Индия,Шри-Ланка. Описание мест | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Индия,Шри-Ланка. Описание мест

Южная Индия

Южноиндийские штаты — Андра Прадеш, Тамил Наду, Керала и Карнатака — имеют свою специфику, отличающую их от других индийских штатов.

Обусловлено это и разной историей, и разной культурой, и даже разным цветом кожи (индийцы на юге Индии существенно темнее).

В целом Южная Индия — очень гостеприимное и комфортабельное для туристов и паломников место. С другой стороны, там очень жарко, что представляется существенной проблемой для жителей России.

Южная Индия, являющаяся сердцем древней Дравидийской культуры, существенно больше связана с религией, чем вся остальная часть Индии. Люди здесь более набожны, а храмы являются основной любого города.

Мы, конечно, не ставим задачу рассказать об этих штатах всё — да это и невозможно. Но

какое-то представление вы, надеемся, сможете получить, прочитав следующие материалы:

Южно-индийские храмы

Храмы в Южной Индии построены совсем по другим канонам, нежели в других частях Индии.

Архитектура

Основа храма — святилище, в котором находится статуя Бога или сваямбху (часто — Лингам. В святилище допускаются только брамины и паломники, воспользовавшиеся привилегией платного даршана. Напротив святыни — коридор для прочих паломников. Внутри здания находится множество колонн.

Храмовый комплекс, как правило состоит из нескольких зданий, их окружает стена с колоннами. Таким образом территория храма может быть огромной.

На самих башнях и зданиях изображены боги, их орудия и вакханы:

Внутри храма

В храме находится одна большая колонна, которая символизирует Кундалини — энергию, позволяющую человеку получить связь со Всевышним.

Внутри храма — своя жизнь. Можно покататься на слоне, к примеру, а можно просто тихо посидеть на травке.

В храмах регулярно проводятся аарти и пуджи. В этом время лучше держаться от них подальше — приходит очень много людей, могут банально затолкать.

Индийские храмы на юге Индии таковы, что там можно находится часами — настолько мирная там атмосфера.

Чтобы хоть как-то себя занять то время, когда просто так не сидится, можно покормить животных (обезьян, слонов, реже — козлов и собак).
Важно!

Южные индийцы — люди набожные. Поэтому не любят иностранцев в шортах, черных очках и фотоаппаратах, разгуливающих по храмам, как по курортам.

Само собой, фотография внутри храма требует специального разрешения.

Кроме того, в значительное число храмов белых людей просто не пускают. В таких храмах висит табличка «Only for hindu».

Иногда, как, например, в Рамешвараме, достаточно просто сказать
«я — хинду», чтобы вас пропустили внутрь, в святилище.
А в храме Минакши в Мадурае вас просто выгонит полиция, если вы станете спорить с охранниками, доказывая, что вы хинду.

При этом на территорию храма вход разрешен всем, нельзя лишь пройти к святилищу.

Часы работы

В силу того, что на юге Индии очень жарко, храмы работают с 4.30 до 11.00 и с 16.30 до 21.00.

Ченнай (Мадрас)

Ченнай (до 1996 г. — Мадрас; англ. Chennai) — город на юге Индии, административный центр штата Тамилнад. Четвёртый по величине город страны (после Калькутты, Дели, Мумбаи), 41-я по величине в мире городская агломерация. Основан в 1639 г. на Коромандельском береге (юго-восточное побережье Индии, омываемое водами Бенгальского залива).

Старое название города происходит от местечка Мадраспатнам, выбранного британской Ост-Индской компанией при основании торговой колонии. Другой населённый пункт, Ченнапатнам, располагался несколько южнее; позднее, когда поселения слились, британцы предпочли название «Мадрас». В 1996 г. город был переименован в Ченнаи, поскольку правящая националистическая Бхаратия Джаната Парти считала, что название «Мадрас» имеет португальское происхождение (хотя эта гипотеза и не является общепринятой).

История

Окрестности Ченнаи с 1 в. н. э. входили в состав тамильских королевств Паллава, Чола, Пандия, Виджайянагар. Город Милапур, входящий в состав Большого Ченнаи, когда-то был крупнейшим портом королевства Паллава.

Считается, что святой Фома проповедовал в этих местах в 52–70гг. н. э. В XVI в. прибывшие в Индию португальцы основали здесь порт Сан-Томе, позднее территория отошла к голландцам, построившим укрепления в Пуликате, к северу от современного Ченнаи. Наконец, в 1639 г. британская Ост-Индская компания основала поселение возле Мадраспатнама, а в следующем году был возведён форт Сент-Джордж, ставший впоследствии ядром, вокруг которого разросся колониальный город. В 1746 г. город был захвачен французским генералом Бурдонне, губернатором Маврикия. В 1749 г. Мадрас был возвращён Великобритании согласно заключённому англо-французскому соглашению, после чего форт был значительно укреплён для защиты от французов и майсурского султана.

Махабалипурам

Махабалипурам — город на Коромандельском берегу в индийском штате Тамил Наду, в 60 км к югу от Ченнаи. Нас. 12 тыс. жит. (2001).

Город возник в VII веке н. э. как главный порт царства Паллава под названием Мамаллапурам (вероятно, назван в честь одного из царей). С эпохи Паллавов (VII-IX вв.) сохранились разнообразные памятники монументальной скульптуры и зодчества, вырубленные в монолитных скалах и насыщенные буддистскими мотивами:

• прибрежный храм — смыт в море во время великого цунами 2004 года, впоследствии восстановлен;
• небольшой скальный храм Вараха;
• гигантские рельефы со сценами покаяния Арджуны и сошествия с неба Ганга;
• храм Панча Рата — пять исполинских каменных колесниц, которые наречены именами пандавов.

Все эти памятники входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С XVIII в. в литературе появлялись сообщения о том, что значительная часть древнего Мамаллапурама ныне находится под водой. Во время упомянутого цунами отходящая волна открыла двухметровые каменные фигуры и прочие развалины неизвестного ранее храмового комплекса эпохи Паллавов.

Канчипурам

Канчипурам или просто Канчи — древний религиозный и культурный центр Южной Индии, прозванный «городом тысячи гопур». На самом деле в современном Канчи 108 шиваистских и 18 вайшнавистских храмов.

Время основания Канчипурама теряется во тьме веков. О древнем Канчипураме восторженно отзывались ещё Калидаса и Сюаньцзан. На протяжении полутора тысячелетий Канчипурам служил столицей тамильских династий Паллавов и Чола. Он был крупнейшим центром буддистской и джайнистской учёности. Считается, что именно в Канчи получили образование Бодхидхарма и Рамануджа.

В XVII веке город разоряли Маратхи и Великие Моголы. В XVIII веке его трижды брали англичане и французы. В настоящее время Канчипурам причисляют к семи священным городам индуизма, что привлекает в него множество паломников со всех уголков Индии.

Канчипурам — один из семи сакральных и древнейших и городов Индии и на юге считается самым священным. Из этих семи городов три целиком посвящены Вишну, три — Шиве, а Канчи — им обоим. Место, где располагается город, известно с древнейших времён. В частности, оно упоминается в «Махабхасья», произведении, написанном Патанджали ещё во 2 в. до н.э. Говорят, что город получил своё название от того, что бог Вишну поклонялся («анчи») богу Брахме («Ка»), «пурам» же означает «город», отсюда — название «Канчипурам». В 7–8 в.в. годах здесь находилась столица государства Паллавов.

Канчипурам часто называют «городом золотых куполов и тысячи храмов». Находясь в 70 км к юго-западу от Ченная, Канчипурам является одним из главных центров паломничества, особенно в период храмовых фестивалей, которые проходят с января по май. Здесь до сих пор находится резиденция главы ордена Шакарачарья, а также центр ведической астрологии, где предсказания осуществляют на пальмовых листьях.

Канчипурам известен и как «город шелка». Здесь работает множество фабрик и мастерских, где ткут шелк и вышивают сказочно красивые сари. В отличие от Варанаси, где преобладает машинное ткачество, Канчипурам славится шелковыми изделиями ручной работы.

Этот город храмов имеет два ярко выраженных района — Шиваканчи (северная часть) и Вишнуканчи (восточная окраина города). В южной части, на другой стороне реки, находится комплекс джайнских храмов.

Пондичери

О Пондичери говорят как о нетипичном индийском городке. Бывшая французская колония, и в настоящее время здесь проживает несколько тысяч французов. Бутики и здания по проекту французских архитекторов, а приморская набережная напоминает европейский городок с множеством кафе и аккуратными постройками.
Основной поток туристов привлекает расположенный здесь Ашрам Шри Ауробиндо и расположенный поблизости экспериментальный город Ауровиль.

В планировке центра города присутствует не характерная для востока прямота улиц. Они пересекаются точно под прямыми углами, образуя ровные квадраты и прямоугольники кварталов. Сохранены названия улиц и госучреждений на французском языке. Полицейские носят очень похожую на французскую форму с круглым картузом, действует католический костел, в школах учат французский язык.

В центре этого объединения культур и религий и находится Ашрам Шри Ауробиндо.
Здание ашрама, основанного еще в 1926 году — это дом где жили Ауробиндо и Мать. Там же находится их самадхи (могила). Несмотря на глобальность учения Ауробиндо, все в ашраме просто и практично.
Последователи и люди просто разделяющие учение Ауробиндо приезжают в ашрам со всего мира, чтобы выразить свое уважение Учителю, прикоснуться к Учению пообщаться и принять участие в группах и медитациях.

Здесь нет никакой помпезности и «культа личности» как например у Саи Бабы. Здесь собираются освободившиеся от многих стереотипов, самостоятельно ищущие люди. Все немногословны и сконцентрированы. В Ашрам в течение всего дня заходят люди, приносят живые цветы и кладут их к самадхи. Останавливаются кто на мгновение, кто на часы для медитации и размышления, здесь работает библиотека.

Ашрам Шри Ауробиндо — один из немногих ашрамов, благоразумно расположенный на берегу океана. В самом Пондичери (который многие ласково называют Понди) набережная для купания не приспособлена. Выехав же за город в направлении Ауровиля можно найти пляжи. Пожалуй, ничто так не способствует интеграции как купание в мировом океане.

Ашрам Шри Ауробиндо

Ашрам Шри Ауробиндо был создан Шри Ауробиндо и Матерью в конце 1926 года как первый прообраз будущего духовного сообщества и как экспериментальная лаборатория эволюции. В отличие от обычных ашрамов-монастырей, где послушники, удаляясь от мира, ищут саморастворения в безличном Духе, Ашрам Шри Ауробиндо организовывался как модель духовного преобразования мира, с целью трансформации различных типов человеческой природы, представленных учениками Ашрама. При этом духовное совершенство учеников рассматривалось как не более чем первый шаг; за ним должно было последовать совершенство их низшей природы и даже физического тела. Их преобразование оказывало трансформирующее воздействие на соответствующий универсальный тип человеческой природы. Таким образом, через это сообщество, которое состояло из типических характеров, представляющих все человечество, Шри Ауробиндо и Мать воздействовали на все человечество.

Ашрам постоянно рос и развивался: в 1926 году в него входило 24 ученика, к 1929 году их число увеличилось до 80–85, а в 1938 — до 200. В 1942 году число обитателей Ашрама возросло до 350, а в 1952-м — до 800 человек.

В 1962 году их было уже более 1200, в 1964-м — 1300–1400. В июне 1967 года в Ашраме насчитывалось уже 1426 человек, а в начале 1973-го — 1600.

В настоящее время Ашрам представляет собой сообщество, насчитывающее около 2000 человек. Это огромная разветвленная организация, включающая в себя множество отделений и служб, в числе которых строительная и транспортная службы, различные мастерские, хлебопекарня, прачечная, пошивочный цех, кухня и столовая, аптека, амбулаторная служба, имеющая хирургическое отделение, клиническую и рентгенографическую лаборатории, садоводческое и фермерское хозяйство, типография, библиотеки, читальные залы, крупный образовательный центр, имеющий множество отделений, в том числе музыкальное, художественное и танцевальное, многочисленные спортивные сооружения: стадионы, спортплощадки, спортзалы, бассейны.

Сообщество продолжает следовать идеалу, выдвинутому Шри Ауробиндо и Матерью, пытаясь воплотить их видение божественной жизни на Земле.

Один из посетителей Ашрама был поражен духовной атмосферой этого места; он был очарован чистотой и аккуратностью повсюду, куда ни падал его взор.

Успокаивающие и радующие глаз цветы, рассаженные с удивительной заботой по всему Ашраму и на Самадхи; ангельские лица детей, возникавшие как бы ниоткуда, застывавшие на мгновение в молчании около Самадхи и снова исчезающие в никуда; звонкие переливы смеха юношей и девушек, входящих и выходящих из строений Ашрама; спокойная целесообразность и порядок, с которым и молодые и старые занимались многочисленными делами Ашрама, — все это находило счастливый и гармоничный отклик в уме и сердце посетителя.

Он изумлялся тому, что можно так эффективно управлять организацией, насчитывающей почти 3000 мужчин, женщин и детей различных возрастов и характеров, пришедших сюда с самым различным жизненным опытом, из разных стран, тогда как далеко не каждый умеет справиться даже с небольшим хозяйством. Как удалось, задавался вопросом посетитель, сохранить неизменную преданность и согласованное сотрудничество столь громадной организации, особенно в современных условиях, когда повсюду проявляется стремление к разрушению и распаду?

Коротко ему можно было бы ответить так: подобное возможно, поскольку Мать не просто прекрасный организатор и созидатель, не просто великий духовный наставник, не просто спиритуалист-практик, который на духовных высотах задумывает то, что затем реализует на физическом плане, подавая пример всем, кого ведет за собой от тьмы к свету; Мать больше, чем все это вместе взятое, она — само воплощение ЛЮБВИ. Именно божественная Любовь Матери объединяет обитателей Ашрама, словно связывая всех воедино невидимыми нитями. Кто и что сможет противостоять любви, к тому же Любви Божественной? Таким образом, рост и развитие Ашрама и его обитателей можно понять и оценить только в контексте возвышенной Любви, Сострадания и Милости Матери. Там, где изливается Любовь, нет места принуждению, давлению, жестким установкам или ограничениям, четким предписаниям относительно того, что можно и чего нельзя.

«Именно это я имела в виду, — признавалась Мать, — когда говорила, что если в управлении Ашрама можно обходиться без строгих правил, то я со своей стороны не буду их устанавливать. Поэтому я всегда была против введения всяких правил, за исключением самых элементарных общих правил поведения и общежития». И далее: «Я верю больше в силу воздействия общей атмосферы и в силу примера, чем в суровое обучение. Я более полагаюсь на то, что пробуждается в человеке под воздействием личного контакта, а не дисциплинарной меры воздействия. Возможно, в человеке подспудно что-то зреет и подготавливается, чтобы однажды вдруг вырваться наружу и проявиться».

Ауровиль

Ауровиль — это место на юге Индии, где вот уже более тридцати восьми лет люди со всего мира, количество которых постоянно увеличивается, спокойно и старательно строят новый город, новый образ жизни, новый способ бытия. Здесь осуществляются попытки принести благо каждому человеку.

«Человек — это не завершение, но всего лишь переходное существо. Эволюция еще не закончилась; разум — это не последнее слово Природы, разумное животное не есть вершина Ее творения», — говорит Шри Ауробиндо: «Существует нечто такое, чем он пока еще не стал, но чем он должен быть; он постоянно стремится к чему-то, что пока еще не реализовано; вся его жизнь, вся его природа это только подготовка, стремление Природы к тому, что находится за его пределами».

Ауровиль должен стать главным проводником этого эволюционного движения, и, фактически, платформой будущей трансформации.

Утверждение на земле

С момента основания Ауровиля в 1968 году и по сей день широта и величие цели, которую поставил перед собой этот город, привлекают к нему людей со всего мира. Ауровиль сегодня — это хорошо утвердившийся проект города, нашедшего свои способы сотрудничества с окружающими деревнями, с индийскими властями, с многочисленными неправительственными организациями всего мира.

Но реально эксперимент только начинается…

Сохраняя видение

В настоящее время около 2000 жителей города, приехавших из 35 стран мира, осознают, что они, возможно, еще не способны жить в соответствии с высокими целями, стоящими перед Ауровилем. Тем не менее, сохраняя видение Идеала в своих умах и сердцах, в своих внутренних созерцаниях, они направляют собственную энергию на решение тех задач, которые могут реально быть разрешены ими.

Проблемы

Серьезные задачи, решаемые здесь, являются отражениями тех проблем, с которыми ежедневно сталкивается множество людей на земле. В Ауровиле стараются все делать по-новому, стараются подходить к жизни более сознательным образом.

В частности, Ауровиль сталкивается с такими серьезными затруднениями, как:

— планирование строительства города, придание ему нужных очертаний, соответствия идеальному обществу будущего;
— предоставление возможности местному населению ауровильского био-региона развиваться вместе с городом соответствующим образом;
— создание такой системы детского образования, в которой они не теряли бы глубокого осознания самих себя;
— организация коллективной жизнь при отсутствии авторитарных структур;
— проявление красоты во всем многообразии жизни;
— сознательное, мудрое и справедливое управление доступными ресурсами;
— лечение, пробуждающее целительные энергии;
— утверждение истинных отношений к земле;
— выражение средствами искусства вновь обнаруженных реалий внутреннего мира.

Главный вызов

В основе всех проблем лежит главная проблема — создание действительно живого человеческого единства.

Самим своим выбором жить здесь ауровильцы согласились способствовать созданию «всемирного города, в котором мужчины и женщины всех стран будут иметь возможность жить в мире и растущей гармонии, выше всех верований, выше всякой политики и вне национальных различий». Они осознают, что «целью Ауровиля является реализация человеческого единства», которая будет способствовать развитию всего человеческого вида в целом.

Анурадхапура

Анурадхапура заняла выдающееся положение с приходом буддизма на остров, после чего здесь было построено много значительных зданий и монастырей.

Три величайшие монастыря Шри-Ланки — Махавихара, Абхаягири и Джетавана — находились в Анурадхапуре. Посетители, в основном, увидят руины этих монастырей и других строений, относящихся к ним. Остальные древние постройки не сохранились.

В 1820 году английский охотник обнаружил в джунглях Шри-Ланки руины этого огромного города, о существовании которого говорилось в старинных книгах буддистских монахов. В начале 20 столетия начались первые серьезные археологические раскопки, которые продолжаются и в наше время. Археологи подтверждают, что первые поселения человека в районе Анурадхапуры относятся к V веку до нашей эры. Город был назван в честь звезды в созвездии Скорпиона — Анурадха, что означает «свет». В период своего расцвета город занимал площадь 52 кв. км, а население составляло несколько десятков тысяч человек. В хорошо спланированном городе 2-х этажные дома были обычным явлением, а так же водопровод (I в н. э.), дороги и мосты, дворцы, монастыри, храмы, ступы, больницы и кладбище. Анурадхапура оставалась столицей сингальского государства в течение 1400 лет. Но постоянные интервенции государств южной Индии привели к тому, что город был разрушен и сожжен в 993 г, а политический центр острова был перенесён на юго-восток, в город Полоннаруву. В конце концов, Анурадхапура оказалась заброшенной к 11 веку н.э. и почти на тысячу лет её поглотили джунгли.

Анурадхапура это не только древняя столица, но и святой город.

Руванвелисея — Великая Ступа (Маха Ступа)

Великую Ступу начали строить при Дуттагамани, после того, как он стал королём в 161 до н.э. Это был самый амбициозный замысел короля и, по преданию, архитектор создал свод ступы таким образом, чтобы он напоминал каплю молока. К сожалению, король не дожил до завершения ступы.

Когда ступу окончательно достроили, она стала одним из чудес древнего мира, с диаметром 90 метров в основании и высотой 91 метр. Территория, на которой расположена ступа, окружена четырьмя стенами, украшенными рельефными фигурками слонов. Считается, что реликвии Будды заложены в ступу. Также, Руванвелисея строилась с желанием воплотить идеи учения Будды в её формы. Её свод символизирует необъятность учения, четырёхгранник на своде ступы изображает четыре благородные истины, концентрические круги на остроконечной башенке, расположенной ещё выше, обозначают восьмеричный святой путь. И, наконец, огромный кристалл на самой вершине остроконечной башенки символизирует окончательную цель учения — просветление.

Шри Маха Бодхи

Когда несколько женщин захотели стать монахинями вскоре после обращения в буддизм короля Деванампия Тиссы и королевской семьи, Сангамитта, сестра Достопочтенного Махинды, приехала на остров, чтобы основать женскую сангху. Она привезла с собой отросток священного дерева Шри Маха Бодхи из Индии. Маха Бодхи (Дерево Бо) — дерево, медитируя под которым около селения Гая (ныне Бодхгая в Индии), в ночь майского полнолуния 589 года до н. э., Бодхисаттва Сиддхаpтха Гаутама становится Буддой (в возрасте 36 лет). Дерево Маха Бодхи — один из самых святых объектов поклонения для миллионов буддистов во всем мире. Так как первоначального дерева в Индии более не существует (оно погибло от старости), то дерево Шри Маха Бодхи в Анурадхапуре самое старое, исторически документированное дерево на Земле, которому XXIII века.

Отросток был посажен в 288 году до н.э. в Шри Маха Бодхи, или в храме Маха Бодхи, и считается, что это дерево — древнейшее из посаженных в мире деревьев. Это наиболее священная и почитаемая реликвия в Шри-Ланке.

Бронзовый Дворец

Бронзовый Дворец, или Лохападаса, был впервые построен королём Деванампия Тисой в 3 веке до н.э. Позже король Дуттагамани перестроил это здание и отдал его монахам монастыря Махавихара. Одна сторона здания была 120 метров высотой, всего в нём было 9 этажей и 1000 комнат.

Дворец назван Бронзовым, так как его крышу вначале покрывали пластины из позолоченной бронзы. Будучи в основном деревянным, дворец несколько раз сгорал и в последний раз был перестроен королём Паракрамабаху I в 12 веке н.э. В целом, 1600 каменных колонн поддерживали конструкцию, и большая часть из них до сих пор сохранилась.

Тупарама

Это была первая ступа такого размаха, построенная в ходе установления буддизма в Шри-Ланке. Построил её король Деванампия Тисса и считается, что в ней заложена ключица Будды. Ступу несколько раз разрушали в ходе войн и, хотя изначально она была создана в форме груды риса, затем её перестроили в 1862 году в форме колокола. Восьмиугольные колонны ранее поддерживали свод, простиравшийся над ступой.

Павильон Махасены

Эта достопримечательность известна своим прекрасным лунным камнем, самым
красивым и лучше всего сохранившимся в Шри-Ланке. Лунные камни чаще всего находятся у входа или на вершине лестниц, ведущих в храмы и другие важные буддийские здания. Они являются одним из ярких примеров произведений древнего сингальского искусства. Переход через лунный камень в храм символизирует переход от земной стези на путь просветления.

В этом прекрасном экземпляре лунного камня самое крайнее от центра кольцо лепестков обозначает страсти земного существования, а слон, лев, лошадь и буйвол символизируют рождение, болезни, угасание и смерть. В смежном с этим кольце переплетение листьев и цветов обозначает страсть и жажду, а в следующем кольце гусь символизирует тех, кто отказался от своих земных привязанностей. Следующее кольцо листьев и цветов указывает на небесные миры и, в конце концов, самая внутренняя дуга из лотосов обозначает достижение нирваны.

Абхаягири

Монастырь Абхаягири был построен королём Ваттагамини (Валагамбой) Абхая в 88 году до н.э. после того, как он вновь получил трон. Король Ваттагамини впервые взошёл на трон в 103 году до н.э., он вёл войну с тамилами, но потерпел поражение. Спасаясь бегством от врагов, он услышал, как джайнистский аскет по имени Гири кричит ему вслед насмешливые слова. Позже король Ваттагамини вновь собрал армию, атаковал тамилов и, пленив самых последних тамильских лидеров, вновь вернул себе трон. Считается, что король разрушил Нигантарамаю (храм джайнов) и построил на его месте Абхаягири Вихару. Вскоре после этого события один из монахов Махавихары (соседнего монастыря) применил дисциплинарные меры против одного из монахов Абхаягири Вихара за нарушение правил Винаи (свод монашеских правил). После этого в Абхаягири Вихаре была создана отдельная школа. Правление короля Ваттагамини было ознаменовано важным событием — первым расколом в буддизме на Цейлоне.
Монастырь Абхаягири был самым большим монастырём на Шри-Ланке в течение 600 лет и в самое лучшее время в нём жили 5000 монахов.
Ступа Абхаягири была построена королём Гаджабаху I во 2 веке н.э. Её высота составляет 72 метра и диаметр 94 метров. Китайский путешественник Фа-Хьен писал (когда он посетил остров в 412 году н.э.), что ступа была покрыта золотом и драгоценными камнями. Потом ступа пришла в упадок, её поглотили джунгли, и она вновь была открыта британцами в 1828 году.

Статуя Будды в Самадхи

Построенная в 4 веке н.э., высотой 1,75 метра, статуя Будды в Самадхи (высшее состояние медитации) является одним из самых лучших примеров шриланкийской скульптуры. Джавахарлал Неру черпал душевные силы, глядя на фотографию этой скульптуры, когда его заключили в тюрьму англичане.

Пруды-близнецы.

Эти большие искусственные водоёмы для купания, обслуживавшие монахов и служащих монастыря Абхаягири, были построены в 8 веке н.э. Воду фильтровали несколько раз перед заливкой в пруды через жёлоб в форме головы дракона. Стоит отметить красивую резьбу по камню, украшающую ограду прудов, и камни-хранители в форме змей.

Джетавана Ступа

Огромная ступа была построена королём Махасеной к концу 4 века н.э., и она считается самой большой ступой в мире. Изначально она была 160 метров высотой, и примерно 93 миллионов кирпичей было использовано для её строительства. Считается, что часть пояса Будды заложена в эту ступу. Площадь, окружающая её, может вместить вплоть до 30 000 человек. Джетавана Ступа — это прекрасный образец древней шриланкийской инженерно-строительной мысли.

Храм Исурумуния

Храм был построен королём Деванампией Тиссой для 500 детей из знатных семей, в качестве резиденции после того, как они были пострижены в монахи. Рядом с храмом находится музей, в котором хранится прекрасный образец каменной резьбы 6 века, называемый «влюблённые Исурумунии».

Ланкарама

Эта ступа была построена королём Ваттагамани в 1 веке до н.э. Как и несколько меньших ступ Анурадхапуры, её вначале покрывал свод, что подтверждают многочисленные полуразрушенные колонны вокруг ступы. Несмотря на то, что ступа Ланкарама является одним из 16 священных мест Анурадхапуры, о ней сохранилось мало записей в древних летописях и других источниках. Хотя из-за не совсем удачной реставрации в начале 20 века ступа Ланкарама утратила свою изначальную красоту и форму (как считают историки), всё же она сохранила своё былое очарование и сильную восходящую энергию.
От Ланкарамы дорога проходит мимо музея китайского путешественника Фа-Съена, далее вдоль восточного берега резервуара Басаваккулам и приводит к Мирисаветия ступе.

Мирисаветия ступа

Как записано в летописи «Махавамса», король Дуттагамани построил эту ступу и прилегающий к ней монастырь в знак раскаяния в том, что съел амарантовую похлёбку (пали: marica — амарант), не пожертвовав её часть сангхе. Поэтому эта ступа называется Ступой Амарантовой Похлебки (пали: maricavatti, сингальский: mirisvetiya). Её диаметр составляет 51 метр и высота 59 метров.
На протяжении веков монастырь Мирисаветия был частью монастыря Махавихара, но к 8 веку н.э. он опустел, монахи ушли. Король Кассапа V полностью обновил монастырь и подарил его пятистам монахам из монастыря Махавихара, которые через некоторое время сформировали отдельную школу. Раскопки показали, что монастырь состоял из 14 построек, среди которых были храмы и кельи монахов, а площадь его составляла около 20 гектаров. Ступу обновили в 80-х годах под руководством тайского кронпринца.
Летопись «Папанкасудани» рассказывает интересную историю, связанную с основанием монастыря Мирисаветия. Несколько тысяч монахов и монахинь присутствовали на церемонии освящения ступы. В перерыве между церемониями монахам подносили еду. Одному из новопосвящённых молодых монахов поднесли чашу с чрезвычайно горячей кашей. Она была настолько горячей, что ему пришлось придерживать чашу то левой, то правой рукой, ухватившись за неё через складки своей рясы. Одна из молодых новопосвящённых монахинь увидела затруднительное положение монаха и дала ему блюдо, чтобы он смог поставить чашу на него. Молодой монах улыбнулся, монахиня, зардевшись, ответила ему робкой улыбкой. Они обменялись парой слов и остались на церемонии рядом друг с другом.
Годы спустя монахиня отправилась путешествовать по Индии и остановилась в Бодхгае. Однажды она услышала, что приехал монах из Шри-Ланки и пошла его повидать. Когда они заговорили, они вспомнили и узнали друг друга через столько лет. Между ними возникла дружба, которая переросла в любовь и, в конце концов, они оба сложили с себя монашеский сан и поженились. Идея истории в том, что чувства могут быть не только сильными, но и выдерживать испытания многолетней разлукой.

Сигирия (Львиная скала)

Сигирия населялась во время доисторических времен и использовалась как горный монастырь-убежище начиная приблизительно с 5-ого столетия до н.э, с пещерами и монастырями. Сад и дворец были построены немного позже королем Касапой. После смерти Касапы место снова стало монастырем до 14-ого столетия, после чего было заброшено. Надписи Сигири были расшифрованы археологом Сенаратом Паранавитаной в его известной работе, изданной в Оксфорде. Он также написал популярную книгу «История Сигирии»

Скала Сигирия — мощное формирование из магмы потухшего и долго разрушающегося вулкана. Скала возвышается высоко над окружающей равниной, видимой на множество миль во всех направлениях. Скала опирается на крутую насыпь, которая резко возвышается над плоской равниной, окружающей ее. Высота скалы составляет 370 метров над уровнем моря.

Перейдем к истории этого места: Самое раннее свидетельство человеческого присутствия в Сигирии было найдено в горном убежище Алигала в восточной части скалы. Эти находки свидетельствуют, что область была заселена почти пять тысяч лет назад во время мезолита. В течение третьего столетия до нашей эры здесь находились горные убежища-пещеры, устроенные буддистскими монахами. Эти строения были построены между третьим столетием до нашей эры и первым столетием нашей эры.

Во время господства короля Касапы от 477 до 495 нашей эры, Сигирия была развита в сложный город, став неприступной крепость. Большинство сложных построек на горной возвышенности, включая защитные структуры, дворцы и сады, относится к периоду правления Касапы.

Касапа был повержен в 495 нашей эры, Сигирия снова превратилась в буддистский монастырь — монахи находились здесь до четырнадцатого столетия. После этого никаких упоминаний о Сигирии не было обнаружено до семнадцатого столетия, когда эта местность стала Королевством Канди. Когда правление Канди окончилось, Львиная скала была снова заброшена

Археологические работы здесь начались в 1890-ых. H. C. P Бэлл был первым археологом, который провел обширное исследование местности вокруг Сигирии. Масштабные же исследования начались в 1982 году, начатые правительством Шри-Ланки.

Древний замок, построенный Касьяпой, сохранился на вершине холма до сих пор, как и части крепости. Несмотря на возраст, некоторые решения строителей дворца все еще поражают своей изобретательностью — цистерны для хранения воды все еще удерживают в себе воду, а рвы и стены окружающие дворец все еще изящны и красивы.

Сады Сигирии — самая центральная часть этой местности, поскольку это одни из самых благоустроенных садов в мире. Сады разделены на три отдельных участка: водные сады, сады из камней, и сады — террасы.

Знаменитая часть Сигирии — зеркальная стена. Изначально эта стена так хорошо полировалась, что король мог видеть себя, пока шел рядом с нею. Стена сделана из особого фарфора фарфора, и частично покрыта стихами, набросанными посетителями Львиной скалы. Самые древние из стихов Сигирии датируются 8-м столетием. Множество посетителей писали на стене о любви, иронии и различных событиях. Позже роспись стен была запрещена.

Древний храм на вершине скалы представлял собой гигантскую картинную галерею, фрески покрывали большую часть западного склона скалы, занимая область в 140 метров длиной и 40 метров высотой. Сейчас многие из фресок Сигирии утеряны навсегда, но стиль этой живописи считается уникальным и неповторимым. Сигирия — ценнейшее достояние Шри-Ланки, и правительство всячески его оберегает.

Япахуве

В 45 км к северу от Курунегалы, расположен еще один древний город — Япахува (Yapahuwa). В 13 веке в Япахуве, в течении 12 лет, находилась столица древнего сингальского государства. В следствии этой короткой, наполненной драматизмом истории, Япахува и ее руины представляет значительный исторический интерес. Король, основавший здесь столицу, был убит в междоусобной войне. Столицу затем перенесли, а город Япахува пришел в запустение.

К настоящему времени от древнего города остались несколько сооружений, напоминающие о лучших временах. Одно из них — главный буддийский храм — сооружение, построенное 8 веков тому назад. Каменная скульптура льва в Япахуве изображена на банкноте в 10 рупий.

Город Япахува вырос вокруг некогда неприступной, но почти не сохранившейся до наших дней крепости. Впрочем всеже остались многие следы древней обороноспособности. Самый лучший пример — декоративная лестница. Ступени этой лестницы очень узкие и подняться по ним можно только боком, что является формой защиты, поскольку по ступеням нельзя быстро подняться или спуститься. Таким образом это даёт некоторое время тем, кто находился наверху, вооружиться против вражеского нападения. На вершине был построен пещерный Храм для монахов. Там также сохранились остатки различных зданий. Священный Зуб был принесен из Дамбадении и сохранялся в специальной комнате. Построена она была на высокой стометровой скале по указу короля Бхавейнкабаху I. Он же в свое время превратил Япахуву в столицу сингальского государства. После этого сюда и доставили главную ланкийскую реликвию — Зуб Будды.

Короткий период пребывания священного Зуба в Япахуве закончился вскоре после смерти Бхавейнкабаху в 1284. Pandyans — войска южной Индии в очередной раз вторглись на остров и захватили священную реликвию. Эта катастрофа ввергла сингальцев в отчаяние и быстро распространялись по всему буддистскому миру. Когда Паракрамабаху III стал королем, зная что его законность в управлении государством может вызывать сомнение, пока он не будет обладает драгоценной реликвией, он лично поехал к Pandyan и провел переговоры по возвращению реликвии. Чем он расчитался и сколько заплатил Pandyans — остается загадкой, но Паракрамабаху, ко всеобщей радости, возвратился с Зубом на Шри-Ланку. Далее Зуб хранился в специально построенном храме в новой столице — Курунегала.