Китай. Описание мест. | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Китай. Описание мест.

Храм Нефритового Будды

Храм Нефритового Будды был основан в 1882 году. Тогда некий монах по имени Хуигень из Храма Путошань в провинции Чжэцзян проделал в Индию тот немыслимый путь, что и танский монах Сюаньцзан (Легенда о последнем фантастически изображена в китайском классическом романе «Путешествие на запад»). На обратном пути он проездом был в Бирме и оттуда привез на Родину пять статуй нефритового Будды. Две из них Хуигень посвятил храму, сооруженному им в Шанхае на собранные с верующих подаяния. Так произошло название «Храм нефритового Будды». Спустя несколько десятков лет, во время войны, храм сгорел. В 1918 году было начато восстановление храма на нынешнем месте в архитектурном стиле Сунской династии, которое было завершено лишь через 10 лет. Храм нефритового Будды невелик, но монументален. В нем расположены Зал Небесных Владык, Зал Великого Мудреца, Дом Нефритового Будды, залы созерцания внутреннего бытия, залы чтения сутры и корпус келий. Все китайские буддийские храмы разделяются на три типа: храм созерцания, храм проповедования и храм соблюдения заповедей. Храм нефритового Будды относится к первому типу.

Храм открывается Залом Небесных Владык, Надо входов в зал висит доска с позолоченными иероглифами, воспевающими четырех небесных Владык: «Могущественны в защите страны и милосердны в покровительстве всем существам». В центре зала помещается статую Будды Майтрея. Вечно широкая улыбка на его лице так приветлива и заразительна, что любой посетитель, войдя в зал, сразу забывает о своих неприятностях. Парные надписи около статуи гласят: «Терпит все на белом свете нестерпимое, смеется над всеми существами смешными». Позади него, спиной к спине, стоит статуя Шканды, По буддийским преданиям, каждому небесному владыке подчиняются восемь

божеств-генералов. Их всего тридцать два при четырех владыках. Шканда служит у владыки Юга и считается первым из них. По обеим сторонам зала расположены статуи небесных владык, или четырех Ваджер. Первый слева, в белом облачении с пипой в руке — Владыка Востока, Дритараштра, хранитель страны. Стоя на страже буддизма, он охраняет все страны света и развлекает будд музыкой. Второй слева, в синем облачении, с мечом в руке — Владыка Юга, Вирудхака, проповедник милосердия и защитник буддийского учения. Первый справа, в красном облачении — Владыка Запада, Вирупакса, всевидящий. В правой руке у него скрученное шелковое полотно, напоминающее змею. Этим полотном он переводит все существа на обетованную землю. Второй справа, в зеленом облачении, с зонтом в руках — Владыка Севера, Дханада, всеслышащий. Он приносит всем существам благоденствие.

Когда Будда отправляется в поездку, он следует за ним, держа над ним раскрытый зонт. Этот зонт является и магическим оружием. При его раскрытии у противника закружится голова, а при закрытии тот будет, втянут в него, и попадет в плен. На площадке перед Залом Великого Мудреца под открытым небом стоит бронзовый треножник. Это буддийское культовое приспособление для сжигания ароматических свечей. В буддизме, как и в других религиях мира, культ имеет свои внешние формы: воскурение ароматических свечей, возложение на алтарь храмов приношений, поклонение статуям Будды и других божеств, паломничество к святым местам и прочее. Этот треножник был отлит в 1922 году, с именами спонсоров. Его высота — 4,8 м., диаметр — 1,75м. Скульптурная алтарная композиция Зала Великого Мудреца типична для всех буддийских храмов. Почти в середине зала в один ряд установлены статуи трех Будд: в центре Шакьямуни, основатель буддизма, справа Исцелитель, слева Амитабха. Высота статуй достигает 4 м., лотосового трона — 2, 42м., ореола — 7м. Шакьямуни, Сиддхарта Гаутама, жил с 565 по 485 г. до новой эры. Он происходил из царской семьи рода Гаутамы племени шакьев, обитающего в северной Индии на южной границе современного Непала. По его учению бытие — это страдания в желании. Путь, ведущий к освобождению, существует в преобразовании психики и психофизиологии личности. Освобождение или нирвана есть состояние совершенной не связанности с внешним миром и в самоуглубленности. Исцелитель управляет Восточным световым краем. Он вращает драхмы, что символизирует неустанное проповедование буддизма и избавление верующих от зол и неприятностей. Амитабха ведает Западным обетованным краем. У него в руке лотосовый трон на золотом подножии, которым он перевозит все существа в обетованный край. По обеим сторонам зала стоят, наклоняясь вперед, двадцать божеств и прислушиваются к Шакьямуни. Вызывает восхищение расположенное в задней части зала скульптурное изображение горы Сумеру, где, по преданиям, обитают буддийские боги. На переднем плане статуя Бодхисаттвы Авалокитешвара, или по-китайски — Гуаньинь. Он славится абсолютным милосердием и оказывает помощь всем, кто нуждается в ней. У него 33 ипостаси, а воплощен он в женской фигуре. По преданиям он достиг высшей святости раньше, чем Шакьямуни, но впоследствии отказался от нее ради спасения всех существ. Над головой Гуаньиня представлена отшельническая жизнь Шакьямуни в лесу. С правой стороны обезьяна кормит его персиком, с левой — олень поит его водой. С обеих сторон Гуаньиня стоят его ученики — Шудхана и внучка Царя драконов. На синем льве сидит Бодхисаттва мудрости Маньджушри. На белом слоне — Бодхисаттва справедливости Шамантабхара. Внизу 18 архатов, учеников Будды, проповедующих личное совершенствование.

В Зале лежащего Будды царит торжественная тишина. Статуя длинной в 96 сантиметров воспроизводит предсмертную позу Шакьямуни. На стенах зала висит 4 картины, изображающие жизнь Шаьямуни. первая в 29 лет Шакьямуни оставил семью и дом отца. Вторая: после семилетних скитаний, аскетических подвигов и размышлений, Шакьямуни просветлел под древом бодхи. Третья: Шакьямуни проповедует свое учение. Четвертая: в 80 лет Шакьямуни погрузился в нирвану. Рядом Зал буддийского искусства. Здесь экспонированы шедевры буддийского искусства, создаваемые в течение нескольких столетий. Резьба по камфорному дереву «Гора Сумеру» принадлежит к произведениям Цинской династии (1644–1911 гг.). История статуи Бодхисаттвы Гуаньинь из финикового дерева восходит к 15 веку или к еще более раннему периоду. Удивительным национальным колоритом отличаются ширмы с камфорными гравюрами по сюжетам романа «Путешествие на Запад».

Архитектурный ансамбль Храма завершает Дом нефритового Будды. Это двухэтажное строение одновременно служит и хранилищем сутры, которое подобает знаменитому храму. Нефритовый Будда в сидящем положении — памятник буддийской скульптуры. Превосходно его неповторимо живое, нежно-покровительственное выражение лица. Высеченная из цельной одноцветной нефритовой глыбы, статуя имеет высоту в 1,92 м. И ширину в 1,34 м. Все драгоценные камни на ней, включая крупный рубин во лбу Будды — пожертвования последователей буддизма. В шкафах вдоль стен хранятся 7240 томов буддийской литературы, в том числе сутра «Дацзанцзян», напечатанная в 1870 году. На территории Храма нефритового Будды н находится Буддийское училище. Буддизм, как одна из трех мировых религий наряду с христианством и исламом, изучается здесь основательно.

Храм Городских Богов (Чен Хуан Мьяо)

С древнейших времен в Китае божества-покровители местности пользовались большим почитанием. Такое божество почтительно именовали Князем (Ту Ди Гун) или Батюшкой (Ту Ди Фу). Над каждой отдельной территорией, деревней или элементом ландшафта властвовали духи Ту Ди (Ту Ди Шень), защищая свои угодья от природных и социальных бедствий. Аналогом Ту Ди в городских верованиях выступает Бог Городских Стен и Рвов, Чен Хуан. Являясь частью даосских религиозных представлений, Чен Хуан был объявлен небесным божеством, прибывающим на одной из высших небесных сфер, входя в «администрацию» главнейшего из богов Китая — Нефритового Императора. В круг его обязанностей, помимо защиты города и его обитателей, входило наблюдение за моральными качествами населения, поощрение за добрые и наказание за дурные поступки. В отличие от духов Ту Ди, изображения и происхождение которых абстрактны, почти каждый Городской Бог имел собственную историю. Как правило, это были обожествленные исторические персонажи. Часто Чен Хуан изображался старцем с длинной седой бородой и массивными бровями, облаченным в чиновничьи одеяния и занятым служебными делами. Представители даосской школы «Небесных наставников» совместно с городскими чиновниками определяли божественного Патрона того или иного города. Для Шанхая таким покровителем стал Цинь Юй Бо.

И, похоже, Цинь Юй Бо отлично справляется со своей работой Небесного Покровителя Шанхая, ведь население города, которое в XVIII веке составляло 50 тыс. человек, к концу XX века приблизилось к 20 миллионам!

Сад Юй Юань

Первые садово-парковые комплексы, предназначенные для отдыха и развлечений, в Китае стали создавать около 3,5 тыс. лет назад. Письменные свидетельства 5–2 веков до н.э. свидетельствуют о развитой и высокой культуре паркового искусства. К концу 15 — началу 16 веков окончательно сформировалось искусство «ветра и воды» (фэн шуй). Причудливая смесь астрологии, географии, наук о природе, архитектуры, садоводства и мистических практик была направлена на гармоничное существование человека в окружающем мире. Наука фэн шуй оказала громадное влияние на садово-парковую культуру Китая. И не случайно лучшими считаются парки, созданные в эпохи Мин и Цин.

«Не выходя из дома, погрузиться в мирный покой, забыть о городской суете и затеряться в спокойствии лесов и журчащих ручьев» — так о предназначении своего сада написал один из владельцев.

Особой элегантностью отличаются парки в нижнем течении Янцзы, среди них и Юй Юань. Парк был разбит в 1559 г. чиновником Пань для своих родителей. Сад неоднократно менял хозяев, переживал периоды разрушения и запустения. В 19 веке сад послужил штабом восстания Общества Кинжала против иностранцев и правящей династии Цин. После жестокого подавления восстания часть сада стала базаром и местом собрания гильдий ремесленников.

Восстановленный в начале 20 века, сад Юй Юань составляет 20 тыс. кв. метров. Пять декоративных стен в виде драконов делят территорию на шесть зон с живописными пейзажами. Одной из достопримечательностей является пористый камень, который был поднят со дна озера Тайху. Легенда гласит, что этот камень был обнаружен во времена династии Сун и прежде находился в коллекции императора Хуэйцзуна. Его высота составляет 5.1 м и ширина 2 м. Его многочисленные отверстия и утонченная форма созданы водой, и если к его нижней части поднести благовония, то дым струится со всех сторон камня.

Провинция Хубэй

Провинция Хубэй находится в центре Китая. Ханьцы заселили эту территорию в 1000 г. до н.э. В период Воюющих Царств здесь находилось царство Чу, известное своей древней магической культурой. К моменту правления династий Тан и Сун — одна из главных житниц страны. Из-за обилия водных ресурсов провинцию называют «Краем тысячи озер». Здесь протекают крупнейшая река Янцзы и ее главный приток — Ханьшуй. Самая длинная река Китая в переводе так и называется — Длинная (Чанцзян), ее протяженность составляет более 6300 км. Беря начало в предгорьях Тибета, река устремляется на восток, заканчивая свой путь севернее Шанхая, где, образуя устье шириной 13 км, впадает в Восточно-Китайское море. Длинная река протекает по территории 13 провинций и вместе с 700 притоками образует бассейн площадью около 2 млн. кв. км.

Административный центр провинции Хубэй — Ухань, расположенный на берегу Янцзы, — является одним из крупнейших мегаполисов Китая. Состоящий из трех городов (Угана, Ханькоу и Ханьян) — это экономический и промышленный центр региона. Уган был основан при династии Хань и стал столицей района при династии Юань. Ханькоу из небольшой деревеньки при династии Сун превратился в важную крепость-порт. Самый маленький из городов Уханя — Ханьян, основанный в 7 веке, в конце 19 века получил развитие как центр современной металлургии.

Одна из основных достопримечательностей Уханя расположена на Змеиной горе (Шэшань) — это Башня Желтого Журавля. Впервые на берегах Янцзы она появилась в III веке, затем неоднократно разрушалась и восстанавливалась. Согласно легенде здесь появляется прекрасная небожительница верхом на желтом журавле.

Гора Уданшан

Гора Удан, известная так же как Гора Великой Гармонии, расположена на северо-западе провинции Хубэй. С 72 пиками, 24 ущельями, 11 пещерами, 9 родниками и 1612-метровым пиком эти мистической красоты горы порождали и порождают множество мифов и легенд. Именно с этой горы Лю Донбин, Сун Си Мяо, Чжан Санфэн «вливали свежие ручьи в духовные воды истории даосизма».

Предания гласят, что Чжэн У в течение 42 лет медитировал в горах Удан. Родившись в семье князя страны Цзинлэго (страна Чистой Радости), мальчик не пожелал наследовать престол, а посвятил жизнь даосскому подвижничеству, поклявшись искоренить на земле всю нечисть. Спустя годы отшельнической жизни он среди белого дня поднялся в небо, где получил титул Верховного Владыки Сокровенных Небес из рук Нефритового императора.

Говоря об Уданшан нельзя не упомянуть об императоре Китая, который правил под девизом Юнлэ. После смерти основателя династии Мин (1368–1644) в Китае началась борьба за престол между Цзяньвэнем и Юнлэ. Последний победил и решил построить даосский комплекс в благодарность за милость богов и придать своему вступлению на престол мифическую окраску, заставив людей поверить, что власть императора дарована Небом. Отец Юнлэ, Чжу Юань Чжан, преклонялся перед святым Чжэньу. Взяв власть в свои руки, Юнлэ издал указ, в котором говорилось, что он стал правителем Поднебесной благодаря Чжэньу.

Строительство в горах Уданшан продолжалось 12 лет и потребовало суммы, равной 7-летнему налогу всех провинций Юго-Восточного Китая. По завершению строительства взору предстал крупнейший в стране даосский архитектурный комплекс — воплощение идеи единства божественной и императорской власти. 9 монастырей, 9 храмов, 36 скитов, 72 кумирни, множество беседок и мостиков образуют 33 архитектурных ансамбля. В 1994 архитектурный комплекс Уданских гор был внесен Юнеско в каталог Мирового Культурного наследия.

Горы Удан являются родиной одного из популярных видов борьбы — удан-цюань. Первое упоминание об уданских стилях относятся к XVI веку. Легендарный основатель уданской школы боевых искусств жил во времена династии Сун, звали его Чжан Сан Фэн.

Согласно легенде, однажды весной даос-отшельник Чжан Сань Фэн отправился в путешествие на гору Удан. Проходя мимо даосского храма Ин-ень гун («Встреча с добротой») он был очарован красотой окружающего пейзажа, решил отдохнуть на близлежащем лугу и вскоре заснул. Через какое-то время его разбудило шипение, он пошел на звук и стал свидетелем такой сцены: в траве сидела змея, свернувшись кольцами и шипя, а напротив нее свирепая крупная кошка готовилась к нападению. Змея была совершенно спокойна, а кошка скалила зубы, пучила глаза и рычала. Наконец кошка прыгнула… Змея молниеносно ушла в сторону, но успела ужалить. После нескольких неудачных бросков кошка была повержена, а змея осталась целой и невредимой.

Чжан Сань Фэн засмотрелся на этот поединок, и в его голове возник вопрос: почему мягкая змея смогла победить дикую кошку? Раньше Чжан Сань Фэн уже изучил систему Длинный Кулак и, обойдя множество мест, так и не нашел себе достойного противника, поэтому считал, что уже овладел совершенной техникой. Но после того, как он увидел «битву дракона с тигром», даос осознал, что еще не является Первым бойцом в Поднебесной и что «нет предела совершенству». Тогда он решил внимательно изучить движения змеи и стать непобедимым. Чжан Сань Фэн почувствовал, что место, где он увидел эту битву, станет удачным, и начал практиковать здесь Внутреннее Кун-фу.

Считается, что Чжан Сань Фэн получил в этом месте просветление и основал систему Внутренний Кулак. После получения просветления даос начал усердно заниматься. Существует множество легенд о его необычных тренировках и возможностях. Согласно одним, он повсюду носил на руках буйволенка — буйволенок подрастал, и руки мастера приобретали необыкновенную силу; к своим ногам он привязывал тяжелые железные грузы; железные цепи, намотанные на поясницу, наполняли силами все тело. Другие легенды гласят, что, достигнув совершенного владения своим Ци, Чжан Сань Фэн мог подниматься на верхушки деревьев, одной рукой поднимать гигантскую каменную стелу, одним ударом валить ствол дерева — всех этих вершин он достиг благодаря своим неустанным занятиям.

Стиль, основанный Чжан Сань Фэном, внешне выглядит мягким и гибким, движения извилисты и напоминают движение шелковой ткани на ветру, пластичны и легки. Но на самом деле в удан-цюань, в каждом движении скрывается сила, способность нападать и защищаться тысячами способов. Кроме того, считается, что стиль Уданский Внутренний Кулак Чжан Сань Фэна подходит не только для поддержания хорошего здоровья и самообороны, но еще излечивает болезни и останавливает возраст, омолаживает организм и улучшает внешность. Ведь по поверьям жизнь змеи очень продолжительна, а в конце своего жизненного срока змея превращается в могучего дракона. Согласно легенде, когда сам Чжан Сань Фэн стал практиковать удан-цюань, его седые волосы вновь потемнели, и он стал выглядеть как юноша. Когда об этом узнал император Юн Лы, он отправился на гору Удан, чтобы встретиться с Мастером и получить от него секрет вечной молодости. Но Чжан Сань Фэн, недолюбливающий всех чиновников, оставил лестные отзывы императора без ответа, ушел в горы и исчез. Даже после того как император построил на горе храм, назвал его Юй Чжен гун («Встреча с Истиной») и повесил в нем подобно иконе изображение Чжан Сань Фэна, даос не изменил своего мнения и стал еще строже подходить к отбору учеников. Он даже установил правило, что в каждом поколении будет только один личный ученик — старательный, бесстрастный и способный на преданность. Вот почему удан-цюань, хотя и является непревзойденной системой, не столь распространена, как популярный Шаолиньский стиль. Ведь в даосских книгах сказано: «Дао не должно передаваться всем и каждому».

Чжуаны

Второй по численности (после Хань) народ Китая — Чжуаны (около 15 млн.) — проживает на исконной родине, в провинции Гуанси. Провинция расположена в юго-западном Китае, на побережье залива Бейбу, и граничит с Вьетнамом. Историю провинции можно проследить со времен Первой Империи, ведь уже в 214 г. до н.э. армия Цин Ши Хуана завоевала территории современного Гуансдуна и Гуанси. Статус Автономного района провинция получила в 1955 году. Помимо Чжуан здесь живут и другие народы, которые в разные времена перебирались сюда, спасаясь от давления Хань с севера, — яо, мяо, дун, маонань, мулао, и, цзин и др. Эти народы, конфликтовавшие с титульной нацией хань, позволили завоевать себя только с 3-го раза. Непрерывный конфликт привел к бунтам и знаменитому восстанию Тайпинов. Изоляция продолжалась до 20-го столетия. Затем наступил бурный 20-й век: Вторая Мировая война, Война Америки с Вьетнамом, противостояние Вьетнама и Китая.

Удаленность от экономических центров, сомнительная топография и «исторические метаморфозы» не позволяли Гуанси выбраться из бедственного положения. Но именно тот факт, что прогресс не сильно коснулся этой провинции, притягивает сюда путешественников, ищущих «естественного блеска».

Парк Семи Звезд

Один из наиболее живописных городских парков Китая находится на восточной стороне реки Ли и занимает 137 гектаров (семь горных вершин напоминают созвездие Большой медведицы). Парк является старейшим туристическим центром на юго-западе Китая, уже в V веке его посещали «туристы». Здесь, на склоне горы Путо расположена самая большая и красивая пещера Семи Звезд. Она состоит из трех уровней, разница высот между уровнями составляет 8–12 метров. Пещера наполнена причудливыми сталактитами и сталагмитами, освещенными широкими полосами света.

Пещера Тростниковой Флейты

Один из наиболее экстраординарных пейзажей можно созерцать в пещере Тростниковой Флейты. Внутри пещеры расположен Кристаллический Дворец Короля-дракона, который может вместить до тысячи человек. В годы Второй Мировой войны он бывал заполнен и намного большим количеством людей, так как в те времена он использовался в качестве бомбоубежища. Название пещеры произошло от того, что когда-то у входа в пещеру росло много тростника, используемого местными жителями для изготовления флейт.

Река Ли

83-километровый участок реки Ли от Гуйлина до Яншо можно преодолеть за 6–8 часов. На берегах реки находится около 40 тысяч гор самой разнообразной формы. Конечный пункт путешествия — легендарное место Яншо. Уезд находится в верхнем течении реки Ли. Окруженный десятью горными пиками, городок Яншо напоминает лотос. Китайские поэты называют Яншо «краем вечного покоя и познания истины через красоту».

Лунный холм

Лунный холм — известная вершина с отверстием в форме луны. Пещера диаметром 11 м с разных точек обзора смотрится как луна в разных фазах. Пик Зеленого Лотоса, действительно походящий на раскрывшийся цветок, возвышается над рекой Ли. С вершины открывается равнина с поблескивающими реками, изумрудно-зелеными карстовыми пиками и маленькими деревушками.
Недалеко от Яншо находится деревня Син Пин, знаменитая архитектурой эпохи Мин и искусной резьбой по дереву. Син Пин спланирована в строгом соответствии с принципами фэн шуй. При посещении этого места появляется уникальная возможность познакомиться с бытом малых народов, проживающих здесь.

Путошан

В нескольких часах езды на катере к югу от Шанхая находится остров Путошан. Путошан — так же одна из четырех буддийских гор, что привлекает паломников-буддистов со всей Азии, по крайней мере, около тысячи лет.
«Путо» — китайский вариант произношения слова «потала» (санскрит), что обозначает «горная обитель божества». Во дворце Потала в Лхасе обитает то же божество — это Гуанинь. Существует множество легенд, объясняющих статус острова как центра культа Гуанинь, богини милосердия.

В наши дни множество людей прибывают на остров специально для того, чтобы испросить у Гуанинь покровительства или послания детей или внуков. Это одно из очаровательных мест восточного Китая — на острове нет ни автомобилей, ни столь привычных для современного Китая громадных шопинг-молов, только бесконечные перспективы морских далей, песчаных берегов и древних монастырей.

Три главных храма острова находятся в хорошем состоянии — все они были недавно отреставрированные. Пуцзи — монастырь, построенный в 1080 году (династия Сунн) и достраиваемый последующими династиями. В главном зале по обе стороны от центральной статуи Гуанинь размещены меньшие фигуры, изображающие ее различные воплощения. Кстати, далай-лама, глава буддистов тибетского толка, считается воплощением Гуанинь — Авалокитешвары. Рядом с храмом находится Пагода Множества Сокровищ, возведенная во времена династии Юань.

На южной части острова находится храм Гуанинь, не Желающей Отплывать. Именно этот храм по легенде положил начало поклонения Гуанинь. По легенде, один японский монах возвращался домой с гор Утай со статуей Гуанинь. Проплывая мимо острова, тогда заселенного даосами, его лодка внезапно остановилась. Монах воспринял это как знак того, что Гуанинь хочет остаться на этом острове.

Второй по величине монастырь — Хуэй Цзы расположен почти на вершине, откуда открываются захватывающие виды моря и окружающих островов. Рядом с храмом находятся чайные плантации и бамбуковые рощи.

Берега острова изрезаны множеством пещер, самые известные — Пещера Шума прибоя, Утреннего солнца, Буддийского прибоя.

На одном из южных мысов возвышается позолоченная 33-метровая Гуанинь Южного моря, которая видна почти отовсюду на острове. В левой руке она сжимает штурвал, символически защищая рыбаков и моряков во время шторма.