Камбоджа. Мифы и легенды. | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Камбоджа. Мифы и легенды.

Миф о возникновении Камбоджи

Индийский царь, разгневанный на своего сына Тонга, прогнал его за пределы страны. Долго скитался молодой принц, пока не оказался на острове Кох Тлок, где он встретил очаровательную девушку Сома, дочь царя Нага — змея, обитающего на дне морском. Они полюбили друг друга, и отец Сомы — Нага — признал их женихом и невестой и в знак расположения выпил всю воду залива, среди которого возвышался остров, построил город и дал новому царству имя Камбоджа.

Такова легенда. Но рассказывает она не столько о происхождении страны, сколько о том, на чем основывалось былое могущество. Нага — это Меконг. Выпитая вода — это осушенные земли после строительства плотин и дамб. На самом деле Меконг не «выпил» воду, а годами наносил ил и отодвигал море.

Ангкор: город храмов и тайн

История

Юго-Восточной Азии до 2 в. н.э. остается белым пятном в науке.

Самые ранние тексты, на санскрите, были найдены на Западной Яве, Восточном Калимантане, на севере Малайи и в Камбодже. Эти надписи выполнены древним алфавитом времен Паллавов. Сведения о хронологии и кровных связях Паллавов крайне противоречивы. Много споров ведётся об их этнической принадлежности. Предполагают, что дравиды входили в состав древнего (доарийского) населения.

Затем, на территории южного Индокитая сложилось могущественное кхмерское государство, столицей которого Кхмерская народность сложилась в начале нашей эры в процессе консолидации многочисленных кхмерских племён, вероятно исконных жителей Южного Индокитая, с соседними индонезийскими племенами, при влиянии более высокой культуры соседних стран, особенно Индии. В этот процесс не были вовлечены племена кхмеров горных, обитавшие в труднодоступных местностях.

В антропологическом отношении кхмеры принадлежат к южным монголоидам, но обладают некоторыми веддоавстралоидными чертами, особенно сильно выраженными у горных кхмеров.

Именно кхмеры построили Ангкор Ват — гигантский храмовый комплекс в Камбодже. Ангкор Ват занимает площадь в 2 км, являясь самым крупным культовым сооружением на Земле. Построен во времена короля Сурьявармана II (1112–1152).

Что произошло потом неизвестно. Великий город был покинут и затерян на века.
Только 22 января 1861 года Ангкор Ват был обнаружен французским путешественником Анри Муо. В 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1992 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО.

Жителями Ангкора были кхмеры, исповедовавшие одно из направлений индуизма, принесенного в Юго-Восточную Азию индийскими купцами в I веке н.э. Ученые до сих пор недоумевают по поводу отсутствия каких-либо доказательств существования городов или поселков на этой территории вплоть до VII века н.э., хотя к 1000 году до н.э. она уже была густо заселена и технически развита. После этой даты наступает настоящий расцвет кхмерской цивилизации.

Ангкор — это высшее проявление гения народа, оставившего потомкам изумительные произведения искусства и архитектуры, которыми будут восхищаться еще многие поколения людей.

Кхмерские документы были написаны на недолговечных материалах — на пальмовых листьях и коже животных, поэтому со временем они рассыпались в прах. Вот почему, чтобы собрать сведения об истории города, археологи обратили внимание на высеченные в камне надписи, их насчитывается более тысячи. Большинство из них сделаны на кхмерском языке и на санскрите. Именно из этих надписей удалось узнать, что основоположником кхмерской государственности был Джайявар-ман II, освободивший свой народ от власти яванцев в начале IX века. Он поклонялся Шиве и основал культ правителя-бога. Благодаря этому его земная власть была подкреплена созидательной энергией Шивы.

Город Ангкор («ангкор» по-кхмерски и означает «город») стал гигантским мегаполисом, размером с современный Манхэттен. Зданием, намного превосходящим красотой другие, был Ангкор Ват, построенный Сурь-яварманом II в начале XI века. Ангкор Ват представлял собой и храм, и усыпальницу и был посвящен индуистскому богу Вишну. Он занимал территорию около 2,5 км2 и, очевидно, был крупнейшей из когда-либо построенных религиозных святынь. Башни храма высоко поднимались над зарослями джунглей.

Ангкор был процветающим городом. Плодородная почва давала три урожая риса в год, озеро Тонлесап изобиловало рыбой, а густые леса — тиковой и другой древесиной, необходимой для настила полов в храмах и строительства галерей. Столь большие запасы пищи и строительных материалов делают еще более непонятными причины упадка Ангкора. Почему этот некогда великолепный город превратился в заброшенные развалины?

Для объяснения этого феномена были выдвинуты три теории. Согласно первой, после разграбления Ангкора, учиненного в 1171 году воинственными соседями кхмеров чамами, Джайяварман VII потерял веру в защитную силу индуистских богов. Кхмеры стали исповедовать одну из форм буддизма, отрицающую насилие и провозглашающую пацифистские принципы. Смена религии привела к тому, что напавшее на Ангкор тайское войско в 1431 году встретило слабое сопротивление.

Вторая, более фантастическая версия восходит к буддийской легенде. Кхмерский император был так оскорблен сыном одного из жрецов, что приказал утопить мальчика в водах озера Тонлесап. В ответ разгневанный бог вывел озеро из берегов и сокрушил Ангкор.

Третья гипотеза говорит о том, что цивилизация кхмеров, также как и цивилизации майя и инков, обретя высокий уровень развития трансформировалась в другие, более тонкие миры.