Гималаи. Описание мест | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Гималаи. Описание мест

Непал

Непал — страна расположенная на склонах великих Гималаев, между двумя древнейшими цивилизациями Индии и Китая (что наложило свой отпечаток на культуру Непала). Страна снежных пиков и пагод, тигров и роз, дворцов и богов, страна богатых традиций и гармоничного сочетания двух великих религий — индуизма и буддизма.

Непал — родина основателя буддизма — принца Сиддхартхи Гаутамы, который впоследствии получил имя Будды, то есть пробужденного, просветленного. В середине I тысячелетия до н.э. в Непал с востока пришло племя кирати, которое исповедовало буддизм, и на целых восемьсот лет буддизм стал здесь господствующей религией. Его влияние ослабло, когда около

300-го г. нашей эры в долину Катманду из Индии вторглась народность невара. Индуизм — религия этих пришельцев — с тех пор стала официальной религией Непала.

Непал — страна древней культуры и цивилизации, Катманду является историческим, экономическим, политическим и культурным центром Непала. Облик столицы удивительным образом сохранился с 17-х 18-х веков, когда долина Катманду активно застраивалась во время правления короля Малла. Никакие войны или смуты не касались Катманду, что сохранило культурные сокровища города и его внешний облики в естественном, первозданном виде.

Катманду

Столица страны и самый крупный город, Катманду одновременно несет следы истории и рвущейся в разные стороны современности.

Плотно заселенный исторический центр с его площадями и храмами все ещё сохраняет воспоминания о прошлом, когда не было шумных жилых районов, дорогих отелей, ресторанов и магазинов на окраинах столицы. Центром Катманду является площадь Дурба, к западу от которой находится река Вишнумати, а к востоку — парк Ратна. Река Багмати создает южную границу, а Тхамел, тусовочное место для небогатых туристов, расположен на севере.

Столицу страны, г.Катманду, часто называют Флоренцией Азии. Она является величайшей сокровищницей индуистского и буддистского искусства — «здесь столько храмов, сколько домов, и столько богов, сколько людей».

По решению ЮНЕСКО в список мирового наследия были включены 7 объектов, находящихся в Катманду; среди них — буддистские храмы Боднатх и Сваямбунатх, индуистский храм Пашупатинатх, где Вы можете встретить садху (аскетов и богов), десятилетиями живущих в ледниках Гималаев.

Храмовый центр Боднатх

Боднатх (в разных транслитерациях Боудданатх, Боддинат, Боуда и т. п.) — буддийский храмовый центр на окраине Катманду в Непале, и населённый пункт вокруг него.

В центре комплекса находится большая буддийская ступа, вокруг которой расположены десятки тибетских монастырей разных школ и направлений.

Боднатх считается основным центром тибетского буддизма в Непале. Ступа построена в VI веке, и часто упоминается в исторических документах. Через Боднатх лежал путь из Тибета в Индию, и здесь останавливались многие паломники.

Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо.

Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят также маленькие ступы. Ступа окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня. С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся за несколько метров над террасой — по этим ступеням спускается дух.

Вокруг ступы по кругу идут четырёхэтажные дома с магазинами, сувенирными лавками и ресторанами.

В известном фильме режиссёра Бертолуччи «Маленький Будда» одна из центральных сцен происходит у ступы Боднатх.

Тибет

Официальные сведения:

Тибе́т — район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье.
В различные периоды истории Тибет был независимым государством либо территорией в составе Монгольской империи или вассальной землёй цинского Китая.

В мае 1959 г. аннексирован Китаем. Тибетская оппозиция расценивает политику китайских коммунистических властей в регионе как геноцид тибетского народа. Традиционно территория Тибета делилась на провинции У-Цанг, Кхам и Амдо.

Тибетский автономный район (ТАР) в Китае занимает меньше половины всего исторического Тибета (провинция У-Цанг и западная часть Кхама), а население ТАР составляет всего лишь одну треть от населения исторического Тибета. Территория исторического Амдо и остальная часть Кхама административно входят в провинции Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу, также кусок исторического Тибета находится в Индии, провинции Ладакх.

Лхаса — историческая столица Тибета

Лхаса — историческая столица Тибета, в настоящее время административный центр Тибетского Автономного Района Китайской Народной Республики. Лхаса является также традиционной резиденцией Далай-Ламы.

Буквально в переводе с тибетского «лхаса» означает «место богов». Город находится на высоте 3650 м, население около 200 тыс. человек.

Тибет часто называют «Крышей Мира», что абсолютно справедливо. Тибетское плато является самым большим высокогорным плато на Земле. Средняя его высота — 4000 метров над уровнем моря.

Площадь — 2.5 миллиона квадратных километров.
Население — 6 миллионов тибетцев и 7.5 миллионов китайцев
Численность тибетцев в изгнании — около 134 тыс. человек.

Политическое состояние: с 1959г. оккупирован Китаем. Существует правительство в изгнании.

Валюта: китайский юань.

Язык — тибетский. Принадлежит к тибетско-бирманской языковой группе.

Религия: буддизм, бон.

Самая высокая гора: Эверест (Джомолунгма).

Время опережает московское на 5 часов.

Национальная пища — цампа (блюдо из ячменной муки).

Национальный напиток — чай с солью и маслом.
Спиртной напиток — чанг (тибетское пиво).

Три миллиона лет тому назад, то место, где сейчас расположен Тибет, было дном моря Тесис, которое покрывало большую часть Индии и Азии. Сорок миллионов лет назад, в результате геологических изменений образовалась Гималайская зона и обширное Центрально-Азиатское плато.

Пять из крупнейших азиатских рек, включая Инд (Сенге Кхабаб), Меконг (Зачу) и Брахмапутру (Ярлунг Цангпо), начинаются в Тибете. Таким образом, почти половина всего человечества живет вниз по течению из Тибета.

Территория исторического Тибета в два раза превышает территорию современного Тибетского Автономного округа.

Климат

Тибетский климат часто называют лунным — здесь разница температур между днем и ночью больше, чем между зимой и летом. Даже в самый жаркий месяц июль колебания ночной и дневной температур составляют соответственно +8–10 и +21–25. Самым холодным месяцем является январь — температура может опускаться до -30 градусов, недаром этот регион называют Страной Снегов.

Воздух в Тибете очень сухой и разреженный. Интенсивность ультрафиолетового облучения по сравнению с интенсивностью на равнине сильнее в 2 раза. Поэтому в Тибете почти отсутствуют многие болезнетворные бактерии, у тибетцев почти не бывает кожных заболеваний и заражения при травмах.

Наибольшее количество осадков выпадает на юге и востоке страны. Вообще же, юг и юго-восток Тибета обладают наиболее мягким климатом, поскольку летом индийский муссон приносит сюда обильные дожди.

Лучшим временем для поездки на Тибет является май, июнь и сентябрь. В это время климатические условия наиболее оптимальные, а содержание кислорода в воздухе — максимально.

История

По легендам, император Тибета Сонгцен Гампо (Srong-brtsan Sgam-po) сделал Лхасу своей столицей. Но документы того времени говорят, что столица Тибета тогда постоянно перемещалась. В центре города ещё тогда был построен монастырь Джоканг, который и сейчас является главным местом паломничества в Лхасе.

Город стал расти и процветать после основания трёх крупных монастырей школы гелуг в результате деятельности ламы Цонкапы и его учеников в XV веке. Это монастыри Ганден, Сера (Se-ra) и Дрепунг (Bras-spung).

Далай-лама V Лобсанг Гьяцо (Blo-bzang-rgya-mtsho) (1617–1682), подчинил Тибет и перенёс в Лхасу свой административный центр. Потом он начал строить дворец Потала, строительство было завершено через несколько лет после его смерти. С этого времени Лхаса стала полноценной политической столицей Тибета.

Европейцы проникали во Лхасу редко. К 1951 половина города состояла из монахов, общее население было около 25 000 человек. Дополнительно около 15 тысяч человек населяло окрестные монастыри. К 2000 население выросло до 200 000.

Культура

Исторические памятники Лхасы представляют огромное значение для мировой культуры. Это конечно дворец Потала, центральный храм Джоканг, великие монастыри Дрепунг, Сера и Ганден, монастырь Рамоче, храм Чжефенг, летний дворец Норбулинка, уникальная мечеть в тибетском архитектурном стиле, историческая площадь Баркхор и многие другие достопримечательности.

Однако немало памятников культуры были разрушены или пострадали во время культурной революции.

Для паломников в Лхасе имеется три круговых маршрута для ритуального обхода (кора) святых мест, это цикл Нангкор в храме Джоканг, цикл Баркхор по старому городу, охватывая квартал с храмом Джоканг, и внешний цикл Лингкор вокруг всего города. Дополнительно паломники обходят дворец Потала. Во время коры паломники совершают простирания, крутят молитвенные барабаны и читают мантры. После модернизации города внешний цикл Лингкор перестал использоваться.

Гималаи

Гимала́и «оплот снегов» — высочайшая горная система Земли. Гималаи расположены между Тибетским нагорьем (на севере) и Индо-Гангской равниной (на юге); резко выраженный климатический и природный рубеж между горными пустынями Центральной Азии и тропическими ландшафтами Южной Азии.

Расположены на территории Индии, Непала, Китая, Пакистана, Бутана. Длина свыше 2400 км, ширина до 350 км. Средняя высота гребней около 6000 м, максимальная 8848 м — гора Джомолунгма (Эверест). Ряд вершин выше 8000 м.

Гималаи возвышаются над Индо-Гангской равниной 3 ступенями, образующими горы Сивалик (Предгималаи), Малые Гималаи (хребет Пир-Панджал, Дхаоладхар и другие) и отделённые от них цепочкой продольных впадин (Катманду, Кашмирская долина и другие)

Большие Гималаи, которые подразделяются на Ассамские, Непальские, Кумаонские и Пенджабские Гималаи. Для Больших Гималаев характерны гребни альпийского типа, огромные высотные контрасты, мощное оледенение (площадь свыше 33 тысяч км²).

Северные, более короткие склоны ограничены долинами реки Цангпо (Брахмапутра) и верхнего течения Инда. В Гималаях берут начало основные реки Южной Азии — Инд, Ганг, Брахмапутра.

Южные склоны Гималаев находятся под сильным воздействием летнего муссона (в восточной части до 4000 мм, в западной — до 1000 мм осадков в год). Здесь хорошо выражена высотная поясность — снизу вверх сменяются тераи (заболоченные джунгли), вечнозелёные тропические леса, листопадные и хвойные леса, кустарники, луга. На северных, более сухих склонах, где влияние муссона ослабевает, доминируют горные степи и полупустыни. Выше 5000 м — ландшафты гляпиально-нивального пояса.

Гималаи — район международного альпинизма (главным образом в Непале).

Озеро Манасаровар

Озеро Манасаровар (Мпхам юм-тсо, по-тибетски означает «Победоносное озеро») расположено на высоте 4560м. В индийском эпосе Рамаяна (5-й век до нашей эры), озеро Манасаровар уже упоминается как озеро Манаса.

Большинство путешественников посещают это прекрасное озеро по пути к Кайласу. Верующие совершают вокруг озера ритуальный обход (кору вокруг озера Манасаровар). Это как правило занимает несколько дней. Вода в озере имеет бирюзовый, «неземной» цвет.

Озеро Манасаровар в индуизме, как и в буддизме, также священно, его воды текут в тени великого Кайласа, это — озеро, рожденное в уме Бога. Оно было создано, чтобы показать могущество и величие манаса (ума) Бога-Брахмы. На тибетском название озера звучит «Мпхам юм-тсо», «Непобедимое Озеро». Индийский поэт Калидаса писал в III веке н.э.: «Когда земля Манасаровара касается тела, когда кто-либо купается в нем, он отойдет в рай Брахмы. Кто пьет его воды, отойдет в рай Шивы и будет освобожден от последствий грехов 100 своих жизней. Даже зверь, который носит имя Манасаровара, уйдет в рай Брахмы. Его воды — жемчуг». Манасаровар — самое священное, почитаемое и известное озеро во всей Азии.

Если для тибетцев Кайлас — жилище бога Демчога, то Манасаровар — место обитания его подруги и утешения, богини Дордже Пхагмо. Вместе они символизируют мудрость и сострадание, делая Кайлас и Манасаровар идеальной священной парой: мужское и женское начала, отец-небо и мать-земля. Чтобы паломничество в Кайлас было гармоничным, необходимо совершить обход и озера, и пика. Сперва предпринимается кора вокруг Манасаровара, лишь затем можно приступать к коре (ритаульному обходу) Кайласа.

Чтобы увидеть величие Кайласа, необходимо быть на расстоянии от него; чтобы понять его форму, нужно обойти его: чтобы почувствовать различные его состояния, следует созерцать ее на рассвете и на закате, в полнолуние и в полдень, в солнце и в дождь, в снегу, во время бури, зимою, летом, осенью и весной. Тот, кто созерцает гору, приближается к ее жизни, такой же напряженной и разнообразной, как и жизнь человека. Горы растут и разрушаются, они дышат и пульсируют жизнью. Они притягивают и собирают невидимые энергии, окружающие их: силы воздуха, воды, электричества и магнетизма. Они создают ветры, облака, бури, ливни, водопады и реки. Они наполняют жизнью все вокруг и дают кров и пищу бесчисленным живым существам. В этом величие мощных гор.

Чтобы понять это, надо взглянуть на карту. Кайласа расположена на вершине Тибетского нагорья и образует шпиль "крыши мира", как называют тибетское плато. От нее, как спицы из ступицы колеса, расходятся самые мощные реки, текущие на восток, на запад, на северо-восток и на юг: Брахмапутра, Инд, Сатледж и Карнали. Все они берут свое начало в районе Кайласа-Манасаровар, который является самой высокой частью Тибетского нагорья. Древние писания говорят, что эти реки вытекают из озера Манасаровар к подножию горы Кайласы и, семь раз опоясав священную землю, расходятся, почтив таким образом престол богов, согласно ритуалу обхода по кругу (санскр. прадак-шина). Тибетцы называют Брахмапутру, берущую начало восточнее Кайласы Манасаровара, " Там-чог-Кхамбаб " — река, " текущая изо рта лошади "; Сатледж, исток которой западнее — " Лангчен-Кхамбаб ", то есть река, " текущая изо рта слона "; Инд, начинающийся на севере от Кайласы — " Сенге-Кхамбаб ", или река, " текущая изо рта льва ", а Карнали на юге (на равнине она называется Ганг) — " Магча-Кхамбаб ", то есть река, " текущая из клюва павлина ". Эти животные образуют " колесницу ", или престол четырех Дхьяни-Будд. Названия рек указывают, что они считаются частями вселенской мандалы, центр которой — гора Кайласа.

Именно по этим рекам осуществлялась культурная и религиозная связь Индии с Тибетом. Эго видно на примере Брахмапутры и Инда, которые, подобно гигантским рукам, протягиваются из региона Кайласа-Манасаровар, обнимают Гималаи и весь индийский субконтинент, после чего Инд впадает в Аравийское море на западе, а Брахмапутра — в Бенгальский залив на востоке.

В действительности не все реки берут начало на склонах Кайласы или в озере Манасаровар, но их долины ведут на плоскогорье, над которым возвышается Кайласа, которая, таким образом, становится местом пересечения, соединяющим юг, север, восток и запад.

Соседнее с Манасароваром озеро Ракшас Тал пользуется меньшей популярностью у паломников. Неудивительно: оно названо по имени отряда поедающих плоть демонов, ракшасов, которые, как утверждается в индуистской мифологии, обитают в его водах. Согласно легенде, вода Ракшас Тала была ядовитой до тех пор, пока золотая рыба не проделала проход из Манасаровара, чтобы впустить немного святой воды в темное озеро. Созданный канал называется Ганга Чу, тибетцы пристально следят за уровнем воды в нем, по нему они предсказывают судьбу Тибета. Большую часть двадцатого века канал оставался практически пересохшим, только в девяностых годах вода снова начала понемногу перетекать между двух озер. Говорят, это связано с послаблениями, сделанными Китаем в отношении буддизма в Тибете и приезда иностранцев в страну.

Священная гора Кайлаc

В Азии распространен миф о священной горе, центре мира, на склонах которой берут начало четыре великих реки, дающих жизнь землям, по которым они протекают. Источник этого мифа находится в индийском эпосе, рассказывающем о Горе Меру, обители богов.

Её высота неизмерима, вершина упирается в небеса, склоны искрятся золотом, рубинами, хрусталём и лазуритом. Согласно индийским источникам эта гора расположена где-то в Гималаях, но, со временем, сказание о мифической Горе Меру всё более ассоциировалось с горой Кайлаc. И это не случайно. Возможно, боги там не живут, но местоположение Кайлаcа является ключевым в системе водораздела всего района, и именно с его склонов берут начало четыре великих реки индийского субконтинента. На южном склоне начинается Карнали, один из основных притоков Ганга. Истоки Инда начинаются на северном склоне, Сатледжа — на западном, Брахмапутры (Ярлунг Цангпо) — на восточном.

Кайлаc, высота которого составляет 6714 метров над уровнем моря, не является самой высокой в регионе, однако, благодаря её выдающейся форме и расположению, множеству легенд, связанных с ней, она имеет огромное значение в мировоззрении тибетцев.

Четыре ребра горы Кайлаc почти точно соответствуют основным сторонам света, а трещины на его южной стороне по форме напоминают свастику, буддистский символ духовной силы. На тибетском языке Кайлаc известен как Канг Ринпоче, то есть «Драгоценный Камень Снегов».

Кайлаc служит объектом поклонения для четырёх религий. Для индуистов он олицетворяет обитель бога Шивы, Разрушителя и Воссоздателя. Буддисты считают, что на вершине горы пребывает Самвара (Демчок, на тибетском), гневная форма Будды Шакьямуни. Джайнисты учат о том, что именно на Кайлаcе первый из их святых достиг освобождения. И, наконец, для древней религии Тибета Бон По Кайлаc является девятиярусной Горой Свастики, на вершине которой основатель этой религии Шенраб снизошёл с небес.

На протяжении веков Кайлаc служил путеводной звездой для пилигримов и романтиков, однако, за последние десятилетия очень малому количеству западных путешественников довелось лицезреть священную гору. Несколько лет назад ситуация начала изменяться к лучшему, однако удалённость горы от населённой центральной части Тибета, большая высота и плохие дороги, оставляют Кайлаc по прежнему труднодоступным для туристов.

Эверест

Джомолунгма (по тибетски), Эверест (англ. Mount Everest), или Сагарматха (по непальски) — высочайшая вершина земного шара высотой по разным данным 8844 — 8850 метров над уровнем моря, находится в Гималаях.

Расположена на границе Непала и Китая (Тибетский автономный район), однако сама вершина лежит на территории Китая. Имеет форму пирамиды; южный склон более крутой. С массива во все стороны стекают ледники, оканчивающиеся на высоте около 5 тыс. м. 

На южном склоне и рёбрах пирамиды снег и фирн не удерживаются, вследствие чего они обнажены. Частично входит в состав национального парка Сагарматха (Непал).

Первый известный человек, покоривший Джомолунгму — шерпа Тэнцинг Норгэй и новозеландец Э. П. Хиллари.

«Джомолунгма» — в переводе с тибетского означает «Божественная». Непальское имя Джомолунгмы — «Сагарматха» — означает «Мать Богов».

Английское название «Эверест» (англ. Mount Everest) присвоено в честь сэра Джорджа Эвереста (англ. George Everest, 1790–1866), руководителя геодезической службы Британской Индии в 1830–1843. Это название предложил в 1856 г. преемник Дж. Эвереста Эндрю Во (англ. Andrew Waugh, 1810–1878), одновременно с публикацией результатов своего сотрудника Р. Сикдара, который в 1852 г. впервые измерил высоту «Пика XV» и показал, что он является высочайшим в регионе и вероятно и во всем мире.

История восхождений

Первое восхождение совершено 29 мая 1953 года шерпом Тэнцингом Норгэем и новозеландцем Эдмундом Хиллари.

До 1950 г. проводилось около 50 экспедиций в Гималаи и Каракорум (на Джомолунгму, Чогори, Канченджангу, Нанга Парбат и другие вершины). Их участникам удалось покорить несколько семитысячников этих горных районов, но ни одна попытка штурма вершин восьмитысячных гигантов успеха не имела. Наибольшего результата добились английские альпинисты при попытках восхождения на Джомолунгму: в 1924 г. Нортон достиг высоты 8565 м, а Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин (как оценил Н. Оделл) — более 8600 м (есть много доказательств того, что они погибли уже при спуске с вершины, спор о том достигли они вершины, или нет, продолжается и сегодня), в 1933 г. П. Вин-Харрис, Л. Уэйгер и Ф. Смит — 8565 м.

Первым «восьмитысячником», покорённым человеком, стала Аннапурна I. В 1950 году на неё поднялись французские альпинисты М.Эрцог и Л.Ляшеналь.

Победа над первым восьмитысячником разбила миф о недоступности вершины такой высоты и явилась сигналом для альпинистов многих стран в стремлении «не опоздать» в совершении первовосхождений на восьмитысячники. За последующие пять лет было покорено шесть гигантов: Джомолунгма (альпинисты Англии), Нанга Парбат (Герман Буль, Австрия), Чогори (альпинисты Италии), Чо-Ойю (альпинисты Австрии), Канченджанга (альпинисты Англии) и Макалу (альпинисты Франции). В последующие годы это стремление нарастало. К традиционным экспедициям таких стран с развитым альпинизмом, как Австрия, Англия, ФРГ, Франция и Швейцария, добавились восходители США, Италии, Японии, Аргентины, КНР, Индии, а позднее — Чехословакии, Польши, Югославии, Южной Кореи и, наконец, СССР, России, Казахстана и Украины.

Первой женщиной, поднявшейся на Джомолунгму, была японская альпинистка Юнко Табей (Junko Tabei; 1976).

В мае 1982 11 участников советской экспедиции альпинистов покорили Эверест, поднявшись по считавшемуся ранее непроходимым юго-западному склону, причём два восхождения совершены ночью.

На вершине Джомолунгмы дует ветер со скоростью 200 километров в час, а температура ночью понижается до минус шестидесяти. За пятьдесят лет на склонах погибли более двухсот человек. Каждый год Эверест пытаются покорить около пятисот человек, а всего на сегодняшний день на гору поднялись и успешно спустились примерно 900 альпинистов.

Подъём на вершину Эвереста занимает около двух месяцев — с акклиматизацией и установкой лагерей. Потеря массы после восхождения — в среднем 10–15 кг, но бывает и больше.

Страны, на территории которых находятся подступы к Эвересту, берут с туристов большие деньги за возможность подъёма ($12 000). Дешевле всего покорить Эверест со стороны Тибета. Сезон восхождения на вершину — весна и осень.

В настоящее время значительная часть восхождений организуется специализированными фирмами и совершается в составе коммерческих групп. Клиенты этих фирм оплачивают услуги гидов, которые проводят необходимое обучение и, насколько это возможно, обеспечивают безопасность на всем пути. Стоимость восхождения составляет 50 — 60 тысяч долларов США.

Монастырь Ронгпу

Монастырь Ронгпу (Rongphu) — это самый высокогорный монастырь в мире. Он расположен на высоте 4980 метров у подножия северной стены Эвереста. Этот действующий монастырь был построен в 1902 году на месте древнего отшельнического скита на пожертвования всех жителей долины. Монахи монастыря Ронгбу — последователи учения секты Ньингмапа (Ньингмапа). Сегодня, из ста монахов и монахинь, живших там, осталось всего около полутора десятков, но после восстановления монастыря их число возросло до сорока.

Монастырь Сакья

Сакья (Сакьяпа) — (sa skya, буквально «Серая Земля») — школа тибетского буддизма, основанная в 1073 Кхон Кончог Гьялпо (1034–1102), центром школы является одноимённый город Сакья около Шигадзе в Тибете. Школа Сакья принадлежит к школам новых переводов (сарма).

Монастырь Сакья, расположенный на высоте 4280 метров над уровнем моря в 150 километрах от Шигацэ и 25 километрах в стороне от главной дороги. Монастырь основан в 1073 году и на протяжении веков служил главным центром традиции Сакьяпа. Во всех отношениях это место уникально и оставляет неизгладимое впечатление у путешественников. Грандиозные стены монастыря делают его более похожим на могущественную крепость, нежели на культовое сооружение.

Монастырь был основан в 1073 году Кёном Кончёком Гьелпо, членом влиятельного семейства Кён. XI век был периодом интенсивного развития буддизма в Тибете, в основном, благодаря восстановлению контакта с индийскими буддистами. В этот период Марпой и его учеником Миларепой был основан орден Кагьюпа, а в Сакье семейством Кён была основана новая школа, получившая название Сакьяпа. В отличие от остальных школ тибетского буддизма, главенство которыми передаётся перевоплощающимся учителям, лидер школы получает свой титул по наследству, таким образом, аббат монастыря Сакья и лидер всей школы Сакьяпа всегда является членом семьи Кён.

В начале XIII века Сакья стала важнейшим центром изучения буддизма. Этому послужил приезд из Индии в 1204 году известного переводчика Шакьяшрибхады. Однако, задолго до этого, тибетские учёные начали играть важную роль в развитии буддизма. Наиболее известный средь них — настоятель Сакьи Кунга Гьялцен (1182–1251), более известный как Сакья Пандита, или Учёный из Сакья. Сакья Пандита написал важные работы о восприятии и логике, благодаря которым его признали как воплощение Манжушри, бодхисаттвы мудрости. После смерти Сакья Пандиты в 1251 году, один из его племянников стал настоятелем Сакьи, и при поддержке монголов — правителем всего Тибета. Это было первое религиозное правительство, где лама стал главой государства. В 1354 году правительство Сакьяпа пало, ввиду коррупции и внутренней борьбы среди монгольских правителей, и власть перешла к другой школе тибетского буддизма Кагьюпа.

Монастырь Сакья контролировался аристократическим кланом Кхон, из числа представителей которого выходили иерархи этого направления буддизма. Школа Сакья-па не требовала обязательного безбрачия у духовных лиц, но существенным ограничением здесь было требование прекратить половую жизнь после рождения наследника. Однако сакьяские иерархи принимали монашеские обеты, что привело к установлению практики передачи сана настоятеля и первоиерарха школы от дяди к племяннику в рамках клана Кхон.

Доктрина школы Сакья-па восходила к учению индийского махасиддхи Вирупы, провозгласившего принцип «плод — результат», согласно которому цель пути непосредственно реализуется в процессе его прохождения. Огромное значение традиция Сакья-па придавала практике йоги промежуточного состояния (бардо). По философским взглядам последователи Сакья-па придерживались синтеза умеренной мадхьямаки и йогачары. Центральной для этой школы тантрой является «Хеваджра тантра».

Шигадзе и монастырь Ташилумпо

Шигадзе (Жикацзэ) — город на Тибете, второй по населению и значимости после Лхасы, население около 80,000 человек.

Город расположен на высоте 3600 м возле реки Брахмапутра, на слиянии с рекой Няньчу в западном Тибете. Ранее город был столицей провинции Цанг. Так же называется окружающий город административный район.

От Шигадзе до Лхасы проходит хорошая автодорога, расстояние до Лхаса — около 250 км.

В городе находится знаменитый монастырь Ташилумпо школы гелуг, один из самых крупных монастырей Тибета.

В монастыре Ташилумпо находилась резиденция Панчен-ламы. В некоторые исторические периоды Шигадзе становилась значимее Лхасы, и между Шигадзе и Лхаса могли возникать политические противостояния.

Примечателен также дзонг — городская крепость. В 1959 году во время антикитайского восстания крепость была разрушена. Во времена, когда Шигатзе был столицей Тибета, здесь находилась королевская резиденция. В настоящее время от крепости остались развалины.

Сейчас Шигадзе — красивый благоустроенный современный город с хорошей инфраструктурой, который посещает много туристов.

В 90 км от Шигадзе на верхней дороге во Лхаса расположен также город Гьянце с крупными монастырями и культурно-историческими памятниками.

В окрестности Шигадзе находятся немало монастырей большого культурно-исторического и религиозного значения, в частности монастырь Сакья в одноимённом городе.

Гянтзе

Гянтзе (Gyantse) расположен в 200 км к юго-западу от Лхасы. Это один из немногих городов, практически не испытавших на себе последствий китайского вторжения. И уже только по этой причине стоит его посетить.

Главной достопримечательностью является буддийская ступа Кумбум (Kumbum). Она находится на территории монастыря Пелкор Чоде (Pelkor Chode), основанного в середине XV в. Кумбум или ступа тысячи Будд возвышается на 35 метров, имеет 4 яруса, 7 этажей, 77 часовен, которые по мере подъема становятся все меньше и меньше. Внутри находится наиболее полное собрание тибетского пантеона — сотни статуй божеств. Статуи были восстановлены в недавнее время, так как оригиналы были уничтожены уничтожены во время культурной революции. Живопись же, напротив, хорошо сохранилась и относится к XV в. 

С верхнего яруса открываются виды на монастырь и Гянтзе. Также стоит посмотреть дзонг XIV в., представляющий собой дворец-крепость.

Озеро Ямдог-цо

Озеро Ямдог-цо пользуется славой озера с «самой красивой водой в мире». Его название можно перевести как «Яшмовое озеро на верхнем пастбище». Это буквальный смысл, а в глазах тибетцев оно означает «Бирюзовые серьги богини». Ни с одной точки нельзя увидеть озера целиком. У него есть три озера-сестрички. Они связаны между собой, вместе образуют священное озеро, которое не возможно увидеть простому человеку. Ямдог-цо, извиваясь между горами, тянется на 130 с лишним километров. Только на карте или с большой высоты можно заметить, что оно похоже на серьги, протиснувшиеся между горами. Благодаря солнечным лучам в разное время оно приобретает различные оттенки синего цвета, напоминающие грезы.

У Ямдог-цо самое чудесное заключается в том, что его источником являются талые воды снежных вершин окрестных гор Ньенчен-Тангла, но у него нет стока. Талые воды и природное испарение сохраняют необыкновенное устойчивое состояние равновесия.

Потала — дворец Его Святейшества Далай-ламы

«Говорят, это одно из самых больших зданий в мире. Даже если ты живёшь там в течение многих лет, все секреты этого здания узнать невозможно. Оно полностью покрывает верхнюю часть холма. Это целый город.

Строительство его было начато царём Тибета 1300 лет назад, когда это был просто домик для медитации. Этот домик был существенно расширен Пятым Далай-ламой в ХVII веке. Центральная часть современного здания, имеющего высоту тринадцать этажей, была построена по его указаниям, но он умер, когда здание достигло лишь второго этажа. Поняв, что он вскоре умрёт, он велел премьер-министру хранить свою смерть в тайне, поскольку опасался, что, если бы народ узнал, что он умер, строительство остановили бы.

Премьер-министр разыскал монаха, который внешне напоминал Далай-ламу, и преуспел в сокрытии его смерти на протяжении тринадцати лет, пока работа не была завершена. Но втайне он сделал камень, покрытый молитвами о скорейшем перевоплощении Далай-ламы, и камень этот был вмонтирован в стену. Его и сейчас можно видеть на втором этаже дворца. Эта центральная часть здания имеет большие залы для церемоний, около 35 часовен, богато украшенных и расписанных, четыре кельи для медитации и мавзолеи семи Далай-лам. Некоторые из них достигают высоты 30 футов и покрыты золотом и драгоценными камнями.

Западное крыло здания, которое было пристроено позже, являлось жилищем для 175 монахов, а в восточном крыле находились правительственные офисы, школа для монахов, выполнявших официальные функции, и залы Национальной ассамблеи, то есть тибетского парламента.

Мои собственные апартаменты были расположены над офисами на верхнем этаже, на высоте примерно 400 футов над городом. Там у меня было четыре комнаты. Та, которую я использовал чаще всего, имела размер около 25 квадратных футов, и стены её были полностью покрыты росписями, изображающими жизнь Пятого Далай-ламы настолько подробно, что портреты отдельных персонажей были размером не более дюйма. Когда мне надоедало читать, я часто сидел и рассматривал истории, которые рассказывали окружавшие меня великолепно подробные фрески.

Однако помимо того, что здание это использовалось как офис, храм, школа и жилище, Потала также была и громадным складом. Здесь были комнаты, наполненные тысячами бесценных свитков-икон, тханок. Некоторые из них были написаны тысячу лет назад. Были комнаты, наполненные золотыми регалиями древних царей Тибета, также имевшими возраст более 1000 лет, и различными дарами, полученными от китайских и монгольских императоров, а также сокровищами Далай-лам, которые правили страной после царей. Здесь же хранились доспехи и оружие периода всей тибетской истории.

В библиотеках находились летописи тибетской культуры и религии, около семи тысяч громадных томов. Некоторые, как говорят, весили около 80 фунтов, а иные были написаны на пальмовых листьях, привезённых из Индии 1000 лет назад. Две тысячи просветляющих томов священных писаний были написаны чернилами, составленными из порошков золота, серебра, железа, меди, перламутра, лазурита и коралла. Каждая строка была написана чернилами другого цвета. В нижней части здания находились бесконечные подземные склады и комнаты, где хранились государственные запасы масла, чая и тканей, которыми снабжались монастыри, армия и государственные служащие. В восточной стороне была тюрьма для преступников высокого ранга, что, может быть, соответствует в какой-то степени Тауэру в Лондоне. А по четырём сторонам здания были крепостные башни, на которых тибетская армия ставила часовых».

Отрывок из книги Его Святейшества Далай-ламы XIV «Моя страна и мой народ».

Монастырь Самье

Монастырь Самье — первый буддийский монастырь в Тибете. Монастырь построен около 775 царём Тибета Трисонг Деценом, который внёс большой вклад в восстановление и развитие буддизма после упадка со времени правления царя Сонгцен Гампо (VII век).

Легенда о строительстве монастыря.

Считается, что строительство монастыря начал монах Шантаракшита, один из настоятелей индийского монастыря Наланда, который проповедовал в первую очередь буддизм сутры. Считая место для строительства благоприятным, он активно приступил к строительству, но через некоторое время здание обрушилось, и строители в ужасе предположили, что это козни демона, обитающего у реки.

Однако когда из Уддияны прибыл Падмасамбхава, он смог одолеть местных богов и демонов, и успешно построил монастырь. С этого монастыря начинается история школы ньингма — первой школы тибетского буддизма. Легенда о строительстве монастыря Самье объясняет также, как тантрический буддизм смог взойти над буддизмом сутры, проповедуемым Шантаракшитой.Шантаракшина пытался построить еще несколько монастарей по близости, однако они обрушивались и строители снова подумали, что это козни злых духов и демона. Поколение строителей, строивших эти монастыри постоянно сталкивались с кознями злых духов.

Свежепостроенные монастыри в которых предполагалось проповедовать сутры, то и дело падали под их влиянием неблагоприятных для стройки мест. В 889 году строитель Синху Мэ предложил принципиально новую технологию строительства, которая позволила бы избежать многих экономическирх затрат, возникших в результате неграмтного строительства, однако за это он и все его родственники были казнены за инакомыслие и отступничество от общих идей строительства. Строение монастаря представляет собой соединенные между собой гвоздями деревянные пластины. Гвозди были также деревянными. Днем строители занимались борьбой, а вечером в совершенстве оттачивали метание ножей и сурикенов, поэтому на строительство оставалось мало времени.

Монастыри строились десятилетиями. Зачастую, бюрократичские устои существовавшей уже в то время строительной индустрии оказывали очень вредное влияние на время строительства. В 916 году управляющий делами строительства одного из монастырей присвоил в свою собственность 220 кг. золота, после чего был изгнал из монастыря с похищенным, что явилось высшей наградой для последнего. Монахи же посчитали это наказание самым тяжелым для вора, в свою очередь последний закончил свою жизнь в счастье с красивой женой далеко от жесткой дисциплины и многочасовых, ежедневных молитв. Злые духи постоянно сопровождали деятельность монахов храма.

Монастырь Ганден

Ганден — монастырь на горе Вангбур в 47 км от Лхасы в Тибете, один из самых крупных буддийских монастырей и знаменитый университет школы гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества. Ранее Ганден был одним из трёх государственных монастырей. Название Ганден (Тибетский перевод санскритского «Тушита») — легендарная обитель Будды Майтреи. Монастырь находится на высоте 4500 м.

История

Монастырь Генден был основан в 1409 году учениками Цонкапы. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников — Гендун Друбом (1391–1474), который посмертно был признан Первым Далай-ламой. Гендун Друб поручил двум другим ученикам руководить строительством, и основные здания монастыря были возведены за год.

Позже Ганден, который был поделён на два колледжа — Шарце и Жангце, превратился в огромный монастырский комплекс, в котором проходило обучение до четырёх тысяч монахов.

Монастырь был практически полностью разрушен в годы «культурной революции»(1966–1968), но потом был восстановлен. В монастыре сейчас более 200 монахов.

Находясь в удалении от Лхаса, Ганден менее популярен среди туристов и паломников, чем Сера и Дрепунг, однако исторически именно в монастыре Ганден находились руководители администрации и политические лидеры школы гелуг.

Тибетские беженцы воссоздали монастырь Ганден в штате Карнатака.

Своямбхунатх

Своямбхунатх — это одно из всемирно известных буддистских религиозных мест, которое было заложено более двух тысяч лет тому назад. На четырех сторонах остроконечной пирамиды, венчающей огромную буддистскую ступу, изображены всевидящие глаза Будды.

Своямбхунатх находится в 3 км западнее города и расположен на холме, который возвышается над долиной на 77 м. центре комплекса находится большая буддийская ступа, вокруг которой расположены десятки тибетских монастырей разных школ и направлений.

Своямбхунатх находится в Катманду.

Патан (Patan или Lalitpur)

Патан считается одним из древнейших поселений в долине Катманду. Бывший ранее отдельным городом, сейчас он составляет с Катманду единое целое. Старое название Патана, которое широко используется и сейчас — Лалитпур, что означает «город искусств». Концентрация пагод и храмов в центре города иногда даже превышает Катманду, большинство из них сконцентрированы вокруг Площади Дурбар.

История Патана

Нет информации, когда образовался город Патан, история известна лишь эпизодами. По легендам здесь был ещё Будда и его ученик Ананда.

Около 250 до н. э. индийский царь Ашока (который завоевал огромные территории и внедрил буддизм) обосновался здесь, построив с четырёх сторон ступы с надписями.

В 1000 году население Патана составляло около ста тысяч человек, тогда это был одним из самых больших городов мира.

Расцвет Патана пришёлся на XVI-XVIII века во время правления неварской династии Малла. После падения династии Малла город частично пришёл в упадок, однако туристов до сих пор поражает изысканность и многообразие храмов, пагод, дворцов, украшениями домов и резьбой.

Патан всегда был центром неварских художников, архитекторов, ювелиров, ремесленников, создавших утонченные образцы искусства.