных прохода, а также на пять залов, расположенных на одной линии таким образом, что каждый последующий выше предыдущего. Стили их смешанные — монгольский, тибетский и Хань. В первом зале — Локапала — находится статуя Будды Майтрейи (Грядущего), окруженная небесными хранителями. Во втором - Юнхэдян - фигуры трех Будд - прошлого, настоящего и нынешнего. В третьем - Юн-юдян — Фигуры Будды Долголетия и Будды Медицины. Четвертый зал украшает бронзовая статуя Дзонгкапы (1357- 1419), основателя «желтой секты», а фрески на стенах изображают сцены из его жизни. И, наконец, в пятом зале находится особая достопримечательность этого места- 18-ти метровая статуя Будды Майтрея, вырезанная из единого куска сандалового дерева. Статуя занесена в Книгу рекордов Гиннеса как «самая высокая статуя Будды, изготовленная из единого куска дерева».

Гора Эмей

Гора Эмей одна из четырех священных гор в китайском буддизме. К преле сти здешней природы (в охранной зоне обитает более 2 тыс. видов животных) добавляется культурный интерес к буддийскому паломничеству. Храмы горы Эмей датируются XIV в. Храм Золотой Вершины, конечная цель паломников, в последние годы был практически заново выстроен после разру шительного пожара. Тем не менее со своей высоты в 3099 м он по-прежнему потрясающе смотрится над долиной и отвесными скалами, прорезающими ок рестности, особенно в золотых лучах восходящего солнца.

Куньмин

Куньмин — столица и крупнейший город провинции Юньнань на юго-западе Китая. Название города происходит от самоназвания кочевников, жившей в этой местности в доисторические времена. Во времена китайских династий Хань и Тан они перешли к оседлому образу жизни вокруг озера Дяньчи, на котором и располагается Куньмин. Расположенный на высоте около 2км над уровнем моря, Куньмин избегает чрезмерной жары характерной летом для своих широт (он расположен южнее Каира), но сохраняет комфортную температуру зимой, что дало ему второе название «Города вечной весны». В городе имеется несколько университетов, музеев, картинных галерей. В черте города находится знаменитый бронзовый храм, построенный во времена династии Мин.

История

В связи со своим расположением на пересении караванных путей между странами Юго-Восточной Азии, Индией и Тибетом поселение на месте современного Куньмина появилось в доисторические времена. Раскопки на берегах озера Дяньчи нашли следы поселения, относящегося примерно к третьему веку до н.э., которое вероятно относилось к царству Чу, располагавшемуся в этой области. Город под названием Куньчжоу слегка к юго-востоку от современного Куньмина был основан в 109 н.э.

Династия Хань (205 до н.э. — 220 н.э.), стремившаяся получить котроль над южной ветвью Шелкового Пути, идущего через Бирму и Индию, включила в орбиту своего влияния большую часть Юньнаня, включая Куньмин, но последующие династии не могли полноценно управлять регионом, находящимся так далеко от традиционных мест проживания ханьцев.

С 765 года Куньмин был известен китайцам как Тодун, город в независимом царстве Наньчжао.

Во второй половине 13 века Кублай-хан постепенно получил контроль над всем Китаем и присоединил царство Дали, которое вскоре получило название Юньнань, а новым административным центром которого в 1276 году был выбран Куньмин. Традиционно считается, что Куньмин является городом, описанным Марко Поло, как Шиачи, в котором жители использовали морские раковины в качестве денег и ели сырое мясо.

Город развивался во времена династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911), но в результате восстаний в 1856, 1858 и 1868 году большая часть города была разрушена.

Новый импульс развитию Куньмина дало завершение строительства железной дороги из Северного Вьетнама в 1906–1910 годах. Куньмин был обозначен как город свободный для внешней торговли в 1908 и вскоре превратился в крупный центр торговли в регионе.

Важность Куньмина возросла с началом Второй мировой войны, когда в него нахлынуло большое количество беженцев из восточных районов Китая. Война также привела к эвакуации значительного количества фабрик и университетов. В результате Куньмин оказался промышленным и интеллектуальным центром независимого китайского правительства Гоминьдана.

После того как японские войска оккупировали французскую часть Индокитая в 1940 году, Куньмин оказался центром коммуникаций союзников по свежепостроенной Бирманской дороге, а также авиасообщения с Бирмой и Индией. После того, как японская армия перерезала и Бирманскую дорогу, Куньмин оставался в 1941 и 1942 году центром коммуникации по воздуху между союзниками и правительством Китая.

После 1949 года активное экономическое развития Куньмина продолжилось, хотя на него подействовали эксцессы «Большого скачка» и «Культурной Революции». Древняя городская стена Куньмина, построенная еще монголами в 14-м веке, и немногие сохранившиеся здания старого Куньмина были разрушены. Город оказался местом ссылки интеллигенции из Пекина и Шанхая, что позитивно сказалось на интеллектуальной жизни города.

Каменный Лес

Каменным Лесом (Shilin), в 120 км на юго-восток от Куньмина, называется массивное собрание серых известняковых столбов, причудливо обработанных эрозией и дождями. Высота самых высоких столбов достигает 30 м.

Согласно легенде, бессмертные боги превратили скалы в лабиринт столбов для того, чтобы дать влюбленным парочкам укромные места. Действительно, здесь бывает иногда весьма много китайских парочек.

Все это можно воспринимать как огромный альпинарий, сад камней, с редкими павильонами, тропками, прудами.

Самые оригинальные столбы получили имена Слоненок, Вечный Гриб, Буйволенок, Носорог, глядящий на луну, Меч. Особенно великолепен окружающий пейзаж ночью при лунном свете.

Каменный Лес, в основном, — местная китайская достопримечательность.

Если уйти с основного центра комплекса километра на два в сторону, можно совершать совершенно идиллические прогулки.

У входа в Каменный Лес продаются изделия племени Сани (Sani) народности И (Yi): вышивка, сумки и кошельки, национальная обувь.

В принципе, в этом Лесу можно легко заблудиться, но это-то и хорошо — просто бродить вокруг, заглянуть в этнические деревни, — все равно рано или поздно вы выйдете в цивилизацию.

Вход в основной комплекс Леса стоит 5 юаней, посещение некоторых других частей стоит 2 юаня. 24 июня здесь, в природном амфитеатре около Потайного Озера, проходит Фестиваль Факелов — национальная борьба, певческие состязания, бои быков, танцы.