Китай. Легенды, истории и мысли | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Китай. Легенды, истории и мысли

О двух даосских религиозных течениях

Цюань чжень дао (Quan Zhen Dao) — Путь Полноты Истины или Цюань чжень цзяо — Учение о Совершенной Истине (или Абсолютной Подлинности, что одно и то же) — одно из двух религиозных течений в даосизме, путь совершенствования человеческой природы. 

В XII в. произошел раскол религиозного даосизма на две школы: северную и южную. Северная школа называлась «цюань-чжэньцзяо» («учение абсолютной истины»). южная — «чжэнъицзяо» («учение подлинного единства»). Северная школа, в свою очередь, состояла из двух основных направлений: северного направления «цюаньчжэньцзяо», основанного патриархом Ван Чжэ, называемого также учителем Чунъян (жил во времена сунского императора Хуэйцзуна, правившего в 1101–1125 гг.) и южной ветви «цюаньчжэньцзяо», основанной патриархом Лю Хайчанем, учеником Люй Чуньяна. 

Северная школа «цюаньчжэньцзяо» придавала одинаковое значение совершенствованию собственной природы человека и употреблению различных внешних средств, предлагаемых магами. При этом предпочтение отдавалось совершенствованию своей природы, использованию своих собственных внутренних средств и ресурств. Последователи этой школы — обычно монахи, жившие в монастырях или обителях, вели уединенную жизнь, соблюдали целибат, были вегетарианцами, не пили вина. Учение передавалось не по наследству, как в южной школе, а от учителя ученику. 

Заключалось оно в наставлениях по части медитации, дыхательной и двигательной гимнастики. 

Южная школа «чжэнъицзяо» называлась еще «тяньшидао» — «путь небесного наставника». Патриарх ее Чжан Цзунъянь в 1276 г. получил от юаньского императора Ши-цзу официальный титул тридцать шестого Небесного наставника. 

Последователи южной школы («чжэнъицзяо») веровали в судьбу, пытались узнать ее при помощи различных гаданий и повлиять на нее, пользуясь талисманами, амулетами, заклинаниями, молитвами. Они жили в миру, обзаводились женами и детьми. Посты соблюдали лишь в определенные дни. Эта школа развивала преимущественно ту часть даосизма, которая шла от древних магов, колдунов, шаманов. Она не придавала большого значения собственной природе человека, ее совершенствованию, а полагалась на внешние средства, на помощь магов (фанши). 

С течением времени грань между южной и северной школами исчезала, представления и практика одной школы проникали в представления и практику другой. Южная школа вовсе не отворачивалась от способов самосовершенствования, свойственных северной, а северная не чуралась талисманов и заклинаний. Отшельники, занятые поисками бессмертия, жили и на юге. А на севере постоянно и повсеместно встречались гадатели и прорицатели, маги и волшебники. 

Поиски бессмертия — своими собственными силами, или обращаясь к помощи магов и заклинаний, — это центральное, главное положение религиозного даосизма, важнейшая его составная часть. Ближайшая цель даосов заключалась в избавлении от недугов, продлении жизни, омоложении.

О людях, обретших Дао

Это удивительная история о Ли Чжендуо — женщине, которая культивировала Дао и обрела его внутри себя. Говорят, что она обладала сверхспособностями, жила несколько сотен лет и никогда не старела. Ли Чжендуо была младшей сестрой Ли Туо, одного бессмертного, который практиковал на пике Лон Цяо, что располагался в горах Цзинь Тан, в западном Шу (сейчас — провинция Сычуань). Жители Сычуани видели Ли Туо в течение многих династий и спустя сотни лет дали ему имя Ли Бабай (бабай — означает восемьсот). 

Про Ли Чжендуо говорили, что она уже родилась с поддержкой бессмертных. С самого детства привлекали ее методы взращивания духа, она следовала за своим братом в этой дисциплине и весьма преуспела. Недалеко от горы Фу, в Миан Чжу до сих пор сохранилось историческое место, где она культивировала Дао, теперь оно называется место Преображения Чжендуо. Ли Бабай научил ее важной формуле взращивания духа и энергии, известной как Чао Юань Мо Чжен. Следуя этой формуле, Ли Чжендуо жила и практиковала несколько сот лет и затем стала появляться среди людей как двадцатилетняя девушка. Ее дух светился в глазах, а движения были полны грации и одновременно торжественности. Сила и твердость ее духа делали ее похожей на героическую личность и настолько отличали ее от пугливых девушек такого же возраста, что люди иногда опасались смотреть ей в глаза. 

Чуть позже к ней явились двое таких знаменитых бессмертных, как Тай Шан Лао Цзун и Сюань Гу Сан Ши — чтобы вести ее и направлять в дальнейшем развитии. Именно они научили ее левитировать. На глазах у брата Ли Чжендуо просто напросто взмыла в небеса при ясном свете дня. 

В Китае недалеко от гор Фу есть водоем, чьи воды всегда имеют красноватый цвет — он также носит название «Преображения Чжендуо», поскольку красный считался основным цветом эликсира, что делал адептов Дао бессмертными. 

Восемь бессмертных

Легенды о Восьми Бессмертных известны и популярны по всему Китаю. Некогда все они были обычными людьми, а затем стали божествами. С каждым из них связано множество забавных историй и интересных приключений, немало способствовавших популяризации даосизма в народе. В них честь воздвигали храмы и учреждали культы. 

Чжан Голао — божество-покровитель молодоженов. Ездил задом наперед на волшебном муле, который мог проходить 10 тыс. 
ли в день. Во время остановок он складывал своего мула, словно тот был из бумаги, и клал его в бамбуковую трубочку. При необходимости доставал его, сбрызгивал водой 
и опять отправлялся на нем в путь. 

Люй Дун-бинь (Люй Янь) — ученик Чжуанли Цюаня, изображается с мечом. Его рождение сопровождалось знамением. Он очень быстро рос и обладал н е о б ы ч а й н ы м и способностями. После обретения бессмертия стал использовать u1078 журавля для полетов и употреблять вино вместо еды. Был официально канонизирован в 1111 году. 

Хэ Сяньгу — символ чистоты и покровительница домашнего очага. Часто изображается с цветком лотоса. Ученица Люй Дун-биня, который дал ей однажды волшебный персик, 
позволяющий обходиться долгое время без еды и питья. Девушка могла летать на облаках и предсказывать судьбы. 

Хань Сянцзы — покровитель садовников. Рано увлекшись алхимией, он стал преданным учеником Чжунли Цюаня и Люй Дун-биня. Однажды, пытаясь взобраться на 
священное дерево, упал и разбился, но в тот же момент превратился в бессмертного. 

Чжунли Цюань (Хань Чжунли) — старейший из восьми бессмертных. 
Он был успешным полководцем, но, познав однажды поражение, ушел в горы, где получил небесное благословение и обрел бессмертие. Изображается с веером, 
который способен оживлять умерших и отпугивать злых духов. 

Ли Тегуай (Ли «Железный посох») — хромой врачеватель, всегда носит 
с собой снадобья в тыкве- горлянке. Покровитель магов и лекарей. 
Ли Тегуай любим в народе, с его именем связано множество легенд, из которых наиболее интересна одна, рассказывающая как он получил свою странную внешность. 

Лань Цайхэ — женоподобный юноша, покровитель музыкантов. Изображается с корзиной с хризантемами и бамбуком. Он всегда оставался молодым, употреблял очень много алкоголя (и напоил всех бессмертных), после чего сочинял стихи и пел 
песни. Делал много добра для бедняков. 

Цао Гоцзю — покровитель актеров, изображается с нефритовыми трещотками. Был младшим братом одной из императриц и жил при дворе. Затем ушел в горы и стал отшельником. 
Повстречав однажды Люй Дун-биня, стал его учеником.