Духи стихий. Экспедиционный сплав в Туве по дикой таежной реке Мифы и реальность | Ветер Свободы
Поделиться с друзьями:

Духи стихий. Экспедиционный сплав в Туве по дикой таежной реке Мифы и реальность

Мифы и реальность

О ЕНИСЕЙСКИХ СТАРОВЕРАХ 

«Чем выше по Енисею, тем крепче вера», — так говорят сами староверы (поэтому наиболее богомольные живут в скитах, вне этих сел). Староверы практически ничего не покупают в магазинах, кроме самого необходимого: керосин, соль, спички. Основные занятия: зимой — охота, а летом — сельское хозяйство. Живут очень замкнуто и с приезжими общаются неохотно, здесь никто не даст вам воды из своей кружки, не пригласит в избу, не будет позировать перед объективом. Практически не пьют водку. Есть, правда, и такие, кто не прочь посидеть с туристами за вечерним столом и пропустить по маленькой. 

Питание староверов строго регламентировано. Основное правило — соблюдение постов. В посты «разрешение» зависит от типа поста и чина святого этого дня. Выделяются следующие типы разрешений: «сухоядие», «разрешение на пиво», «разрешение на соковую кашу», «раз-решение на рыбу». Пить чай считается грехом. В мясоеды разрешается есть все, однако старообрядцы используют в пищу только мясо животных с раздвоенным копытом; также нельзя есть мясо животных с лапами: зайцев, медведей, сусликов и прочих, а также мясо животных, убитых током или тупым предметом, поэтому скот забивают так, чтобы кровь вышла одновременно с наступлением смерти. Шкуру свиньи «не оснимывают», а палят, потому что огнем очищается мясо (свинья ест нечистоты). Из диких птиц в пищу используют только уток, гусей, глухарей, рябчиков. 

О ТОМ, КАК ДЖЕЛБЕГЕ ПОЖИРАЕТ ЛУНУ, СОЛНЦЕ И ЗЕМЛЮ 

Давным-давно жило на этом солнечном свете существо под названием джелбеге, оно пожирало все — воду, людей, деревья и даже камни. И потому-то с этого света послали туда, наверх, письмо тридцати трем небесным Гурмусту. А каким, спросят, образом послали? Это было письмо, написанное золотыми чернилами; развели огонь и сожгли его, говорят. Ведь иначе ничто не могло полететь к Гурмусту — не было же еще самолетов! Написали на бумаге золотыми чернилами, раздули огонь и таким образом послали письмо. И так, говорят, дошло оно до тридцати трех Гурмусту. 

Когда письмо дошло туда, и тридцать три Гурмусту прочли его и посоветовались, Бурган Башкы послал из тридцати Гурмусту Очирвана, чтобы он навел порядок, и наказал ему: 
— Управься с джелбеге из нижнего мира, да и возвращайся! 

Это существо, этот бурган по имени Очирван, сжег землю верхнюю и опалил землю нижнюю. И, когда он приближался таким образом, джелбеге нырнула в ядовитое озеро и залегла на его дне. 

Это ядовитое озеро хлебал теперь сам бурган Очирван, он хлебал его, хлебал и, стало быть, все его выпил. А когда он выпил его, выпил до дна это ядовитое озеро, оказалось, что там лежит джелбеге. И, увидав, что там лежит джелбеге, Очирван сказал; 

— Лишая весь этот свет покоя, ты пожирала скот, пожирала людей и поджигала скалы. Тридцать три Гурмусту послали меня управиться с тобой, Что ты можешь на это возразить? 
— Мне нечего возразить, то, что я делала, худо! — отвечала джелбеге, 
Тогда он разрубил ее золотым очуром, разрубил ее таким образом: переднюю часть отдал Аи Хааркану — Милостивому Месяцу, а заднюю часть — Хюн Хааркану — Милостивому Солнцу. 
— Ты, труженик, владей этой частью! А ты, стойкий 
маленький муж, владей ее грудью. Вся сила теперь в ее груди! 

И так как он это сказал, существо под названием «джелбеге» и теперь еще там — на Милостивом Месяце. Кровь и нечистоты джелбеге капали оттуда и стали червяками и муравьями, насекомыми — мухами и слепнями. Получилось так, что все это возникло из крови и нечистот джелбеге. Вот по какой причине все это появилось! 

Это — языческое слово из давних-предавних времен. 

О ТУВИНСКОМ ЯЗЫКЕ 

Когда-то, давным-давно, не было живых существ. Скот и люди произошли от земной коры, из земли вышли они и выросли. 

И тогда пришлось Хан Гэрди, Бургану Башкы и ежу сидеть вместе и подумать, какими же быть теперь людям. 

Один спросил, мол, как же их теперь называть, другой сказал, что им нужно раздать названия. Одни хотят стать монголами, другие — халха, а третьи — бурятами: и так и роздали названия всем народам демократических государств. 

Ая-яй-яй, и тогда люди, которых нарекли тувинцами, хотели получить свой язык. А эти трое как раз раздарили языки. И после того, как они целых три дня раздавали языки — тувинцы остались и вовсе без языка, у них просто не было языка, как у скота. «Что же теперь будет?» — подумал Бурган Башкы и забеспокоился. Позвал он к себе ежа, и еж явился к нему. 

— Ты подготовил уже поверхность земли, и мы создали из этой земной коры всех живых существ и разные народы. А вот этот тувинский народ остался теперь без 
языка. Все языки уже розданы другим странам. 
И продолжали Хан Гэрди и Бурган Башкы: 
— Ну, решай, какой им нужно дать язык, наши знания уже исчерпались! 
— Ты роздал все языки народам, теперь возьми ото всех этих языков понемногу для тувинцев. Тогда и у них будет свой язык,- ответил еж.  

Да, и потому-то у нас, тувинцев, такой язык, в который каждый из многих народов вложил что-то свое: якуты, узбеки, казахи, монголы, китайцы и русские. Из языков всех земных созданий что-то вошло в наш язык. Это удивительный язык. И все-таки тувинскому народу смогли таким образом, хоть и с трудом, но дать свой язык. Потому-то в этой стране не умеют говорить на нашем языке.