Индия-Непал-Бутан.Описание мест | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Индия-Непал-Бутан.Описание мест

Непал

Непал — страна расположенная на склонах великих Гималаев, между двумя древнейшими цивилизациями Индии и Китая (что наложило свой отпечаток на культуру Непала). Страна снежных пиков и пагод, тигров и роз, дворцов и богов, страна богатых традиций и гармоничного сочетания двух великих религий — индуизма и буддизма.

Непал — родина основателя буддизма — принца Сиддхартхи Гаутамы, который впоследствии получил имя Будды, то есть пробужденного, просветленного. В середине I тысячелетия до н.э. в Непал с востока пришло племя кирати, которое исповедовало буддизм, и на целых восемьсот лет буддизм стал здесь господствующей религией. Его влияние ослабло, когда около 300-го г. нашей эры в долину Катманду из Индии вторглась народность невара. Индуизм — религия этих пришельцев — с тех пор стала официальной религией Непала.

Непал — страна древней культуры и цивилизации, Катманду является историческим, экономическим, политическим и культурным центром Непала. Облик столицы удивительным образом сохранился с 17-х 18-х веков, когда долина Катманду активно застраивалась во время правления короля Малла. Никакие войны или смуты не касались Катманду, что сохранило культурные сокровища города и его внешний облики в естественном, первозданном виде.

Катманду

Столица страны и самый крупный город, Катманду одновременно несет следы истории и рвущейся в разные стороны современности.

Плотно заселенный исторический центр с его площадями и храмами все ещё сохраняет воспоминания о прошлом, когда не было шумных жилых районов, дорогих отелей, ресторанов и магазинов на окраинах столицы. Центром Катманду является площадь Дурба, к западу от которой находится река Вишнумати, а к востоку — парк Ратна. Река Багмати создает южную границу, а Тхамел, тусовочное место для небогатых туристов, расположен на севере.

Столицу страны, г.Катманду, часто называют Флоренцией Азии. Она является величайшей сокровищницей индуистского и буддистского искусства — «здесь столько храмов, сколько домов, и столько богов, сколько людей».

По решению ЮНЕСКО в список мирового наследия были включены 7 объектов, находящихся в Катманду; среди них — буддистские храмы Боднатх и Сваямбунатх, индуистский храм Пашупатинатх, где Вы можете встретить садху (аскетов и богов), десятилетиями живущих в ледниках Гималаев.

Храмовый центр Боднатх

Боднатх (в разных транслитерациях Боудданатх, Боддинат, Боуда и т. п.) — буддийский храмовый центр на окраине Катманду в Непале, и населённый пункт вокруг него.

В центре комплекса находится большая буддийская ступа, вокруг которой расположены десятки тибетских монастырей разных школ и направлений.

Боднатх считается основным центром тибетского буддизма в Непале. Ступа построена в VI веке, и часто упоминается в исторических документах. Через Боднатх лежал путь из Тибета в Индию, и здесь останавливались многие паломники.

Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо.

Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят также маленькие ступы. Ступа окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня. С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся за несколько метров над террасой — по этим ступеням спускается дух.

Вокруг ступы по кругу идут четырёхэтажные дома с магазинами, сувенирными лавками и ресторанами.

В известном фильме режиссёра Бертолуччи «Маленький Будда» одна из центральных сцен происходит у ступы Боднатх.
 

История Бутана

Хотя, по археологическим данным, Бутан был населён ещё в 2000 году до нашей эры, письменных свидетельств о древних временах почти нет. История страны известна преимущественно эпизодами, поскольку в 1827 году сгорела крупнейшая библиотека в тогдашней столице Бутана Пунакхе. Исторические события теперь уже неотделимы от легенд.

Ранняя история Бутана

Несмотря на то, что ранняя история Бутана ещё плохо изучена, учёные, проводя археологические раскопки и исследуя каменные орудия, следы мегалитов, которые, возможно, использовались для пометки границы или ритуалов, пришли к выводу, что цивилизация на территории современного Бутана существовала ещё в 2000 г. до н. э. По мнению историков, наиболее достоверным периодом в истории Бутана является время существования государств Лхомон (Lhomon) (в переводе — «южный мрак») или Мон-Юл (Monyul). Скорее всего, это государство было частью Тибета, в котором не проповедовался буддизм. Предполагается, что Мон-Юл существовал между 500 г. до н. э. и 600 г. н. э. В сохранившихся книгах бутанских учёных встречаются также названия Лхомон-Ченденьонг (Lhomon Tsendenjong) и Лхомон-Кхаши (Lhomon Khashi), которые, скорее всего, были древними названиями Бутана. Само название «Бутан», предположительно, произошли либо от санскритского слова Bhotaant («Bhot» — индийское название Тибета) или от Bhu-uttan («высокогорье»), которые в XIX веке стали общепринятым названием этой страны. Традиционное название Бутана с XVII века — Друк-Юл («страна людей дракона»). Некоторые историки считают, что в доисторические времена на этой территории жили представители народа монпа (Monpa), которых нельзя отнести ни к тибетскому, ни к монгольскому народу. Население Мон-Юла придерживалась шаманизма, веру, почитавшую природу и злых и добрых духов. В последний период существования этого государства, как рассказывают легенды, правитель Мон-Юла вторгся в район долин «дуаров», покорив территорию современного Ассама, Западной Бенгалии и Бихара в Индии.

Проникновение буддизма в Бутан

Судя по всему, буддизм проник в Бутан ещё во II веке.

Король Тибета Сонгцен Гампо (627—649) объявил буддизм официальной религией Тибета, и построил центральный монастырь Джокханг в Лхасе. Чтобы очистить Гималаи от демонических чар, и установить мир, король за один день поставил по всем Гималаям 108 монастырей. Два из них на территории Бутана (Кийчу Лакханг в Паро и Джамбей Лакханг в Бумтанге) сохранились до сих пор и являются важнейшими местами паломничества. Сохранилось и несколько малых монастырей из этих 108 - в частности, в долине Хаа.

Хроники подробно описывают несколько визитов Падмасамбхава в Бутан в восьмом веке.
Монастырь Таксан Лакханг (гнездо тигрицы), в котором расположены основные пещеры медитации Падмасамбхавы, около Паро.

После миссии Падмасамбхава буддизм широко распространился в Бутане.

Позже король Тибета Ландарма (836—842) запретил и преследовал буддизм, и многие монахи и учёные нашли прибежище в Бутане. Бутанский буддизм Друкпа Кагью представляет собой ветвь школы Кагью, и берет начало от ламы Цангпа.

Развитие буддизма и отношения с Тибетом

Гьяре Еше Дорджи, основавшего на Тибете монастырь Друк (дракон) в городе Ралунг. Эта школа укрепилась на окраинах Тибета, в Ладаке и в Бутане. Большую роль в развитии бутанского буддизма сыграл Пема Лингпа, просветлённый юноша, который увидел во сне ритуальные танцы, которые стали исполняться в монастырях, и разыскал драгоценные терма (сокровища) оставленные Падмасамбхава в заводи Мембарцо в Бумтанге.

Объединение Бутана при Шабдрунге

Тибетский монах и художник Нгаванг Намгьял (Шабдрунг)(1594—1651) стал королём в 1616, он смог объединить Бутан, и организовал повсеместно строительство укреплённых крепостей (дзонгов) уступающих разве что дворцу Потала в Лхаса.

В 1627 году в Бутане побывали первые европейцы, иезуитские священники Эстеван Каселла и Джоао Кабрал (нидерл. João Cabral), сообщения которых долгое время были единственными сведениями о Бутане.

Бутан после смерти Шабдрунга

После смерти Шабдрунга Бутан погрузился в гражданскую войну, которая почти не прерывалась двести лет. Предметом спора были в частности два Дуара («двери»)- Ассамский Дуар и Бенгальский Дуар — территории, дающие выход с гор к реке Брахмапутре.

Вмешательство англичан

Спор из-за Куч-Бехар

Британская империя пришла с Бутаном в близкое соприкосновение только в 1772, когда бутанские войска заняли пограничную страну Куч-Бехар. Куч-Бехарский раджа обратился к помощи англичан, и бутанцы были изгнаны. 25 апреля 1774 между британским генерал-губернатором Уорреном Гастингсом и раджой Бутана заключен был, при посредничестве Тибета, мир, по которому раджа обещался приостановить всякие неприятельские вторжения в Куч-Бехар. После этих событий в Бутане побывал английский дипломатический агент Джордж Богль, собравший много новых сведений о Бутане.

Спор из-за Куч-Бехар

Британская империя пришла с Бутаном в близкое соприкосновение только в 1772, когда бутанские войска заняли пограничную страну Куч-Бехар. Куч-Бехарский раджа обратился к помощи англичан, и бутанцы были изгнаны. 25 апреля 1774 между британским генерал-губернатором Уорреном Гастингсом и раджой Бутана заключен был, при посредничестве Тибета, мир, по которому раджа обещался приостановить всякие неприятельские вторжения в Куч-Бехар. После этих событий в Бутане побывал английский дипломатический агент Джордж Богль, собравший много новых сведений о Бутане.

Спор из-за Дуаров

Лишь через много лет, после присоединения англичанами Ассама в 1838, Бутан опять столкнулся с англичанами. Порученное капитану Пембертону в 1837—1838 ведение с Бутаном переговоров о набегах бутанцев на Ассам осталось безуспешным, поэтому в 1840 англичане заняли семь проходов (так называемые ассамские дуары), ведущих из Бутана в Ассам.

В 1863 посол англичан к радже Бутана, Ашли Эден, и капитан Годвин Аустен подверглись в Пунакхе оскорблениям, были избиты, вымазаны в крови и взяты в плен. Бутан пытался принудить Эдена подписать акт о возвращении англичанами занятых ими ассамских дуаров. Это вызвало англо-бутанскую войну (также известную как Дуарская война), не особенно неудачную для англичан, кончившуюся мирным договором в Буксе (11 ноября 1865), по которому за англичанами остались дуары за ежегодную уплату ими Бутану 50000 рупий, а Бутан со своей стороны обязался приостановить всякие набеги на английскую территорию. Залогом мира в руках англичан остались также обе сильные пограничные позиции — Бакса и Девангири.

В 1872—1873 полковнику Грэгему дано было поручение определить границы между Бутаном и Ассамом и подробно обозначить их рядом каменных столбов. Граница эта была проведена так, что Бакса и Девангири остались во владении англичан, за что Бутану были уступлены обратно дуарские проходы.

Династия Вангчуков

Снова объединить и укрепить Бутан смог король Угьен Вангчук — Первый Король, установивший в 1907 году новую династию (которая правит до сих пор). Первый Король в прошлом участвовал в совместных с англичанами операциях, в частности в походе на Тибет 1904 года, получил титул сэра и награды английской короны. В 1910 году Первый Король заключил с Англией мир, в котором признал сюзеренные отношения, в обмен на полную автономию и невмешательство Англии во внутренние дела Бутана. С этого времени начинается период изоляции Бутана, когда Бутану удалось избежать участия в мировых войнах.

Независимость Бутана

После объявления независимости Индии в 1949 году, Бутан также стал независимым. Однако за счёт изоляции, Бутан был не представлен в ООН и международных организациях, и ошибочно рассматривался мировым сообществом как индийский доминион. Позже Бутану пришлось бороться за вступление в ООН и доказательство своей юридической независимости. Третий король Джигме Дорджи Вангчук, вступивший на трон в 1952, начал политику постепенной модернизации. Китайское вторжение в Тибет заставило Бутан заключить пакт с Индией по защите Бутана от китайского вторжения, и до сих пор безопасность Бутана гарантируется индийскими войсками. Третий Король ввёл торговлю и активизировал денежное обращение в стране. Только в 1971 году Бутан вступил в ООН.

Бутан в составе ООН

Четвёртый король Джигме Сингье Вангчук вступил на трон в 1972 году и провёл ряд реформ. В Бутан стали допускаться в ограниченном количестве зарубежные журналисты и туристы. Король постарался обеспечить страну инфраструктурой (электричеством, телефоном, радиосвязью, дорогами), минимально затрагивая экологию.

Современный Бутан

В 1998 году король передал исполнительную власть Кабинету Министров, обеспечив сменяемость и ротацию высших чиновников. В 2002 году в Бутане было введено национальное телевидение(до этого телевидение было запрещено). В последние годы Бутан достиг значительных успехов, благосостояние страны постепенно повышается, совершенствуется и модернизируется инфраструктура. Тем не менее Бутан крепко держится традиций.

В целом Бутан — мирное государство, оборона которого возложена на Индию, однако в 2003 Бутану пришлось провести военную операцию

13 ноября 2005 китайцы при поддержке армии вторглись в нескольких местах на территорию Бутана в округах Хаа, Вангди-Пходранг, Паро и Бумтанг, иногда на глубину до 20 км. Целью вторжения было проведение дорог и строительство нескольких мостов, таким образом китайцы подвели автомобильные дороги вплотную к границам бутанской территории с заходом немного вглубь страны. Позднее китайские дипломаты объясняли, что дороги — часть комплексной программы экономического развития инфраструктуры западного Китая. Проблема также в том, что по китайским картам 1961 небольшие приграничные районы Бутана обозначены как китайская территория, а чёткого соглашения о границе не существует. Активность китайцев вызвала дискуссии в правительстве. Бутанская армия незначительна, а оборона Бутана доверена индийской армии.

Часть правительства считает целесообразным замкнуть дорожную сеть и достроить дороги до китайской границы навстречу китайским для развития товарообмена. Другая часть правительства категорически против, опасаясь наводнения Бутана китайскими товарами и давления Китая. При этом контрабандный обмен товарами из Китая существует, и какое-то количество китайских товаров поступает в Бутан, несмотря на отсутствие дорог.

Король Бутана предполагал в 2008 году отречься от трона, одновременно проведя ряд демократических преобразований и первые в Бутане многопартийные выборы.

14 декабря 2006 четвёртый король Бутана Джигме Сингье Вангчук (р. 1955) отрёкся от престола в пользу своего сына, Джигме Кхесар Намгьяла (р. 1980).

Дипломатических отношений с Россией нет (не устанавливались).

Паро - ворота страны

Долина Паро - первое место страны, которое можно увидеть по приезде, поскольку в нем находится единственный в стране аэропорт.

Паро примечателен Национальным музеем Та Дзонг, где представлены природные и исторические экспонаты, крепостью Друк-юл Дзонг и крупными монастырями Таксанг Лагханг Дзонг, Паро Дзонг, Зари Дзонг и др. В монастырях хранятся великолепные образцы живописи "танка".

На территории долины расположены руины Друк-юл Дзонга. Эта крепость была построена Шабдрунгом Нгавангом Намгуалом в месте, удобном для контроля за путями, ведущими в Тибет. Она была названа Дранк Гайел - победа Бутана. В 1644 году, благодаря стратегически выгодному расположению дзонга, бутанцы отразили набеги тибетских воинов. От дзонга отходит подземный ход к реке для снабжения дзонга во время осады. Здесь же проходит большинство торговых путей между Бутаном и Тибетом.

Монастырь Таксанг Лагханг Дзонг (Логово Тигра) - одна из главных буддистских святынь страны, был основан в VIII веке Гуру Римпоче, положившим начало распространению буддизма в стране. На территории монастыря находится пещера, в которой он медитировал. Из этой пещеры открывается завораживающий вид на самую высокую (7000м) гору страны Джомолхари, где водится символ Бутана - громовой дракон. Он не опасен для людей, так как питается только горным снегом и льдом с вершин. Почему-то Дракона видят все местные жители и монахи, кроме туристов. К самому монастырю за 4-5 часов можно добраться по вырубленным монахами в скалах сотни лет назад ступенькам и проходам.

Около Паро находятся два важнейших буддийских монастыря - Кюйчу Лагханг и Дунгтце Лагханг. Примечательно, что монастырь Кюйчу Лагханг, монастырь Джампей в Бумтанге, монастырь Джокханг в Лхасе и еще один монастырь в окрестностях Шигацзе в Тибете составляют прямоугольник. В 7 веке, еще до прихода Падмасамбхавы, царь Тибета Сонгстен Гампо увидел эти монастыри в медитации. Чтобы победить страшную демоницу Тибета, в месте, где находилось ее сердце, был воздвигнут монастырь Джокханг (Лхаса 638 год). У ее левой ноги в 659 году был воздвигнут Кюйчю Лагханг в Паро, а у ее левого колена - Джампей Лакханг в Бумтанге. Всего же, по плану царя Сонгстен Гампо, было построено 108 храмов. В 1968 году королева-мать Аши Кесанг построила второй храм, который является точной копией первого. Монастырь считается одной из главнейших святынь, и часто посещается представителями королевской семьи.

Пунакха-дзонг

Пунакха дзонг был известен в древности как «дворец великого счастья». Пунакха была построена в 1637 году. Это второй дзонг построенный в Бутане. До 1955 года Пунакха была столицей Бутана, затем столица была перенесена в Тхимпху. Сейчас Пунакха является административным центром одного из 20 районов Бутана.

Дзонг расположен на высоте 1200 метров над уровнем моря в долине, где сходятся две главные реки Бутана — Пхо Чу и Мо Чу. Пунакха выстроена на холмистом мысу. Твердыня поднимается над рекой на высоту

10-этажного дома и вытягивается в длину на 300 метров. Сооружение выглядит как большой корабль.

К монастырю ведут два ряда крутых ступенек. По обе стороны колоссальных ворот, усеянных стальными заклепками, располагаются маленькие тоннели, пробитые в толстой стене. Над ними виднеются узкие отверстия, через которые ведется наблюдение за окрестностями. Укрытая в горной долине, отрезанная со всех сторон зимними снегами и летними разливами, Пунакха выглядит совершенно неприступной. За всю историю существования этого дзонга его никто не мог завоевать. Бутанцы, засев за стенами этой цитадели, бросали вызов всему Тибету и другим захватчикам.

В 1907 году здесь короновали Угиен Вангчук — первого короля Бутана. Три года спустя в этом монастыре был подписан договор, по которому англичане согласились не вмешиваться во внутренние дела Бутана.

В 1987 году дзонг был частично разрушен в результате пожара. Благодаря своему расположению в месте слияния двух рек, дзонг подвергается наводнениям. Внезапные наводнения нанесли ущерб в 1957, 1960 и 1994 годах. В настоящее время ведутся работы для защиты дзонга от наводнений путем углубления русел рек и повышения набережных.

Внутри дзонга находятся мемориальный храм Мачей Лакханг c мавзолеем Шабдрунга, храм Наг Йул Бум, принадлежащий Дже Кемпо, библиотека с 108 томами Канджура — буддийского канона, писанного золотыми буквами, и хранилища королевских реликвий.

Такцанг-лакханг

Такцанг-лакханг (иначе Таксанг-лакханг, Паро Таксанг, Такцанг-дзонг) ­­- знаменитый монастырь (лакханг) в Бутане. Он расположен в дзонгхаге Паро рядом с городом Паро и висит на скале высотой 3120 м, на 700 м над уровнем долины Паро.

Название монастыря переводится как гнездо тигрицы, по легендам, в эту пещеру перенёсся Падмасамбхава, сидя на тигрице, в которую превратилась его жена Еше Цогьял. В пещере медитировал также Миларепа. Монастырь нередко посещал Шабдрунг.

Монастырь (в его современном виде) был основан в 1692 году при правителе (Друк Деси) Гьялце Тензин Рабгье, хотя пещеры использовались для медитаций с ранних времён.

19 апреля 1998 монастырь почти полностью сгорел, погибло несколько монахов, из-за труднодоступности невозможно было оказать срочную помощь. Однако за короткое время монастырь был скрупулёзно восстановлен. Полностью монастырь был восстановлен в 2005 году.

Ташичо-дзонг

Ташичо-дзонг — буддийский монастырь и крепость в северной стороне бутанского города Тхимпху, на западном берегу реки Вонг Чу (англ.). Здесь располагался престол Дхармы Рая (англ.) и летняя столица страны.

Крепость была построена в XIII веке как монастырь, отреставрирована в 1960-х годах, с 1952 здесь располагается правительство страны. В летнее время здесь же находится религиозный лидер страны Дже Кенпо. Король (Джигме Сингье Вангчук) также имеет здесь рабочий кабинет.

В центральной башне была ранее расположена Бутанская национальная библиотека.

Монастырь Танго

Монастырь Танго — буддийский монастырь и крепость в 14 километрах севернее бутанского города Тхимпху, рядом с горой Чери. Был основан в XIII веке ламой Гьялва Ланампой и построен в современном виде в 1688 году Гьялце Тензином Рабджи, четвёртым светским правителем Бутана.

Монастырь принадлежит школе Друкпа Кагью.

На языке дзонг-кэ «танго» означает «лошадиная голова»; монастырь назван в честь Хаягривы, индийского божества с лошадиной головой, основного почитаемого здесь божества.

Симтокха-дзонг

Симтокха-дзонг — крепость (дзонг), расположенная примерно в пяти километрах к югу от Тхимпху, столицы Бутана. Крепость построил Шабдрунг в 1629 году. Это первый дзонг, основанный Шабдрунгом в процессе укрепления и объединения страны.

Дзонг использовался как монастырь, в последнее время был переоборудован в университет, в котором изучают буддизм и язык дзонгка. Расположен в живописном месте в лесу.