Гималаи. Мифы и реальность | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Гималаи. Мифы и реальность

Религия Бон и Священная гора Кайлас

Бон — местная религия Тибета, сохранившаяся до наших дней, несмотря на всеподавляющее влияние буддизма. Бон — это также одно из названий самой страны — Bod или Bod yul, Тибет.

Бонские монастыри и святилища бона рассеяны по всей стране. Они особенно многочисленны в Восточном Тибете и в западных пограничных областях страны, таких как Мустанг (bLo), политически принадлежащих Непалу, но в культурном и языковом отношении — Тибету; они реже встречаются в центральных провинциях, хотя есть один важный монастырь вблизи Шигадзэ.

Таким образом, рассматриваемая нами религия все еще жива сегодня, она имеет своих приверженцев, культовые места и монастыри. Она сохранилась в окружении ламаизма и многое заимствовала из его представлений и учений; ламаизм никогда не смог полностью подавить ее. 

В тексте «Grub mtha’ lhams cad…» (N 82) говорится о трёх последовательных фазах бона: чжо бон (’jol Bon=mjol Bon in #251,p.350), кьяр бон (’khyar Bon) и гьюр бон (’gyur Bon).

Первая стадия, чжо бон, еще без литературы, здесь он был ещё просто делом преодоления враждебных сил. Вторая стадия развития, называемая «отклоняющийся бон» (’khyar Bon= dur Bon), помимо прочего, была сосредоточена на погребальных ритуалах. Она началась во время царя Дигума и была результатом сотрудничества многих религиозных учителей или глав школ, о которых теперь ничего не известно. Другими словами, эта стадия отметила начало периода развития в теории, организации и контакта с другими религиозными центрами, возможно, и за пределами Тибета. Третья стадия называется Гьюр бон, «видоизменённый (смягчённый) бон» (’gyur Bon), потому что на этой стадии бон почувствовал необходимость принять форму учения, без чего ранее обходился, а также, вероятно, изменил некоторые ритуалы и присвоил значительную часть буддийских учений. Очевидно, этот период начинался Шенрабом, который в конце концов был запечатлен в боннской литературе как откровенный коррелят Будды.

Если не брать во внимание некоторые краткие тексты, найденные в Центральной Азии, то можно сделать вывод, что добуддийская религия Тибета должна была пройти долгую эволюцию, прежде чем суметь конкурировать со сравнительно более строгой структурой буддизма. Следует помнить также, что многие священные тексты, представляемые нам сегодня как часть стройного учения бона, были написаны в сравнительно поздний период и под очевидным влиянием буддизма.

Из буддизма пришла и классификация бонских священных текстов на два собрания: на Ганжур (bKa’gyur), содержащий откровения Шенраба, и на Данжур (bsTan’gyur). Представляется, что учение Бон стало обретать литературную форму примерно в то же время, когда буддизм начал проникать в Тибет.

Например, ритуальные обычаи, передававшиеся до тех пор по традиции тантристами и боннскими жрецами, подверглись процессу кодификации. Изначально целью ритуалов было обеспечить защиту, и помощь царю, племенным вождям и привилегированным семьям, так же как и в ритуалах современной народной религии, до сих пор сосредоточенной на защите от сил зла в ситуациях кризиса и опасности для жизни.

В Тибете двенадцать, а позднее сорок малых князей (sil ma) боролись между собой, постоянно опасаясь вторжений из соседних стран. Каждый из этих местных правителей управлял лишь небольшой территорией, этнически не вполне однородной; он давал свое имя этим землям или получал свое имя от них. В этих малых княжествах делами заправляли несколько могущественных семей, возводивших свою родословную к небесному предку, часто в виде горы, и выполняли соответствующие ритуалы.

Священные места, как на равнинах, так и в горах, назывались сэкан (gsas khang). В течение 12 лет Шенраб Миво ежегодно посещал одну гору, которая как раз и была таким сэкаром (gsas mkhar), то есть священным местом бона, и вершил там свой труд откровения, осуществляя свою первую миссию.

В религиозном контексте, где горы считаются священными, мотив рождения от горы или из пещеры связывается со многими местностями вокруг Тисэ (Кайласы).

Невозможно классифицировать эти божества строго логическим путём, ибо речь идёт о независимо возникших культах

богов-предков, тем более не поддаются строгой систематизации божества местности, например, такие, как божества гор-предков.

Например, отдельные божества (srid pa’i chags pa’i lha dgu ) приравниваются к определенным горам, начиная с Ведэ Гунгьяла (’O de gung rgyal), именем которого и поныне называется гора в районе Вёлха (’Olkha). То же можно видеть и в именах царей Тибета. Семеро из них ведут происхождение от гор. Трое, начиная с Ньяти-Цэнпо, получили имя названия горы Лхари Ньянто (Lha ri gyang tho) в Конпо, двое — от Поталы в Лхасе, а двое от Шамцо Лацэ (Sham po la rtse) в Ярлуне.

Горы, от которых произошел предок или жил на них, обладают особой святостью, и с ними связаны космогонические и теогонические рассказы или сложные философские интерпретации. Из-за священной природы такие горы становятся душой данной страны, они обеспечивают ей вечность и защиту людей, живущих у её подножия.

Самый известный пример такого рода — это Тисэ (гора Кайласа в Западном Тибете). Она поднимается над небесной сферой, как зонт с восемью спицами (rtsibs), а над землёй, как восьмилепестковый лотос, как разостланный ковер (N2, p.3а). Она — спинной хребет мира (’Jam bu gling lte ba,N2, p. 28b), престол небесной богини Намчи Гунгьял, или Сипэмэн.

Кайлас — это Бонри (Bon ri), Гора бона, или Шаншун Бонри-бонская гора Шаншуна; это- Лари Ганкар Тисэ, Душа-гора. Душа-гора Шаншуна — это лестница, одновременно поднимающаяся в небеса и спускающаяся с небес (mtho ris them skas) и поэтому имеющая ту же функцию, что и «небесный шнур» (dmu thag или gnam thag), соединяющий небеса и землю. Тело учителя Шенраба произошло от горы Тисэ (Кайлас), на которой по шиваитской традиции пребывают Шива и Парвати. У небесного воинства богов Геке (Ge khod) там есть дворец.

Согласно традиции, которой следует «Пэма Тан-йиг» (Pad ma thang yig), этих богов всего триста шестьдесят; очевидна идентификация Тисэ с осью мира, на которой вращается год с тремястами шестьюдесятью днями. Гору представляют в виде огромного чортена (mchod rten) из горного хрусталя или в виде дворца, где обитают разные семьи богов. Он имеет четверо ворот с четырёх сторон света: с востока, севера, запада и юга. Их охраняют китайский тигр (rgya stag), черепаха(rus sbal), красная птица (bya dmar) и бирюзовый дракон (g.yu ’brug) соответственно. А методы (thabs), ведущие к спасению, символически отождествляются с горой-отцом, тогда как озеро Манасаровар (Ma pham), воспринимаемое как мать, символизирует идею мудрости (ye she). Здесь мы, очевидно, имеем дело с гностической интерпретацией, наложенной на ранее существовавшие мифические представления о горе-отце и озере-матери.

Также не следует забывать, что с самых древних времён район вокруг горы Кайласа и озера Манасаровар был важным центром, привлекавшим индийских паломников и верующих со всех прилегающих регионов. [Giuseppe Tucci, Le Religioni del Tibet,1970,Roma].

Значительные фигуры Тибетского буддизма

Здесь изложено краткое описание богов и богинь обширного пантеона Тибетского буддизма и значительных исторических фигур. Это не исчерпывающий академический доклад-), но он поможет Вам распознавать некоторые образы на фресках и в скульптурах во время путешествия. Первыми написаны Тибетские имена, в скобках же переведенные с санскрита. Исключение составляет Sakya Thukpa, который в Тибете широко известен под своим санскритским именем Sakyamuni.

Будды.
Sakyamuni (Sakya Thukpa) — исторический Будда, чье учение устанавливалось при зарождении буддизма, как религии. В тибетском стиле он представлен сидячим, скрестив ноги на троне из цветка лотоса. Над темно синими волосами ореол просвещенности. Будда имеет 32 общепризнанные признака на своем теле, включая точку между глаз, шишку на вершине головы и Колесо Закона в ногах. Его левая рука держит шар, а правая контактирует с землей. Чаще всего находится в окружении двух учеников или бодхисатв.

Marmedze (Dipamkara)
Существовал до Sakyamuni (Sakya Thukpa) и провел на Земле 100.000 лет. Его руки сложены в положении «защиты». Чаще всего этого Будду изображают в компании с Настоящим и Будущим буддами.

Őpagme (Amitabha)
Этот Будда проживает на земле бесконечного света. Красный Будда сидит в позе для медитации и держит в руке шар.

Tsepame (Amitayus)
Будда долголетия, похож позой на Будду Őpagme (Amitabha) — тоже красный и руки сложены в позе для медитации, но рядом с этим Буддой находится кувшин с эликсиром бессмертия.

Medicine Buddhas (Menlha)
Будда медицины держит в левой руке исцеляющий шар, а в правой лекарственные травы. Он часто изображен в группе из восьми Будд.

Будды Dhyani (Gyawa Ri Gna)
Каждый из пяти Будд имеет свой цвет, различные позы, символы и признаки. Opagme (Amitabha) первый из них.

Бодхисатвы
Это просвещенные существа, которые избавляют каждого в мире от страданий перед непосредственным выходом в нирвану. В отличие от Будд они украшены драгоценностями и коронами.

Chenresig (Avalokiteshvara)
Прекрасный, нежный Chenresig является бодхисатвой сострадания. Он пристальным взглядом, полным сострадания смотрит на мир. Далай Лама планировал перевоплощение для Chenresig (как короля Songtsen Gampo), изображения Далай Ламы и Chenresig взаимозаменяемы, в зависимости от политического климата в регионе. В варианте с четырьмя руками, хорошо известном в Тибете под именем Tonje Chenpo, его тело белое и сидит он на цветке лотоса. В руках держит хрустальные бусинки четок — драгоценные камни, которые выполняют любое желание. Шкура оленя свисает с левого плеча.

Встречается также сильный 11-головый и 1000-рукий вариант. В этой версии голова бодхисатвы может взорваться при решении несметного числа проблем. Одна из его голов — это гневный Chana Dorje (Vajrapani), а остальные Őpagme (Amitabha). Каждый 1000-рукий имеет глаз на ладони. Его восемь основных рук держат лук и стрелы, лотос, четки, вазу, колесо и посох.

Jampelyang (Manjushri)
Бодхисатва мудрости, Jampelyang является первым божественным учителем буддистской религии. Ученики часто обращают свои молитвы к нему. В правой руке он держит пылающий меч сознания, который уничтожает невежество. В левой руке — исток священного писания на полуоткрытом цветке лотоса, а левая рука делает жест поучения. Чаще всего он встречается желтым цветом с голубыми волосами или короной на голове.

DRŐLMA (Tara)
Бодхисатва женского пола, имеет 21 различное проявление. Drolma также известна, как спасительница. Она родилась от слезы сострадания упавшей из глаз Chenresig, выступает покровительницей Тибетцев. Символизирует чистоту и плодородие, выполняет просьбы верующих. Обычно изображают зеленую Taру, которая ассоциируется с ночью или Drolkar (Белая Тара), ассоциирующуюся с днем. В зеленой версии бодхисатва сидит на половине позиции лотоса с правой ногой опущенной вниз. В белой версии она сидит в полной позиции лотоса, имеет семь глаз на теле включая лоб и обе ступни ног.

Продолжение следует…

Буддистские монастыри и гроты:

Beijing — Great Bell Temple (Dazhong Si)
— Universal Rescue Temple (Guang)
— Cudrania Pool Temple (Tan Zhe Si) — 45km W, самый большой буддистский комплекс 3в НЭ
— Jeitai Si, Badachu Si, Fanai Si (там же)
Jixian (90km E Beijing) — Temple Of Solitary Joy (Dule Si) — 1000 летний, деревянный, 16м статуя Будды о 10 головах — Bodhisattva из терракоты.
Zhengding (Hebei) — (250km N Beijing) — Longxing Si, 1000 летний 20м бронзовый Будда.
— Temple of Great Mercy (Ci En Si)
Tai’an (Shandong) — Divine Rock Temple (Lingyan Si) — на северном склоне г.Tai Shan- 9 октагональных пагод, старый, большой (500 монахов) монастырь.
Nanjing ( Jiangsu ) — (22km NE) — Morning of Bird Temple (Qixia Si) — одна из самых важных семинарий.
— 1000 Buddha Cliff (Qianfo Xuanya) — 479–502 AD
Putuoshan (Zhejiang) — Pujichan Si
Hangzhou (Zhenjiang) — Temple Of Soul’s Retreat (Lingyin Si) — 326 AD, 20м статуя Будды Siddharta
Xiamen (Fujian) — Southern Buddhist Temple (Nanputuo Si)
Taiyuan (Shanxi) — Jinci Si (25km SW) — AD 1023 — 1032, интересная архитектура, канал, зеркальная терраса.
Dantong (Shanxi) — город ничто, рядом: Huayan Si, Shamhua Si, Xuankong Si, Yungang Buddhist Caves (Cloud Ridge Caves) — V BC, 50000! Скульптур этого периода
Huashan (Shaanxi) — (75km SE Dantong) — Yuguan Si — VI AD
Zhengzhou (Henan) — (80km W)- Shaolin Si — V AD, основан индийским монахом Bodhidharma исповедовавшим Сhan (Zen) Buddhism
Luoyang (Henan) — White Horse Temple (Baima Si) — 1 AD! Пещеры Gongyi Shi (+ много других)
Foshan (Guandong) — (28km SW Guangzhou) — Ancestor Temple (Zu Miao) — 11в, множество раз переделывался, 2,5 тн бронзовая статуя бога Beidi
— Xiqiao Shen (рядом)
Zhongdian (Ynnan) — (10km SE) — Dabao Si — один из самых ранних буддистских монастырей.
Congqing ( Chongqing ) — (160km NW) — Dazu Xian — знамениты своим буддистским grotto art, рядом Luoshan Si (Arhai) — 1000 лет (?).
Leshan (Sichuan) — Da Fo (Grand Buddha, 71m-h)
Chengdu (Sichuan) — Wenshu Yuan Mon — Tang Din
-Zhaojue Si — Tang Din
Lanzhou (Gansu) — (75 km SW) — Bingling Si (1000 Buddha Caves Temple)- 420 AD, буддистские гроты (183 пещеры), 694 скульптуры, 82 глиняные фигуры, фрески.
Dunhuang ( Gansu ) — Mogao Ku (Caves) — Zhou, Sui, Tang Din Caves — буддистское искусство высшего качества.
-Western 1000 Buddha Caves

Священные пики буддистов (Срединного Царства):
1. Jiuhua Shan ( Anhui ) — 99 пиков в виде гряды, макс 1342м, около 70 монастырей и храмов.
2. Emei Shan — ( Sichuan ) — 3099м, множество древних (14-го века), но сильно реконструированных монастырей и храмов.
3. Wutai Shan — ( Shanxi ) — монастырская деревня Taihuai, замечательная архитектура, храмы.
4. Tiantai Shan (Zhejiang) — множество монастырей 6в — Guoqing Si, Baijingtai Si, принадлежащей секте «Тянтайского Буддизма», испытывающей сильное влияние даосской философии.

Ламаизм

Ламаизм получил свой завершенный вид, а структура его учения и ритуалы были окончательно сформированы к концу XV века (Цзонкапа умер в 1419г.). Все школы и религиозные движения, принимавшие участие в этой эволюции, продолжавшейся несколько столетий, в ходе её постепенно достигли полной зрелости. [Tucci]

Следует помнить, что тибетская форма буддизма, обычно называемая ламаизмом, вобрала в себя многие ритуальные элементы и магические приёмы, а также многочисленные культы местных божеств, сложившиеся здесь задолго до появления буддизма. Поэтому понятны расхождения между литургическими формами и концепциями ламаизма и того классического буддизма, который был зафиксирован в индийских текстах. [Tucci]

Как всякое мировое учение, как и всякое гениальное произведение, буддизм, живя, переходя от одного поколения к другому, от одной страны к другой, оставаясь всё тем же, по-разному принимался своими последователями; по-разному выдвигалась, то отходила на задний план та или другая сторона.

В VII веке нашей эры, буддизм и проникает на север за Гималаи в Тибет, где царил тогда могущественный государь Сонцэн Гампо. Его министр Тонми Самбхота едет в Индию для изучения санскрита и буддийской науки, изобретает изумительное по своей приспособленности к односложному языку национальное тибетское письмо и кладет начало тибетскому литературному языку и национальной литературе.

Проникает буддизм в Тибет в том виде, в каком он был распространен в Индии. Из лиц, посетивших в ту пору Тибет и распространявших буддизм, особенно яркой личностью был Падмасамбхава. Этот буддийский проповедник, мистик и маг нашел себе в Тибете самую благодатную почву для посева учения, которое не довольствуется прежними средствами для достижения спасения, но ищет его в мистическом единении с могучими, сверхъестественными силами, в обретении путём чар и волхований волшебной силы.

Рассматривая ламаизм, мы должны различать собственно буддизм и добуддийские верования, мифы и ритуалы Тибета, которые ламаизм искусно переработал и включил в собственный религиозный мир. Это наследие из магии и религии, полученное ламаизмом, конечно, не было полностью ввезено из Индии, хотя оно часто систематизировалось в составленных на индийский лад ритуальных схемах. [Tucci]

В XI веке после временного упадка и гонения при царе Ландарме буддизм в Тибете возрождается с особой силой при содействии знаменитого индийского учителя и писателя Джобо Атиши и его учеников-тибетцев (например, Дромтона Гьялвэ-Чжуннэ (1003–1063 или 1064 г.)). Атиша (прибыл в Тибет в 1042г. и умер в Ньетане в 1054г., -[Giuseppe Tucci, Le Religioni del Tibet,1970,Roma])был представителем течения Махаяны, которое наравне с философскими рассуждениями, изучением литературы, устремлением на путь ботхисаттвы допускало и мистический тантризм, то есть более скорый, «совершенный» способ достижения спасения путём мистического единения с Буддами, Бодхисаттвами, с женскими ипостасями ботхисаттв, с их женственной силой путём обретения мистической, волшебной способности побеждать закон причинности, для чего необходимы были заклинания и колдовство. Вместе с тем Атиша обращал особое внимание на этику-этику буддийского монашества.

В результате деятельности Атишы в Тибете образовалась новая особая школа, или секта, можно называть как угодно, которая значительно отличалась от бывшей до того секты последователей Падмасамбхавы своим аскетизмом, строгими правилами монашеской жизни в духе первоначальной буддийской общины.

Атиша является, по-видимому, центральной фигурой тибетского буддизма; хотя основанная им секта кадампа не получила очень широкого распространения и впоследствии исчезла, тем не менее значение как самой школы, так и её основателя оказалось выдающимся в истории тибетско-монгольского буддизма. Сами ламаисты высоко чтут учителя Атишу, приравнивают его к великому основателю буддизма, называя его вторым Буддой.

Помимо того, что разные школы и секты ламаизма восходят к Атише, этот индийский ученый делается прототипом того особого направления Махаяны, которое стало чрезвычайно распространенным в Тибете и Монголии, таким характерным для этих стран.

Цзонкапа. Гелугпа и Далай-ламы.

Буддизм и государственная власть, политико-административное объединение Тибета — это тот круг проблем, который проходит через всю историю этой страны. Осознанная или даже не осознанная до конца, эта идея прямо связана с желанием объединить школы тибетского буддизма под одной крышей и сделать эту школу оплотом государственной и административной власти. Таков был смысл реформ Цзонкапы и появления на свет школы Гелугпа — Желтых шапок — и Далай-лам как верховных священнослужителей и глав государственной власти. Тибетская правящая верхушка оказывала активное покровительство реформаторам и их стремлению создать новую школу тибетского буддизма
[Ya Hanzhang,1994,p.3].

Цзонкапа (Цзонхава) — собственное имя Лосан Дакпа (Tsong kha pa Blo gros grags pa), родился в 1357 году в местности Цзонка (овраг дикого лука), на севере Тибета в провинции Амдо, по китайской топонимике это пограничный с Китаем район в Цзунгэ (совр. г. Синин, пров. Цинхай). Отец его был на юаньской службе в должности дарухачи (дарга).

Цзонкапа, став монахом, долго изучал разные системы буддизма от представителей различных сект и у вероучителей разных школ — направлений тибетского буддизма: Сакья, Кагьюпа, Кадампа, Шалу. Логике его учил Рэмдава, сакьяский наставник. Цзонкапа стал знатоком всех основных буддийских наук, включая Тантру и йогу, уроки последних он получил от их знатока Умапа.

Примерно в 1388 году Цзонкапа рекомендовал своим последователям, учителям и ученикам, носить желтые шапки, что и стало отличительным знаком новой школы тибетского буддизма. [Кычанов Е. И., Мельниченко Б.Н.].

Цзонкапа понимал, что верующих может объединить большая соборная молитва. В 1399 году в цзоне Олка он провёл первый монлам в 15-й день нового года. Цзонкапа лично возрождал большие собрания верующих буддистов. Первое такое собрание известно в 1076г., затем монлам имел место в 1277 г. [Цзанцзу цзяньши, 1985, с.183–184].
В 1397 г. в диспуте с Цзонкапой потерпел поражение известный буддист Гьялцен Дже. Он и столь же известный буддист Рэмдава вскоре стали одними из лучших учеников Цзонкапы и главными его помощниками. [Кычанов Е. И., Мельниченко Б.Н.].

Его прежний учитель Рэмдава посвящает своему талантливому ученику следующие стихи:

Поклоняемся стопам Лосан Дакпа,
Прославившегося мудрым,
Цзонкапы, высшего украшения тибетских мудрецов,
Авалокитешвары, великого клада непостижимого милосердия!
Манджушри, знающего совершенно всё!
[Цзонхава, 1913, с.XXIII].

В 1408 г., когда Цзонкапе было 52 года, ему было видение Манджушри, который сказал: «Если ты восстановишь храм Джово в Лхасе и его опоры (тела Будды) и если ты устроишь там праздник великих чудес Будды, то за это последует много добра для живых существ и Учения». Тогда Цзонкапа решил праздновать Большой путь (Монлам ченмо) в Лхасе. Политическая суть монлама была определена тем, что участвовать в нём были приглашены правители Тибета из дома Пагмодупа и все крупные жертводатели монастырям Центрального Тибета [Blondeau,1997,p.75–76].

В 1409 г. был проведен общетибетский монлам, новогодний праздник, с грандиозным представлением о принятии Тибетом буддизма. Цзонкапа сделал эти собрания-празднества ежегодными.

По традиции именно с монлава 1409 года ведётся отсчёт школы Гелугпа. Во время первого монлава было решено построить монастырь Ганден. В монламе приняли участие более 10 тыс. монахов, сотни светских лиц, потрачены тонны масла и зерна, мясо 220 яков и овец, 500 плиток кирпичного чая. «Гелугпа» — название новой школы — истолковывалось как «хороший (образцовый) порядок» [Цзанцзу цзяньши, 1985, с.184].

Новая школа создаёт свои монастыри:

1409г. Основание монастыря Ганден (dGa’ ldan) школы гелугпа.
1416г. Основание монастыря Дэпун (’Bras spungs) школы гелугпа.
1418г. Основание монастыря Сэра (Se ra) школы гелугпа.
1437г. Основание в Каме монастыря Чабдо (Chab mdo) школы гелугпа.
1447г. Основание в Цане монастыря Ташилхунпо (bKra shis lhun po) школы гелугпа.

В 1419 г. Цзонкапа скончался.

В 1432 г. настоятелем монастыря Ганден стал Кедуб Чже, будущий первый Панчен-лама. Он победил в диспуте главу «Красных шапок» Ринченпа. Став настоятелем Гандена, он построил зал, в котором была помещена большая ступа с останками Цзонкапы, и написал его жизнеописание. [Кычанов Е. И., Мельниченко Б.Н.].

Новая секта или школа, очень быстро распространилась по всему Тибету, то вытесняя, то поглощая, как, например, кадампа, старые секты, и сделалась безраздельно господствующей, хотя, тем не менее большинство старых сект сохранилось. [Б.Владимирцов].

После того, как Сонам-Гьяцо (1543–1588) обратил в буддизм монголов Алтан-хана, появился институт Далай-лам. Титул «Далай-лама» Алтан-хан сначала преподнёс Сонаму Гьяцо, а тот назвал этим титулом и своих предшественников: Гэндундуба, уроженца местности Шаб в Цзане (1391–1475) и Гэндуна Гьяцо (1475–1542), уроженца Цзана. [Tucci]

Гэндун Гьяцо основал монастырь Чакарджал у озера, на берегу которого предсказывали будущее. [Кычанов Е. И., Мельниченко Б.Н.,с.109].

Престиж гелуг (гелукпа), называемый также гандэнпа (dga’ldan pa), ещё более возрос, когда рядом с Пятым Далай-ламой появился ещё один высокий иерарх школы. Им стал Панчен-лама — от санкритского термина — махарандита — великий учёный; его резиденцией был монастырь Ташилхунпо.[Tucci]

Панчени тоже были перерожденцами, в которых обрело своё обиталище божественное присутствие Будды бесконечного Света — Амитабхи. Учение о воплощениях Панчен-лам было введено Пятым Далай-ламой (Агван Лобсан Гьяцо, 1617–1682) для того, чтобы возвысить ранг настоятеля монастыря Ташилхунпо Лобсан Чойкьи Гьялцэна (1570–1662). Это учение подтверждала последовательность перерождений Панченей от Кедуба Чже, так что Лобсан Чойкьи Гьялцэн стал четвёртым в этом ряду. [Tucci]

Так, Далай-лама, являющийся перерожденцем бодхисаттвы Авалокитешвары, почитается во всем ламаистском мире выше Панчена, который признается перерожденцем Будды Амитабхи, эманацией, духовным сыном которого является именно бодхисаттва Авалокитешвара. Произошло это благодаря тому, что к XVII веку, когда появился этот догмат, «великие ламы» — перерожденцы, теперь объявленные воплощениями Авалокитешвары, успели приобрести огромный авторитет и влияние. Значение их ещё больше усилилось, когда пятый, так называемый «великий» Далай-лама стал и светским правителем Центрального Тибета. [Б.Владимирцов].

Как уже указывалось, эта эволюция школы знаменовала заметный рост её престижа: теперь три высших духовных иерарха Тибета принадлежали гелуг — Далай-лама, Панчен-лама и Ти — Ринпоче, или великий настоятель монастыря Ганден. [Tucci]

Итак, секта гелуг (гелукпа), основанная Цзонкапой, быстро распространяется в Тибете, начиная с XVI века и в Монголии. Её последователями делаются западные монголы, ойраты, часть которых в XVII веке перекочевывает на Волгу, где они живут до сих пор, исповедуя всё ту же свою веру. Распространяется буддизм в форме секты «желтошапочников» и среди других наших соотечественников-бурят. [Б.Владимирцов].

Поэтому теперь, говоря о тибетско-монгольском буддизме, о ламаизме, имеют ввиду именно секту гелугпа, с которой, кстати сказать, лучше всего и знакомы в Европе.

Буддизм в той форме, в какой он существует в Тибете и Монголии, до сих пор остается живой верой многих миллионов людей, до сих пор чарует ум и сердце человека Центральной Азии, выдвигает разных выдающихся деятелей. [Б.Владимирцов].

6 главных монастырей секты тибетского ламаизма Гелукпа/Gelukpa — Желтые шапки/Yellow Hat Sect.

1. Labrang Mon (Labuleng Si) — (Xiahe, Gansu)- 2920м над уровнем моря, основан в 1709г., 3км пилигрим — пути с 1174 кольцами. В монастырь включено около 40 других монастырей поменьше.
2. Ganden Mon (Tibet)
3. Sera Mon (Sela Si) — (Lhasa, Tibet)
Прим: рядом Pabonka Mon
4. Drepung Mon (Zhebang Si) — (Lhasa, Tibet)- осн в 15-м веке, самый большой
5. Tashilhumpo Mon (Shigatse, Tibet) — основан Панчен Ламой в 1447г, гигантская (27м) статуя Будды.
6. Kumbum (Taer Si) — (Xining, Qinghai)- место рождения основателя секты Tsong Hapa. Осн в 1577г.
Прим: относительно рядом Wufeng Si
Другие интересные места:
Wudang Zhao — 2,5 часа от Baotou (Inner Mongolia) — в 1749г здесь еще было более 1200 монастырей.
Meidai Zhao — посередине между Baotou — Hohhot — небольшой, красивый, малопосещаемый мон.

12 главных монастырей секты тибетского ламаизма Кармапа/Karmapa — Красные шапки/Red Hat Sect.

1. Samye Mon (30km W-Tsetang, Tibet) — первый монастырь на Тибете
Прим: 12km SW Tsetang — Yumbulagang (первое на Тибете здание, по дороге в мон, чуть в стороне).
Trandruk Mon — маленький, но один из самых старых
2. Samding Mon — отличные виды вокруг, в том числе и на оз. Yamdrok-Tso (оз. Оракула — по преданию можно узнать будущее, посмотрев в его темно- синие воды, читая молитву…)
3. Rongphu Mon — высокогорный монастырь с видом на Эверест.
4. Sakya — северный и южный монастыри в городе.
5. Pelkhor Chode Mon (Kumbum Stupa 10000 images) — Tibet — осн в 1418г.
6. Beijing — Lama Temple — один из важнейших за пределами Тибета
Другие монастыри Кармапа:
7. Fuguo Si — возле г.Baisha (фрески)
8. Yufeng Si (Jade Peak Temple) — 5km от г.Baisha, у подножия горы Yulong Xueshan. Знаменит своей камелией Wanduo Shancha (Camelia Tree of 10000 blossoms)- цветет между февралем и апрелем
9. Wenbi Si
10. Zhiyun Sin Si
11. Wonshay Si
12. Puji Si — Lijiang (Yunnan) — 5km NW, монахи с радостью нанимаются гидами по окрестным мон:

Ламаистские монастыри и учреждения:

Xiahe (Gansu) — Лабранг: 6 институтов: эзотерического буддизма, высшей и низшей теологии, медицины, астрологии и права.

Langmusi (Gansu) — большие тибетские буддистские монастыри, в каждом по 600 монахов.

Dege (Sichuan) — Bakong Scripture Printing Lamasery — хранилище древних деревянных дощечек с текстами (одно из 3-х наиболее важных кроме Лхасы и Шигатце), единственный в мире экз копии истории индийского буддизма на хинди, санскрите и тибетском (550 дощечек). Основано 250 лет назад.